Елена Тимофеева
Автор
Типичные ошибки при изменении и автоматизации HR-процессов
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если вы занимаетесь автоматизацией HR-процессов в компании — смиритесь, что ошибки будут. И изучайте наиболее вероятные заранее: это поможет их частично предотвращать или быстро исправлять.
Почему они могут возникнуть и как их избежать
24 сентября 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Цикл внедрения нового или автоматизации уже действующего процесса обычно включает несколько этапов:
выбор процесса,
выбор инструмента,
проектирование,
внедрение,
оценка результатов.
Остановимся подробно на каждом и перечислим ошибки, которые могут возникнуть, а также способы их избежать.
Ошибки в выборе процессов для внедрения и автоматизации
Процессов в компании, как правило, много, а ресурсы на их улучшение ограничены. Поэтому руководителям и эйчарам обычно приходится выбирать, на чем сосредоточиться.
Попытка автоматизировать хаос
Общее правило гласит: не автоматизируйте процессы «для галочки», в дань моде или просто чтобы порадовать руководство. Автоматизация нужна, только если без нее бизнес уже не может развиваться, а процессы стали типовыми. Если же они пока протекают хаотично, нет устоявшихся правил и регламентов, а успехи — результат удачных (но случайных или разовых) экспериментов, значит, автоматизировать рано.

Как избежать?
1
Проанализируйте процессы, маршруты документооборота и согласования задач на предмет предсказуемости, прозрачности и эффективности.
2
Убедитесь, что в работе HR-подразделения действительно есть «узкое горлышко», устранение которого поможет успевать больше и получать более качественные результаты.
3
Если не уверены в целесообразности автоматизации — начните с формулирования правил, регламентов и стандартов работы в целом.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


Неверная приоритизация задач и процессов
Если для автоматизации нужно выбрать один процесс из нескольких — высок риск ошибиться, опираясь на краткосрочные цели или простоту автоматизации. В результате будут напрасно потрачены деньги компании и время сотрудников, а нерешенные проблемы обострятся.

Как избежать?
1
Установите четкие приоритеты. Решите, что станет определяющим фактором для выбора: потенциальная экономическая выгода, укрепление HR-бренда, что-то другое?
2
Проанализируйте глобальную ценность процессов, определите, какие можно автоматизировать, сопоставьте их со стратегическими целями компании.
Невозможность изменений в будущем
Если не учесть возможные изменения в бизнес-процессах, организационной структуре, стратегии компании или внешней среде, автоматизация может потребовать многочисленных доработок уже после запуска.

Например, вы планируете внедрить КЭДО для решения текущих задач компании — фиксирования рабочего времени, расчета заработной платы и т. д. При этом руководство компании планирует открывать новые подразделения и активно нанимать новых людей. Если КЭДО будет спроектирована и настроена на обслуживание небольшой команды — вы столкнетесь с трудностями.

Как избежать?
1
Обсудите с руководством планы по внедрению и автоматизации и уточните, не «спорят» ли они со стратегическими задачами, прогнозами рынка, не ожидаются ли в компании перемены, которые сделают автоматизацию бессмысленной или усложнят ее.
2
Выбирайте гибкие и настраиваемые технологии, платформы, инструменты.
Ошибки при выборе инструментов и технологий
Платформа для автоматизации может быть удобной и эффективной, но не подходить именно вашей компании.
Слишком сложный или недостаточно функциональный инструмент
Слишком сложный трудно применить, а недостаточно функциональный не будет решать задачи компании.

Как избежать?
1
Сопоставьте каждый рассматриваемый инструмент с требованиями по оптимизации процесса — решает ли он нужные задачи.
2
Оцените потребности в расширении проекта.
3
Выбирайте модульные и масштабируемые решения.
4
Проконсультируйтесь с экспертами, почитайте объективные отзывы, изучите успешные кейсы.
5
Проведите тестирование инструмента или организуйте пилотный запуск.
Неправильная оценка стоимости внедрения
В любом проекте возможны непредвиденные расходы. Но в хорошо просчитанном такие расходы заложены в условную финансовую подушку безопасности и обычно их получается немного.

Как избежать?
1
Составьте детальный бюджет на внедрение и создайте подушку безопасности.
2
Следите за стоимостью проекта на каждом этапе и реагируйте на непредвиденные затраты.
Несовместимость с существующими системами
Если интеграция выбранного инструмента с платформами и системами, которые уже используются, окажется слишком сложной — появится много «ручной» работы и возникнут ситуации несогласованности данных. Это плохо отразится на прибыли и мотивации сотрудников.

Как избежать?

Проведите анализ совместимости с действующими системами. Привлеките к нему как внешних консультантов (специалистов провайдера), так и внутренних (сисадминов и инженеров, обслуживающих текущие HR-задачи).
Недостаточно серьезное тестирование инструментов
Многие проблемы упускаются без тестирования: провайдер может умолчать, сотрудники не заметят в условиях нехватки времени — в результате высок риск технических сбоев. Кроме того, вы можете упустить из виду ситуации, в которых инструмент окажется крайне удобным или слишком сложным.

Как избежать?
1
Запустите пилотные проекты для оценки производительности инструмента.
2
Анализируйте отзывы сотрудников-пользователей, принимайте во внимание замечания и предложения.
Игнорирование потребностей конкретного бизнеса
Так, если бизнес активно растет и постоянно нуждается в новых сотрудниках, часто происходят ротации. Поэтому, например, внедрять платформы обратной связи вместо КЭДО будет неэффективно — и даже в ущерб компании.

Как избежать?
1
Проведите детальный анализ потребностей компании перед выбором инструмента и процесса, который будете автоматизировать.
2
Вовлекайте сотрудников и руководство в обсуждение, чтобы учесть все мнения.
3
Отдавайте предпочтение гибким, модульным или настраиваемым инструментам, которые можно адаптировать к уникальным требованиям.
Ошибки в проектировании процессов
Сложно разложить на атомы бизнес-процессы: это требует знаний, навыков, опыта и детального понимания процедуры автоматизации.
Неудачное определение целей автоматизации
Плохо сформулированных целей труднее достигать, а если цели и вовсе не ясны участникам — процесс автоматизации получится непредсказуемым и неэффективным.

Как избежать?
1
Определите четкие и измеримые цели автоматизации — например, сокращение времени выполнения задачи или снижение затрат.
2
Разработайте KPI. Убедитесь, что они измеримы, достижимы и соответствуют целям.
2
Проводите промежуточные оценки результатов и при необходимости корректируйте стратегию.
Пренебрежение безопасностью и конфиденциальностью данных
Если игнорировать вопросы безопасности или уделять им недостаточно внимания, возникает риск утечки данных и нарушения конфиденциальности.

Как избежать?
1
Выбирайте провайдеров, которые гарантируют высокие стандарты безопасности, включая шифрование данных и многоуровневую аутентификацию.
2
Обеспечьте соответствие процессов нормативным требованиям по защите данных.
2
На этапах внедрения и мониторинга проводите аудиты, а также организуйте регулярные проверки безопасности.
Ошибки при внедрении
Этап внедрения обычно сумбурный и самый сложный, а ошибки на нем обходятся компании дорого, снижают доверие к руководству и HR-специалистам, готовность сотрудников к дальнейшим изменениям.
Пренебрежение обучением сотрудников
«Да там же интуитивно понятный интерфейс!» — подобные рассуждения только провоцируют проблемы: сотрудники саботируют новый процесс или совершают так много ошибок, что программа становится экономически невыгодной.

Как избежать?
1
Перед внедрением проведите тщательное обучение сотрудников, адаптированное к их навыкам и уровню подготовки.
2
Создайте подробные и понятные руководства и инструкции.
2
Организуйте горячую линию для ответов на срочные вопросы.
4
Выберите «амбассадоров» автоматизации — сотрудников, которые будут объяснять сложные задачи, показывать полезные функции или «на человеческом языке» за обедом рассказывать коллегам о преимуществах внедрения.
Отсутствие ответственных
Если приступить к изменениям, не назначив ответственных за конкретные участки работы, не установив правила коммуникации и иерархию принятия решений по проекту, — возникнут недоразумения и задержки.

Как избежать?
1
Разграничьте зоны ответственности и задокументируйте их.
2
Проводите регулярные совещания и обсуждения того, как продвигается внедрение или автоматизация. Давайте конструктивную связь ответственным.
2
Активно вовлекайте всех, кто заинтересован в положительном результате. Так, если руководитель не понимает, зачем нужно внедрение платформы или автоматизация процесса, не агитирует проходить тренинги, не участвует в записи промороликов — сотрудники не поддержат изменения.
Игнорирование обратной связи от пользователей
Когда в проект вложены деньги и он запущен, хочется замечать только положительные аспекты и игнорировать критику. Но именно на этапе внедрения можно пересмотреть и подкорректировать настройки, добавить недостающие функции или упростить слишком сложные — а для этого важно анализировать всю поступающую обратную связь.

Как избежать?
1
Составьте анонимные анкеты, организуйте горячую линию и введите обсуждения на планерках, чтобы собирать мнения пользователей.
2
Уже на этапе проектирования внесите в план регулярные встречи с провайдером — с целью анализа обратной связи, улучшения процесса и устранения сложностей.
Ошибки в оценке результатов и дальнейшем развитии
Отсутствие формализованных правил оценки
Если заранее не продумать, как будут измеряться результаты внедрения, кто и по каким критериями будет производить оценку, с достижением каким бизнес-целей соотносить результат и т. д., — оценки как таковой не получится.

Как избежать?
1
Еще на этапе проектирования обдумайте способы сбора и анализа данных и назначьте ответственных (например, составьте отчетные таблицы и раздайте ссылки на них).
2
Составьте график оценки результатов — промежуточных и окончательного. Внесите, согласно ему, задачи в планы всех ответственных и заинтересованных сотрудников.
3
Проанализируйте достижение KPI для каждого автоматизированного процесса.
4
Составьте дашборды для визуализации результатов. Ознакомьте с ними всех ответственных и заинтересованных сотрудников.
Проведите итоговую оценку, даже если внедрение прошло без сучка и без задоринки. Сделайте выводы о том, какие решения были удачными, какие способы преодоления трудностей можно использовать в следующих аналогичных проектах. Предложите идеи для дальнейших улучшений (или исправления недочетов, если те всё же случились).
Нежелание развиваться дальше
Процессы автоматизированы, сервисы внедрены, все молодцы. Но любые цифровые решения постоянно обновляются и дорабатываются, и в интересах компании не пропускать новинки, которые могут упростить работу и улучшить бизнес-результаты.

Как избежать?
1
Фиксируйте все слабые места в HR-процессах и оценивайте потенциальные выгоды от их устранения.
2
Подпишитесь на уведомления провайдера о доступных обновлениях и запрашивайте презентации по таким, которые помогут избавиться от обнаруженных вами недочетов.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.