6 причин ввести KPI для сотрудников
Мало найдется сотрудников, которые хоть раз не столкнулись бы с KPI в том или ином виде. И мало найдется компаний, которые еще не ставят KPI хотя бы в основных подразделениях. Но действительно ли показатели эффективности так необходимы, как утверждают бизнес-консультанты?

Мы спросили HR-экспертов, когда нужно внедрять KPI, а  в каких случаях от этого лучше воздержаться.
И 8 ситуаций, когда это только навредит
20 апреля 2023 года
Автор
Елена Тимофеева
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Какими бывают KPI
KPI (key performance indicators) — ключевые показатели эффективности, достижение которых помогает компании двигаться к поставленным целям или решать проблемы. Система KPI разрабатывается для отдельных сотрудников, чаще руководителей, и привязывается к премиям или бонусам.
Нашей компании 10 лет, и больше половины этого срока у нас существуют KPI для руководителей объектов, шеф-поваров и для некоторых административных позиций. KPI различаются для разных позиций и могут включать такие показатели, как экономия фонда оплаты труда, выплаты аутсорсингу и расходы на закупку продуктов и хозтоваров.
Виолетта Гришина, HRD компании FreshCafe, крупного оператора корпоративного питания в Москве
На данный момент мы разрабатываем метрики эффективности для всех отделов компании. Пока в «Хекслете» внедрены KPI только по двум направлениям: маркетинг и продажи, так как сотрудники этих подразделений напрямую влияют на выручку. KPI привязаны либо непосредственно к продажам, либо к значимым метрикам, например к количеству лидов.
Людмила Семёнова, директор по персоналу образовательной платформы «Хекслет»
Как и в большинстве ретейл-компаний, в нашей есть KPI. Например, в магазинах с большой проходимостью целевыми показателями могут быть план продаж, процент потерь, сопоставимые продажи (LFL, like for like). В менее популярных магазинах это будет LFL, к нему добавится конверсия в покупку (CR, conversion rate), среднее количество товаров в чеке (UPT, unit per transaction).
Артем Панфёров, директор по персоналу сети магазинов modi
Когда стоит внедрять KPI
KPI — удобный управленческий инструмент, но его необходимо адаптировать к конкретной компании. Разрабатывать и внедрять уникальную систему KPI, получать опыт неизбежных ошибок и просчетов — всё это долго и недешево, поэтому подходить к вопросу стоит осознанно.

Когда имеет смысл внедрять KPI:
  • KPI заметно подстегнет мотивацию
Мы считаем, что KPI в нашей компании работают эффективно, так как позволяют руководителям чувствовать себя не просто управленцами-администраторами, а предпринимателями и хозяевами объектов. У людей есть возможность и мотив влиять на выручку, придумывать «фишки» для продаж, экспериментировать с вариантами экономии или вложения средств из бюджета.
Виолетта Гришина
  • Компания активно растет
Внедрять KPI мы начали пару лет назад, когда компания стала активно расти и расширять штат. Например, в начале 2022 года нас было около 40 человек, сегодня же в команде порядка 100 сотрудников. Потребовалась новая система координат.
Людмила Семёнова
  • KPI будут косвенно стимулировать развитие сотрудников, повышать их вовлеченность и удовлетворенность работой
Была ситуация, когда один из наших магазинов ежемесячно не выполнял план по выручке. Проанализировали показатели, выяснили, что сотрудники не умеют работать с UPT и вообще не предлагают сопроводительные товары. Поставили целевой показатель, провели тренинг с командой — магазин вышел на обороты +10% к плану продаж.
Артем Панфёров
Другие ситуации, когда внедрение KPI оправданно или полезно:
компании необходимо улучшить метрики бизнес-процессов — адресные KPI помогут быстро достичь этой цели;
компания стремится повысить эффективность отдельных подразделений и конкретных специалистов — «проблемные» руководители и специалисты лучше поймут, чего от них ожидают;
компания распределенная — удаленные сотрудники смогут лучше осознавать свою роль в общих задачах, отслеживать успехи и прогресс.
Когда KPI могут навредить компании
Неграмотная или непродуманная мотивация может оттолкнуть сотрудников и даже «испортить» рабочие процессы. Вот чего следует избегать.
  • KPI формируются неспециалистами без опоры на цифры — «для галочки»
Если вы выставите KPI без опоры на расчеты, просто «потому, что так захотелось», вы как минимум демотивируете команду (возможны и последствия похуже). Только представьте, какой будет реакция сотрудников магазина с текущей конверсией 7% на плановую конверсию на уровне 30%!
Артем Панфёров
  • KPI заведомо завышены
Если вы выставите KPI без опоры на расчеты, просто «потому, что так захотелось», вы как минимум демотивируете команду (возможны и последствия похуже). Только представьте, какой будет реакция сотрудников магазина с текущей конверсией 7% на плановую конверсию на уровне 30%!
Артем Панфёров
  • Повлиять на KPI объективно невозможно
В одной компании, где я работала, некоторые KPI для HR-специалистов были, мягко говоря, спорные. Например, на количество обученных новых сотрудников при всем желании повлиять было невозможно, так как обучали мы тех, кого присылал отдел подбора: сколько пришло — столько пришло. Это сильно демотивировало.
Виолетта Гришина
Я встречала KPI у бухгалтера на количество обработанных первичных документов в месяц. При этом бухгалтер заранее не знает, сколько таких документов он получит. Смысл показателя теряется и негативно сказывается на результатах такого сотрудника.
Людмила Семёнова
  • KPI ставятся во главу угла
Внедрение KPI может навредить компании, когда руководство становится их «рабами». При подведении итогов необходимо учитывать факторы, которые — наряду с достижением или недостижением KPI — повлияли на результат, а также и иные успехи сотрудника или подразделения в целом.
Артем Панфёров
  • KPI слишком много, они не согласованы между собой и/или с целями компании
Бывает, что после внедрения KPI каждый сотрудник начинает «тянуть одеяло на себя» — нет объединяющей цели и согласованности между показателями. Это может привести к неожиданным последствиям, например развить ненужную и нездоровую конкуренцию.
Людмила Семёнова
  • Последствия внедрения KPI не просчитаны
Возьмем для примера отдел подбора и адаптации персонала. Укомплектованность розницы — 80%, дефицит в персонале — 200 человек. При беглом анализе выставляется KPI для сотрудников отдела: за каждый наем рекрутер получает бонус. Что делает этот человек? Всеми правдами и неправдами заманивает соискателей на оформление. Те оформляются, месяц отрабатывают и увольняются. Рекрутер получает бонус, а компания — высокую текучесть персонала. При более сбалансированном подходе этого можно избежать. Установим дополнительно в KPI такие метрики, как процент прохождения испытательного срока, оценка удовлетворенности адаптацией, — и инструмент KPI станет более эффективным.
Артем Панфёров
  • Процессы в компании или подразделении не отлажены
Неотлаженные процессы накладывают негативный отпечаток на работу компании: срывы сроков, потери ответственных, размытие делегирования, перекидывание задач на сотрудника, который «тащит за всех»… В случае внедрения KPI сотрудники будут выполнять разве что KPI по уровню завала задачами и замотанности.
Артем Панфёров
  • В компании/подразделении всё отлично работает
Когда я работала в гостиничном бизнесе, у сотрудников отдела продаж и проведения мероприятий был обязательный KPI: чем выше по стоимости мероприятий они привлекали — тем выше была мотивация. Но бывало и такое, что площадка сама себя «продавала», сотрудникам не приходилось прикладывать усилий по поиску гостей — и компания напрасно тратила деньги на бонусы (а ведь могла потратить на что-то более значимое).
Виолетта Гришина
Что стоит запомнить
KPI — это не вся система мотивации, а лишь ее часть, порой необязательная. Если решили внедрять KPI в компании или подразделении, назначать их отдельному, ключевому или «проблемному» сотруднику — заранее просчитайте последствия.

Для этой задачи может не хватить опыта и знаний HR-специалистов, и в этом случае полезно привлечь «практиков» — тех руководителей подразделений, которые погружены в задачи и при этом четко понимают цели компании.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.