руководитель центра корпоративных изменений компании «Лига ставок»
Как и зачем измерять эффективность сотрудников методом 360°
Оценка персонала — это система, которая позволяет измерить потенциал сотрудников, чтобы выявить наиболее перспективных и растить их внутри компании.
Примеры вопросов, матрица оценки результатов
3 сентября 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Оценка персонала помогает:
распределять стратегические и функциональные задачи в команде и назначать на ключевые позиции подходящих кандидатов;
формулировать цели на следующий период и определять уровень персонального развития для каждого сотрудника;
сформировать кадровый резерв и в случае увольнения ключевого сотрудника заменить его коллегой, не тратя ресурсы на поиск и адаптацию новичка.
Также ее результат можно использовать как один из ключевых параметров для выплаты премий за достижение высоких бизнес-результатов.
Дарья Спиридонова, руководитель центра корпоративных изменений компании «Лига ставок», рассказала, как измерять полезность сотрудников по методике 360° и что делать с результатами оценки.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870). erid: 2RanymdCM6Q
С чего начать оценку персонала
Оценка персонала необходима, когда компания растет, превращается в большой сложный механизм и понимает, что управление персоналом и талантами — одна из ее стратегических задач, чтобы максимально эффективно использовать потенциал каждого сотрудника на его рабочем месте.
Прежде чем приступать к исследованию способностей в коллективе, нужно понять, кого и с какой целью вы планируете оценивать. Например:
Всех сотрудников при найме и в ходе работы
Чтобы управлять эффективностью команды, используя потенциал каждого человека, быстро собирать команды для решения конкретных задач.
Сотрудников на C-level-должностях (обозначение руководящих корпоративных должностей, которые начинаются со слова chief)
Для работы с управленческой культурой и достижения стратегических целей.
Второй важный шаг — определиться, какую методику вы будете использовать. Это зависит от цели оценки. Например, «Лига ставок» ежегодно оценивает софт-скилы всех сотрудников компании, выявляет их сильные и слабые стороны с помощью личностных опросников 360°.
Как использовать опросник 360°
Каждому сотруднику предлагается набор утверждений о деловом поведении его самого и коллег. Задача — оценить каждое утверждение по шкале от одного до четырех, где один — «абсолютно не согласен», четыре — «полностью согласен». Также по каждому вопросу можно оставить комментарий в поле «Расскажите, при каких обстоятельствах и как это выражается».
Примеры утверждений:
1
Сотрудник вдохновляется потребностями и желаниями клиента. Использует в работе данные, факты, исследования и метрики.
2
Создает уникальные продукты и услуги вместе с клиентом. Выигрывает клиент — выигрываем мы.
3
Выстраивает долгосрочные партнерские отношения, основанные на доверии, честности и уважении.
4
Учитывает, как его слова, решения и действия влияют на общий результат даже в ситуации конфликта, взаимодействует по принципу win-win.
5
В обсуждении слышит других, выбирает мнения, идеи и решения, которые приведут к победе команду, а не только лично его.
Потенциал каждого члена коллектива оценивают руководитель, подчиненные, коллеги и внутренние заказчики. Также сотрудники заполняют личностные опросники и проходят тесты. Каждому результату присваивается вес в зависимости от уровня должности, после считается общий балл.
После тестирований мы сопоставляем результаты: как сотрудник видит себя сам, как его видят другие члены команды. Затем для каждого обозначаем слабые места, которые стоит подтянуть. Главная цель — понять причины, по которым сотрудник не реализует себя в полном объеме, дать ему возможность скорректировать поведение, глубже погрузиться в рабочие процессы и развить недостающие компетенции.
Опросник 360° помогает соотнести поведенческие характеристики человека с ценностями компании. Это не только инструмент оценки: он помогает сотрудникам знакомиться с внутрикорпоративными установками и запоминать их, вливаться в корпоративную культуру.
По результатам оценки потенциала и эффективности мы составляем матрицу 9-box talent, которая делит сотрудников на девять групп исходя из полученного суммарного балла и показывает количество человек в каждой.
Матрица управления талантами 9-box talent
1
Неэффективный:достиг предела профессионального развития на своей позиции; возможно, скоро начнет искать новую работу. Рекомендации: ставить более сложные задачи или предложить новую позицию, которая требует более высоких компетенций; если найти вариант для дальнейшего продуктивного сотрудничества невозможно — договориться о выходе из компании.
2
Дилемма: сотрудник со средними возможностями и низкой производительностью, которому необходим контроль руководства; возможно, не на своем месте и мог бы вырасти. Рекомендации: поговорить с сотрудником, обсудить его роль в компании, поставить более высокие цели, предложить другие задачи или позицию, при необходимости оказать коуч-поддержку.
3
Самородок: сотрудник с низкой эффективностью и высокими возможностями, который хочет развиваться, но из-за недостатка опыта и знаний не может работать продуктивно и в полную силу. Рекомендации: обсудить роль в компании, предложить другие задачи или позицию.
4
Исполнитель: сотрудник с низкими возможностями и средней производительностью, нуждается в контроле начальства. Рекомендации: вовлекать, фокусировать, мотивировать, обеспечить стабильность.
5
Профессионал/наставник: эксперт, который любит свое дело и достиг в нем серьезных карьерных высот; надежный и исполнительный сотрудник. Рекомендации: удерживать, вознаграждать, поощрять.
6
Основной игрок: сотрудник со средним уровнем эффективности и средними возможностями, входит в костяк компании. Рекомендации: мотивировать, вовлекать, обучать и развивать. (В норме в этом боксе должна быть бóльшая часть сотрудников.)
7
HiPo (high potential): ценный сотрудник и кандидат на продвижение по карьерной лестнице; амбиционез, легко справляется со своими обязанностями. Рекомендации: обучать и развивать.
8
HiPro (high professional): сотрудник со средними возможностями и высокой производительностью, перевыполняет цели; сильный игрок. Рекомендации: стимулировать более амбициозными целями, поощрять, мотивировать к развитию.
9
Потенциальный лидер: сотрудник с большими возможностями и высокой эффективностью, идеальный претендент на продвижение по службе. Рекомендации: поощрять, продвигать и продолжать развивать.
Такая матрица полезна при составлении планов по найму, при ротации кадров внутри компании, при формировании схемы обучения потенциально эффективных сотрудников и позволяет облегчить другие действия, направленные на улучшение бизнес-процессов.
Как использовать результаты оценки персонала
Оценка важна и для компании, и для самого сотрудника:
человек может проанализировать свои результаты: подумать и сформулировать, что лучше делать иначе, чтобы эффективнее проявлять компетенции в будущем; увидеть свои слабые и сильные стороны; понять, где находятся зоны роста;
компания прогнозирует, где возможен отток персонала, эффективно управляет кадровым резервом и вовремя отслеживает возможных кандидатов «на выход».
В «Лиге ставок» оценка персонала — инструмент обратной связи между руководителем и сотрудником. В ходе прямого разговора с каждым сотрудником стоит обсудить, как можно улучшить его работу и повысить эффективность. Не советуем давать жесткую прямую обратную связь: это, вероятнее всего, ухудшит отношения и не даст положительного эффекта. Основа любого успешного диалога — атмосфера доверия и открытости, активное участие обеих сторон в обсуждении проблемы.
Важно понимать, что система оценки персонала не разовая акция. В ее основе — регулярный сбор обратной связи о сотруднике от каждого, с кем он взаимодействует в компании. Иногда вместо сессии с психологом достаточно услышать адекватную оценку своих компетенций со стороны, чтобы понять, куда стоит двигаться дальше.