Елена Тимофеева
Автор
4 типа сотрудников по DISC
Рекрутеры и эйчары часто прибегают к типизации по DISC, чтобы узнать лучше людей, с которыми сотрудничают, и понять что ими движет. Хотя инструмент критикуют за обобщения и недостаток глубины, он помогает в ситуациях, когда перед вами стоит сложный выбор или от вашего решения зависит судьба нужного компании специалиста.

Разбираемся, что такое DISC, чем такой тест может быть полезен HR-специалисту и как использовать полученные результаты.
19 июня 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Что такое DISC
DISC — аббревиатура, обозначающая четыре стиля поведения, которые были описаны американским психологом Уильямом Марстоном в 1928 году. Это доминирование (dominance), влияние (influence), стабильность (steadiness) и сознательность/добросовестность, в некоторых переводах — адаптивность (conscientiousness).

Под стилем поведения подразумевается два аспекта:
восприятие человеком ситуации — в диапазоне от позитивного к негативному, оборонительному;
его реакция на события и изменения — в диапазоне от активной к пассивной.
Выглядит это как удобный для понимания и объяснения квадрат. Цветовая шкала — для запоминания и ассоциаций.
Существуют и другие трактовки (см. пример ниже). Несмотря на это, характеристики типов личности везде схожи.
Как у многих психологических моделей и тестов, у типизации по DISC есть ограничения:
Не учитываются умственные способности («классический» интеллект), эмпатия (эмоциональный интеллект) и профессионализм человека.
Трактовок так много, что для эффективной работы придется выбрать одну и забыть про остальные.
Результаты могут меняться с течением времени или под давлением обстоятельств. Именно поэтому популяризаторы методики рекомендуют повторять тестирование не реже раза в год — чтобы отслеживать изменения в реакциях и восприятии сотрудников, — а также после перехода на новую должность, спустя время, необходимое для адаптации к новой роли (три — шесть месяцев, в зависимости от специфики и уровня должности).
Какие тесты использовать
Уильям Марстон придумал саму типологию, и уже на ее основе были разработаны тесты, которые позволяют достоверно выделить доминирующие в человеке стили поведения.

Протестировать сотрудников можно платно или бесплатно.

В первом случае необходимо обратиться к подрядчику, который проведет в вашей компании тест DISC для сотрудников или предоставит доступ к платформе для оценки кандидатов. Примеры таких подрядчиков — здесь и здесь.

Преимущества платного варианта:
экспертность, глубина и детализация трактовок;
разные проекции, в рамках которых оценивается поведение человека, — например, в обычной жизни, на работе, в стрессовой ситуации;
рекомендации по эффективной коммуникации с человеком, которые опираются на результаты тестирования.
Бесплатных онлайн-тестов по методике DISC много, и преимущество их понятно: когда инструмент сам по себе ненадежный, обобщенный и «дополнительный» (читай: необязательный), жаль тратить на него деньги компании. Недостаток — размытость результатов, в трактовке которых вы можете опираться лишь на свои ощущения, восприятие и свои знания о ситуации. Примеры онлайн-тестов — здесь, здесь, здесь и здесь (на английском).
Типы личности по DISC
Тип D
Человек с «доминирующим» стилем поведения прежде всего стремится к достижению результатов. Обычно он уверен в себе, напорист, прямолинеен, решителен и предприимчив, в условиях конкуренции «расцветает». Любит бросать вызов себе и окружающим. Его мотивирует власть, авторитет и материальный успех.

Людям типа D подходит работа в качестве специалистов по продажам/страхованию, адвокатов, полицейских, биржевых брокеров. В большинстве случаев они хорошо справляются с руководящими ролями в компаниях с иерархической структурой.
Тип I
Человек с «влияющим» стилем поведения в первую очередь стремится к гармоничным отношениям с людьми и к командной работе. Обычно он дружелюбен, коммуникабелен, обаятелен, энергичен, умеет влиять и быть убедительным, доверяет окружающим. Его мотивирует признание коллег и дружеские отношения в коллективе.

Людям типа I подходят должности HR-специалистов, PR-специалистов, риелторов, турагентов, графических дизайнеров, креативных директоров.
Тип S
Человек со «стабильным» стилем поведения в первую очередь ищет среду, в которой будет чувствовать себя в безопасности. Обычно он спокоен, надежен, предсказуем, упорен, исполнителен, умеет слушать, любит «улучшать» и оптимизировать, оказывать поддержку и быть частью команды. Его мотивирует комфортная рабочая обстановка, предсказуемость, возможность помогать и быть полезным.

Людям типа S подходит работа в качестве бухгалтеров, сервисных специалистов, стоматологов, терапевтов, медсестер, учителей.
Тип С
Человек с «добросовестным» стилем поведения стремится к порядку и точности. Обычно он осторожен и последователен, обладает аналитическим умом, способен замечать и просчитывать риски, при этом легко адаптируется к изменениям. Его мотивирует похвала, благодарность, возможность применить свой опыт и знания, предлагать товары или услуги высокого качества.

Людям типа С подходит работа в качестве финансовых/инвестиционных аналитиков, экономистов, нотариусов, инженеров, программистов, ученых.
DI — вдохновители и манипуляторы;
IS — серые кардиналы или «связные»;
IC — самоуверенные и эмоциональные траблшутеры, нетерпимые к чужим недостаткам;
SC — умелые координаторы;
DS — имитаторы бурной деятельности или склонные к выгоранию сотрудники с синдромом отличника.
Как работать с разными типами личности по DISC
Определив тип, вы не просто больше узнаете о личностных характеристиках человека (в том числе неочевидных), но и получите информацию о том, как с ним взаимодействовать на пользу компании. Вы можете:
Смешанные типы
Встречаются люди, у которых в равных пропорциях развиты определенные качества. Эти качества поочередно проявляются под влиянием обстоятельств или внутренней мотивации, например:
понять, в каких условиях человек наиболее продуктивен;
предположить, какой стиль общения он предпочитает и какие ситуации могут спровоцировать его на конфликт;
выяснить его сильные и слабые стороны;
догадаться о его мотивации.
Типологию можно использовать в разных ситуациях, например чтобы:
определить, какой из двух примерно похожих кандидатов справится с работой лучше и задержится надолго, — как дополнительный, а не основной инструмент выбора;
перемещать сотрудников на те участки работы, которые им больше всего подходят, — с их согласия или даже по их просьбе;
собирать эффективные команды, состоящие из сотрудников с взаимодополняющими качествами;
добиваться лучших результатов с имеющейся командой, задействуя сильные стороны сотрудников (которые они сами далеко не всегда осознают);
составлять индивидуальные планы профессионального и карьерного развития, нацеленные на развитие сильных сторон или «подтягивание» слабых до требуемого уровня.
Главное правило в трактовке результатов типизации по DISC: «плохих» и «хороших» типов не бывает. Есть подходящие и не подходящие под роль, задачу или корпоративную культуру компании.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.