Инструкция от команды Работы.ру
Как написать вакансию, чтобы привлечь больше кандидатов
Каждую неделю мы запускаем обновления, которые помогают работодателям и соискателям найти друг друга. Но чтобы это произошло, вакансии нужно заполнять по правилам. Ни автоподбор, ни премиум-размещения не сработают по полной, если описание должности грешит неточностями.
Каждую неделю мы запускаем обновления, которые помогают работодателям и соискателям найти друг друга. Но чтобы это произошло, вакансии нужно заполнять по правилам. Ни автоподбор, ни премиум-размещения не сработают по полной, если описание должности грешит неточностями.
В этой памятке мы расскажем, как исправить ошибки и сделать вакансии лучше во всех смыслах — и для людей, и для бездушных машин.
Ваша вакансия — это:
01.
Название вакансии
Хорошее название вакансии — простое и понятное. Оно точно описывает функцию, но совсем не обязательно совпадает со строчкой в штатном расписании.
Менеджер торгового зала косметической продукции
Продавец косметики
Менеджер продуктивности исполнительного директора
Секретарь / личный помощник
Главный по людскому счастью в нашей компании
Менеджер по персоналу
Иногда хочется выделиться и написать покреативнее, но это не лучшая идея. Алгоритмы хоть и учитывают синонимы, но не способны оценить юмор и игру слов. А вот сделать название чуть длиннее и точнее — не так плохо.

К примеру, если написать не «водитель», а «водитель такси», пользователи смогут найти вакансию и по «водитель», и по «водитель категории B».
Если требуется релевантный опыт или важна отрасль, добавьте к названию профессии должность и специализацию. Число откликов снизится, зато они будут целевые.
Но если хотите получить максимум предложений и планируете обучать новых сотрудников, достаточно более общего описания. С ним вы сможете контролировать воронку соискателей.
Расширить воронку:
  • Менеджер по продажам
  • Дизайнер
  • Маркетолог
Сузить воронку:
  • Менеджер по продажам стройматериалов
  • UX-дизайнер
  • Маркетолог на неполный день
02.
Зарплата
Мы провели исследование и выяснили: вакансии с зарплатами просматривают в два раза чаще, чем те, где доход не указан. Но ситуации бывают разные.

Если вы набираете людей на массовые позиции и зарплата «в рынке», проблем с откликами не будет. А вот относительно низкая зарплата может отпугнуть соискателей еще до того, как они прочитают все условия. В таком случае лучше выбрать вариант «по договоренности», а в описании рассказать о преимуществах работы и из чего складывается оплата.
Мы провели исследование и выяснили: вакансии с зарплатами просматривают в два раза чаще, чем те, где доход не указан. Но ситуации бывают разные.

Если вы набираете людей на массовые позиции и зарплата «в рынке», проблем с откликами не будет. А вот относительно низкая зарплата может отпугнуть соискателей еще до того, как они прочитают все условия. В таком случае лучше выбрать вариант «по договоренности», а в описании рассказать о преимуществах работы и из чего складывается оплата.
Если вакансия не массовая и вы ищете специалистов, за которыми охотятся хантеры (разработчиков, топ-менеджеров, аналитиков и т. п.), зарплату писать необязательно. Все привыкли, что условия в таких вакансиях определяют под конкретного кандидата.
03.
Первое предложение
Начать с требований — это как прийти в гости и не поздороваться. Если хотите заинтересовать соискателей, расскажите, почему ищете новых сотрудников. Такой контекст помогает представить место работы и команду.
Мы открываем два новых магазина в Самаре и ищем администраторов торгового зала.

Наш отдел продаж растет, поэтому открываем набор аккаунт-менеджеров.

Наш бывший юрист нашел себе другую работу. Но мы уверены, что среди вас есть достойная замена.
Первые предложения подтягиваются в описание вакансии в поисковой выдаче, а значит, влияют на итог: откроет ли человек вакансию или пролистнет ее.
04.
Обязанности, требования и условия
Описание вакансии — почти всегда микс из «умных слов» и абстрактных качеств, далеких от мира соискателя. Этому есть объяснение: написать просто — сложно и страшно. Особенно если компания серьезная. Поэтому нужно и перевести ожидания на понятный соискателям язык, и не прослыть простаками.

Мы призываем делать описания проще и конкретнее, обучать этому рекрутеров или привлекать к работе редактора. Это важно: соискатель, который не поймет, что от него хотят, не откликнется на вакансию.
«Требуется менеджер по продажам в сегменте верхней одежды»
— Это кто — продавец или управляющий? В магазин или на склад?

«Прием товара и поддержание его выкладки в торговом зале»
— Я сам это должен делать или будут помощники?

«Проведение презентаций по новым продуктам и акциям компании»
— Это выступать, что ли, как на конференции?
Хорошо, когда, читая описание, соискатель может примерить на себя вакансию, понять, где, кем и на каких условиях он будет работать. По этой же причине не эффективны слишком короткие описания в одну строчку. С большой вероятностью они не пройдут модерацию и будут заблокированы за неинформативностью.
Требуется продавец в магазин верхней одежды.
В связи с открытием нового магазина в ТЦ «Тульский» срочно требуется продавец в отдел верхней одежды.

Мы продаем зимние и демисезонные пальто и куртки для будущих мам, также у нас есть небольшой ассортимент комбинезонов для малышей.
Требования:
• Опыт в розничной торговле желателен, но возможно обучение кандидатов без опыта;
• Коммуникабельность, желание помогать;
• Ответственность и доброжелательность;
• Навыки работы с кассой.
Условия:
• Удобный график работы: 5/2, 2/2 с 10:00 до 21:00;
• Доход складывается из оклада, процента от личных продаж и премии;
• Стабильная зарплата два раза в месяц;
• ДМС;
• Обучение в процессе работы и наставничество;
• Скидки на обеды в кафе рядом;
• Корпоративные скидки на продукцию компании.
Обязанности:
• Подбирать покупателям нужный размер и помогать с примеркой;
• Рассказывать о новых поступлениях и акциях;
• Работать с кассой;
• Оформлять витрину (например, отпарить куртку, переодеть манекен).
Понятно, где и что делать
Контекст, который отсеет часть нецелевой аудитории
Понятные функции
Требования выполнимы, не завышены
Есть варианты по графику,
можно зарабатывать больше, если проявить себя. Есть бонусы
Чем хорош этот пример? Здесь нет лишнего, четкая структура, понятные формулировки. В условиях есть важные для соискателя преимущества, и практически сразу понятна специфика клиентов — будущие мамы.
05.
Дополнительные настройки для подбора кандидатов
Настройки нужны, чтобы сэкономить ваше время на типовые вопросы о возрасте, гражданстве и других особенностях. Подобные требования нельзя прописывать в тексте вакансии — это дискриминация. Но для некоторых вакансий они важны.
Соискатель эти требования, конечно, не увидит. В момент отклика система проверит, заполнил ли он нужные поля в резюме. Если чего-то не хватает, чат-бот спросит его об этом. Резюме будет дополнено автоматически, а отклики станут качественнее.
СберПодбор: бесплатная CRM для рекрутеров
Сэкономьте до 30% времени на обработку кандидатов
Анализируйте воронку подбора
Создайте единую базу резюме без дублей
Контролируйте эффективность
06.
Контакты
Классика жанра — почта и несколько номеров, чтобы была возможность дозвониться, если один из них занят или не работает.

Не пугайтесь, если при просмотре вакансии увидите вместо привычного телефона другой. Это работает колл-трекинг: система отслеживает звонки, подменяя номера для сбора статистики. Инструмент хорош тем, что фиксирует все пропущенные, записывает разговоры и собирает статистику по эффективности.
Колл-трекинг входит во все тарифы Работы.ру и не требует доплат. Его можно включить для отдельных вакансий (в «Контактной информации» при создании вакансии) или использовать сразу для всех.

У работодателей, которые зарегистрировались после апреля 2020 года, колл-трекинг работает по умолчанию. Более давним клиентам его нужно активировать. Сделать это можно в разделе «Моя компания».
07.
Описание компании
Хорошее описание компании — не формальность. Соискатели всегда проверяют информацию о работодателе, даже если бренд раскручен. Они как минимум просматривают карточку компании и переходят на сайт — чтобы убедиться, что профиль официальный.
Важный момент: если на Работе.ру указано юридическое наименование вроде «ООО „Финансы“», а на официальном сайте компании — бренд, может возникнуть путаница. Для описания лучше выбрать то название, которое известно на рынке.

Чаще всего работодатели копируют в описание текст из раздела «О компании», выдержки из пресс-релизов с достижениями за последние 10 лет или шаблонный текст, применимый практически к любому предприятию. Выходит избыточно и мало рассказывает о том, что соискателю действительно важно.
Мы динамично развивающаяся компания молодых разработчиков, увлеченных созданием новых продуктов и услуг для малого и среднего бизнеса.

Компания «Сплав» — пионер металлургической промышленности в центральном регионе. 10 000 сотрудников, три завода, 30 лет на рынке.
Соискателю важно знать, что работать у вас хорошо. Расскажите про то, чем гордитесь: про место работы, новейшую технику и ПО, про коллектив, ценности и отличия от конкурентов.
«Соника» — это молодой бренд одежды и текстиля для дома. У нас собственное швейное производство, интернет-магазин и пять розничных магазинов в Москве и Петербурге.

Мы радеем за высокое качество и собственным примером показываем, что российские текстильные бренды ничуть не уступают зарубежным. Наше постельное белье удостоено премии «Лучшие товары для дома — 2019», и мы не планируем останавливаться на этом.

За последний год команда выросла с 75 до 150 сотрудников, и мы продолжаем искать классных специалистов. Ждем вас в нашу команду!
После такого текста нет ощущения, что соискателя хотят запутать или чего-то не договаривают. Работодатель, который готов сотрудничать, а не управлять, получает больше лояльности и отзывов.
08.
Брендирование вакансий
Привлеките к своим вакансиям еще больше внимания, оформив их в фирменном стиле.

Вы можете использовать брендированные обложки, чтобы люди сразу вас узнавали. Или разместить на обложках изображения, которые сразу дадут соискателю понять, чем занимается ваша компания (например, с конфетами, если у вас кондитерская, или красивым букетом, если предлагаете работу в цветочном магазине).

Экспериментируйте: добавляйте любое количество обложек и меняйте их без ограничений. Это поможет понять, какой стиль больше привлекает соискателей.
Чтобы брендировать вакансии:
1
Зайдите в прайс-лист и выберите вкладку «Брендирование».
2
Оплатите тариф «Конструктор вакансий».
3
Выберите вакансию, которую нужно брендировать.
4
Нажмите на пункт «Добавить обложку» в боковом меню.
5
Загрузите картинку (воспользуйтесь функцией предпросмотра, чтобы увидеть, как она отобразится для соискателей).
6
Нажмите на кнопку «Применить».
После модерации ваши обложки увидят соискатели.
Пожалуйста, обратите внимание на правила оформления обложек.
В текстах и изображениях запрещено:

  • рекламировать товары и услуги компании;
  • размещать заведомо ложную информацию;
  • размещать слова и фразы трагической тематики («теракт», «убийство», «смерть» и т. д.);
  • размещать описание вакансии;
  • призывать к жестокости, насилию и агрессии;
  • использовать изображения детей, фотографии порнографического характера, с эротическим или сексуальным подтекстом, пропагандирующие насилие, употребление наркотиков или любые иные нарушения законов РФ.
09.
Советы и подсказки
И при поиске сотрудников на линейные должности, рабочие специальности, и при массовом подборе персонала важно понимать, как соискатели читают вакансии. Обычно они просматривают их с планшета или смартфона не более двух-трех секунд и обращают внимание на зарплату, название компании и первые три условия работы. А если ничего не зацепило, переходят к другим объявлениям.
Чтобы вакансии дочитывали до конца:
Чтобы вакансии дочитывали до конца:
Сократите описание обязанностей и требований: пусть останется два-три основных пункта.
Избавьтесь от неизмеримых требований («стрессоустойчивость», «активная жизненная позиция» и т. д.).
Сделайте акцент на конкретике: владение ПК и офисными программами, знание английского языка, готовность таскать бутылки с водой по лестницам (если вы ищете грузчика).
Условия работы лучше описать подробнее, например:
Офис в центре города.
Оклад и премии, бонусы.
ДМС.
 Новогодние подарки детям сотрудников.
Обеспечение жильем.
Не забывайте, что соискатели обращают внимание на три первых условия, поэтому они должны «цеплять» сильнее остальных. Спросите своих сотрудников, что их больше всего привлекает в работе у вас. Может оказаться, что это не зарплата, а гибкий график или, например, еженедельные выплаты.

Откажитесь от длинного описания истории компании в первом абзаце, иначе до обязанностей, требований и условий люди могут просто не дочитать. В тексте не должно быть много капслока и жирного шрифта: их сложно воспринимать, особенно с мобильных телефонов. К тому же многие устанавливают темный фон для приложений в смартфонах, и от жирных белых букв просто заболит голова.

Соблюдайте базовые правила форматирования: аккуратные абзацы текста и разделенные буллитами списки облегчают чтение.
Самое важное
1
Хорошее название вакансии — простое и понятное. Чтобы найти кандидатов с определенным опытом, добавьте в него должность или специализацию.
2
Укажите зарплату, если она «в рынке» или выше. Исключение — специалисты, которых обычно хантят.
3
Начните описание вакансии с рассказа о том, зачем вам нужен новый сотрудник. Соискателям это всегда интересно.
4
Расскажите о требованиях и условиях так, чтобы человек мог примерить вакансию на себя. Опишите реальные задачи, приведите примеры.
5
Подключите колл-трекинг, чтобы не упустить звонки от кандидатов.
6
Не забудьте заполнить раздел о компании. Напишите текст, который поможет понять, какой вы работодатель и почему стоит работать именно у вас.
Создать вакансию
Создайте идеальную вакансию прямо сейчас. А с промокодом prorabota вы сможете разместить ее со скидкой 20%. Условия акции — по ссылке.
Подпишитесь
на нашу рассылку
Обещаем быть полезными
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.