7 причин, кроме денег, почему сотрудники увольняются
Зарплата и карьерные перспективы — это не все причины, почему люди могут уволиться из вашей компании. Бывает, сотрудники уходят на ту же зарплату и должность, — но почему?
Елена Тимофеева
Покопалась в статистике и душе
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Close
Иногда амбициозные профессионалы с чувством юмора, адекватной самооценкой и умением работать в команде уходят работать к конкурентам не потому, что там «трава зеленее», а потому, что на своем «газоне» сломана система полива и поселились сорняки.
Немного статистики
Рекрутер и писатель Ян Тегзе задавал один и тот же вопрос сотрудникам, которые меняли место работы. За 10 лет в этом опросе поучаствовали 8,5 тысячи человек. Ответы исследователь представил в таблице.
Если опустить ответы про зарплату и должность, то основными причинами сменить работу оказались:
отсутствие возможности использовать свои навыки и способности,
плохое руководство,
токсичная атмосфера или корпоративная культура,
избыток или нехватка работы.
А если говорить подробнее и проще, то есть семь главных причин.
1. Непобедимая бюрократия
Если для любого простого действия нужно согласовать бумажку или полноразмерный регламент, а чтобы принять рабочее решение — пять раз собрать совещания, провести дебаты, проголосовать и подписать протоколы, до реальных результатов дело будет доходить всё реже.

Одних сотрудников такой порядок вещей устраивает. Другие находят в себе смелость возмущаться вслух. А третьи без предупреждения и реверансов идут искать новую работу, как только здравый смысл дает подсказку, что «уже можно» (через год-полтора после трудоустройства).
СберПодбор: бесплатная CRM для рекрутеров
Сэкономьте до 30% времени на обработку кандидатов
Анализируйте воронку подбора
Создайте единую базу резюме без дублей
Контролируйте эффективность
2. Так себе начальник
Перефразируя Толстого: все хорошие начальники похожи друг на друга, каждый плохой плох по-своему. И разновидностей так-себе-начальников множество, а фантазии у тех, кто их нанимает, рискуя будущим компании, мало. Жизнь сотрудников невыносима и с хамом, и с непрофессиональным дураком, и с имитатором бурной деятельности, и с микроменеджером.

А бывает наоборот. Начальник в «родной» компании не мешает жить и работать, вовремя балует премиями и публичной похвалой, дает конструктивную обратную связь. Но начальник «там», в другой компании, почему-то вдохновляет. Например, он успешный блогер, автор бестселлеров на профессиональные темы или активно занимается благотворительностью. Под началом вдохновляющего руководителя сотрудники становятся не просто крепкими специалистами, но лучшими версиями себя. Если есть шанс уйти к такому начальнику — сотрудник уйдет.
3. Токсичный коллектив
Возможно, в компании процветают сплетники или тролли. Или атмосфера настолько конкурентная, что вместо качественной работы непрерывно приходится кому-то что-то доказывать. Или затяжной конфликт между подразделениями (чаще между их руководителями) превращает каждую планерку в поле боя, а сообщение в чате — в оружие или улику.

Сотрудник со здоровой психикой и адекватной самооценкой долго в токсичной атмосфере не продержится. Либо начнет искать новую работу, когда осознáет, что не может нормально делать нынешнюю, либо из соображений порядочности и лояльности будет держаться до последнего, выгорит — и всё равно уйдет.
Находите нужных людей в Инсайдере и закрывайте вакансии в вашей компании
база экспертных профилей как замена обычным резюме,
удобный поиск кандидатов по должностям, навыкам и компаниям,
профи, не находящиеся в активном поиске, — в двух кликах от вас,
прямое общение внутри платформы.
4. Неаппетитные «плюшки»
Каждый работодатель привлекает сотрудников по-своему. Одни предлагают зарплату выше рынка, другие разрешают спать полчаса после обеда, третьи оплачивают абонементы в спортзал или сеансы психолога.

Даже если ваша компания — работодатель мечты и к вам стоит огромная очередь из соискателей, всегда найдутся сотрудники, которым ваши «плюшки» неинтересны. Например, они добираются до работы три часа с двумя пересадками. Или дома у них на вынужденном «дистанте» два сына-школьника — и мысли на работе у человека лишь о том, чтобы эти двое друг друга не покалечили. Таким сотрудникам офис бы поближе к дому, или гибкий график, или возможность работать удаленно пару дней в неделю…

Когда подворачивается «идеальный вариант», пусть и без роста и развития, — эти сотрудники уходят.

И конечно, сравнив «плюшки» двух компаний, сотрудник выберет ту, что может дать больше. Если ваш лучший менеджер по продажам увлекается триатлоном, а компания-конкурент предлагает ему абонемент в фитнес-центр с бассейном и сауной, то отсутствие роста в зарплате или должности при переходе не сыграет для него роли.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
5. Призрачные или непрозрачные перспективы
Большинство стремится реализоваться в профессии. Пусть это и звучит слегка высокопарно, но сотрудники хотят, чтобы их знания и навыки были нужны, особые таланты или большой круг знакомств приносили компании деньги, а им самим — признание и дополнительное вознаграждение. В учебниках по менеджменту и предпринимательству это так и работает: специалист выкладывается полностью и неизбежно растет.

А на практике случается иначе.
Высшие руководящие должности в компании занимают близкие родственники учредителей.
Премии то выписывают, то нет без объяснения причин.
Нанимают специалистов с красными дипломами, большим опытом и узкоспециальными навыками, а потом поручают им отвечать на входящие звонки или придумывать подарки партнерам перед праздниками.
В ситуации непрозрачности («За что мне деньги платят?») или полной и неприятной определенности («Повышение точно никогда не светит») перспективы в любой другой компании будут казаться более радужными, чем в вашей.
6. Слишком много или мало работы
Должностные инструкции двух разных сотрудников на аналогичных должностях могут выглядеть одинаково, а рабочий день — совсем по-разному. Один будет приходить к девяти, уходить без четверти 18 (потому что молодец и управился с делами), другой — не успевать пообедать и к концу рабочего дня от усталости забывать свое имя.

Если сотрудник перегружен, инстинкт самосохранения рано или поздно вынудит его искать новое место, где при такой же зарплате и должности от него будут требовать меньше (хотя, конечно, на собеседовании он в этом не признается).

Причина «слишком мало работы» только звучит надуманно: для сверхмотивированного недавнего выпускника вуза нет ничего обиднее и печальнее, чем обязанность за день переложить три бумажки из одной папки в другую. А для специалиста с опытом (в том числе житейским) нехватка работы — гарантия, что в ближайшее время не повысят, и опасение, что скоро сократят.
7. Переоценка ценностей
Устраиваясь в вашу компанию, Петр курил, посещал винные и коньячные дегустации по выходным, не переживал за экологию и считал людей, которые занимают в микрофинансовых организациях деньги, наивными, но достаточно взрослыми, чтобы решать за себя. Но с тех пор что-то… изменилось.

Под влиянием возраста и жизненных обстоятельств большинство людей меняют привычки, а некоторые обзаводятся новыми ценностями. И вот уже Петр испытывает внутренний протест, просто приходя на работу в компанию по производству или продаже табака или алкоголя. Его больше не оставляют равнодушным истории о заемщиках, которые взяли у работодателя кредит под высокий процент и лишились жилья. Он возмущен устаревшими очистными сооружениями на заводе по нефтеперегонке, где трудились поколения его семьи.
Помните исследователя Яна Тегзе? Спустя 10 лет с начала своего импровизированного исследования он поделился наблюдениями. Набор причин, по которым сотрудники увольняются с работы, с годами меняется.

До 2008-го главной мотивацией к работе служила высокая зарплата. В 2008—2011 годах большинство предпочитали стабильность корпоративным «плюшкам» и атмосфере. После 2011-го основными причинами ухода сотрудников стали корпоративные льготы и преимущества (например, обучение за счет компании), а также ценности и долгосрочная политика (для многих стала важной экологичность производства).

С 2014 года всё больше людей стали уходить с работы в поисках лучших возможностей, обеспечивающих карьерный рост, благоприятной корпоративной культуры и развивающей среды — когда руководители дают сотрудникам больше ответственности и позволяют самостоятельно решать вопросы в пределах профессиональной компетенции.

Наблюдения Яна Тегзе касались американского и европейского рынков, но большинство «иноземных» трендов добираются — правда, с опозданием — и до России. Надеемся, ваша компания к ним готова.
Больше интересного
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.