Как и когда планировать HR-бюджет на год
Стабильно работающий бизнес невозможен без прогнозирования, планирования и бюджетирования, то есть целенаправленного выделения денег на конкретные задачи.

Разбираемся, как составлять бюджет на HR, приводим конкретные примеры, которыми с нами поделились эксперты, и делимся лайфхаками, благодаря которым бюджеты получатся точными, а процесс — быстрым и понятным.
17 сентбря 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Зачем нужен HR-бюджет
HR-бюджет — это финансовый план, который отражает все расходы компании, связанные с управлением персоналом, и является важным инструментом для стратегического планирования и оптимизации бизнес-процессов.

Бюджет необходим:
чтобы взвешенно распределять финансовые ресурсы на наем, обучение и развитие сотрудников, что помогает избежать непредвиденных расходов;
заранее оценивать потребности в новых кадрах, их обучении и развитии, что способствует эффективному управлению талантами;
контролировать и оптимизировать затраты на зарплаты, бонусы, льготы;
обосновывать инвестиции в расширение штата, программы по развитию персонала, внедрение автоматизированных систем, программы удержания и другие HR-активности, которые могут увеличить производительность или удовлетворенность сотрудников, а также благотворно повлиять на рабочие процессы и результаты бизнеса;
согласовывать расходы на HR с общими стратегическими целями компании, обеспечивая соответствие бюджета бизнес-стратегии.
Основные элементы HR-бюджета
Каждая компания сама определяет, какие статьи HR-бюджета планировать. Перечислим самые универсальные и часто встречающиеся.
Фонд оплаты труда: зарплаты, бонусы, компенсации.
Социальные льготы: медицинские страховки, программы психологической поддержки, абонементы в спортзал, компенсация транспортных расходов, пенсионные программы.
Расходы на обучение и развитие сотрудников: оплата курсов повышения квалификации, тренингов и семинаров, компенсация за получение дополнительного образования, корпоративное обучение и менторские программы.
HR-технологии: инвестиции в системы для управления персоналом, автоматизацию процессов, внедрение систем оценки KPI, профессионального роста.
При бюджетировании HR-расходов мы используем следующие основные метрики:

  • число нанятых сотрудников — в среднем закрываем от трех — пяти вакансий в месяц;
  • затраты на подбор: сколько потрачено всего, сколько на услуги кадрового агентства, которое помогает закрывать сложные позиции;
  • онбординг — в среднем на адаптацию уходит три месяца, и мы закладываем в бюджет эти расходы.
Максим Оганов, предприниматель и маркетолог, основатель рекламного агентства Oganov.Digital
Наш HR-бюджет включает в себя следующие статьи: «расходы на персонал», «командировки», «собрания», «затраты на обучение».
Надежда Брискина, директор направления организационного развития и эффективности персонала «Лемана ПРО»
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymPrTZJ
Когда начинать планировать HR-бюджет
Составление HR-бюджета — процесс комплексный и довольно долгий. Необходимо выполнить следующие действия (список не исчерпывающий):
получить точные данные об HR-расходах предыдущего отчетного периода;
оценить эффективность этих расходов;
собрать от руководителей подразделений сведения о потребностях в сотрудниках;
привязать бюджет к планам и стратегическим задачам компании, включая расширение или сокращение, запуск новых продуктов, выход на новые рынки;
учесть новые технологии, вероятные изменения в законодательстве и сезонность бизнеса, которая влияет на потребность в персонале;
урегулировать все возникшие разногласия между подразделениями, внести корректировки;
согласовать бюджет с руководством компании.
В среднем планирование HR-бюджета занимает три — четыре месяца.
Обычно планирование бюджета мы начинаем за три месяца до старта кампании по расходованию средств, то есть в этом году планируем начать в октябре.
Максим Оганов
Особенностью процесса формирования бюджета в нашей компании является принцип «снизу вверх», то есть магазины планируют свои расходы самостоятельно на основании рекомендаций от центров экспертиз ЦО (центрального офиса). График внесения доходной и расходной части устанавливается заранее финансовым департаментом. В среднем планирование и согласование занимает два — три месяца.
Надежда Брискина
Как планировать HR-бюджет: этапы, лайфхаки, подводные камни
Этап 1. Анализ текущих расходов
Соберите информацию обо всех расходах на сотрудников за прошлый год. Сгруппируйте эти затраты в статьи бюджета.
Соотнесите размеры произведенных затрат с полученными результатами. Для этого необходимо рассчитать производительность и текучесть кадров (в том числе в динамике), отдачу от расходов на рекрутинг и адаптацию (например, в формате метрики ROI), повышение вовлеченности, лояльности и удовлетворенности сотрудников.
Определите, где можно сократить расходы без ущерба для качества.
Мы начинаем с того, что проводим оценку предыдущего года: сколько было потрачено на подбор (в том числе на услуги кадрового агентства), сколько на онбординг. По каждому направлению найма считаем отдельную сумму. Например, расходы на рекрутинг через HeadHunter в 2023 году составили 300 тысяч рублей (одна вакансия стоила 7600 рублей), а дополнительные 150 тысяч рублей были выделены на менее дорогие площадки вроде Avito и специализированных телеграм-каналов. В целом с учетом стоимости услуг кадрового агентства и дальнейшей адаптации и обучения нанятых сотрудников бюджет HR-отдела в прошлом году у нас составил 1,2 млн рублей. В него также входят зарплаты HR-менеджера и рекрутера.
Максим Оганов
Начинается у нас составление HR-бюджета с того, что HR BP магазина, склада, даркстора вносят расходную часть по следующим статьям: «командировки», «собрания» и «затраты на обучение». Статью «расходы на персонал» формируют непосредственные руководители отделов, HR BP сопровождает их в этом процессе. Собранные расходы оценивает руководитель по эффективности бизнеса магазина и соотносит с доходной частью. В дальнейшем он принимает решение о корректировке при необходимости.
Надежда Брискина
Этап 2. Прогнозирование потребностей
Составьте список идей, как улучшить проседающие метрики (и «оцифруйте» эти идеи, рассчитайте примерную стоимость реализации).
Определите необходимый бюджет для расширения команды, повышения зарплат, увеличения бонусов.
Скорректируйте бюджет с учетом планов по расширению и стратегических изменений в компании.
Оцените и учтите при составлении бюджета технологические изменения и тренды в вашей отрасли, зарплатные ожидания, необходимость в обучении сотрудников.
Составьте прогнозы, опираясь на данные HR-аналитики, а также используя Excel-таблицы или специализированные инструменты (например, 1С).
После анализа и оценки HR-затрат всё довольно просто. Например, в 2024 году мы расширяем штат на 20%. Значит, на такой же процент нужно увеличить бюджет.
Максим Оганов
При планировании HR-расходов мы обязательно учитываем инициативы по развитию компетенций, планы по инвестированию в те или иные профессии согласно стратегии бизнеса.
Надежда Брискина
Этап 3. Согласование HR-бюджета
Презентуйте бюджет руководству компании в виде емкого, понятного, наглядного документа, сделайте акцент на том, как предложенные расходы поддержат стратегические цели компании. В случае критики или конфликта интересов уточните требования и скорректируйте план, согласуя детали со всеми подразделениями.
Этап 4. Контроль и корректировки
HR-потребности могут меняться в зависимости от внешних факторов и внутренних процессов. Регулярно пересматривайте прогнозы, чтобы оставаться гибкими и своевременно реагировать на изменения.
В течение года мы сверяем наш бюджет с реальными затратами и, если нужно, вносим корректировки. Например, в прошлом году мы сделали это в середине года, потому что вовремя увидели пробел с недостаточным выделением средств на тренинги для новичков.
Максим Оганов
Подводные камни при планировании HR-бюджета
Игнорирование неочевидных или нерегулярных расходов
В 2022 году мы ошиблись с прогнозированием затрат на адаптацию новичков: не учли в бюджете суммы, которые нужны для проведения тренингов, — точнее, просто не обозначили, какие и в каком количестве тренинги будут нужны. В итоге стратегию пришлось оперативно пересматривать и дополнять бюджет на 200 тысяч рублей.
Максим Оганов
Не всегда предсказуемые изменения внешней среды
Рекрутинговые платформы поднимают цены за свои сервисы. В прошлом году у нас по этой причине был существенный перерасход: потратили сверх плана порядка 100 тысяч рублей. В итоге пришлось делать больший упор на менее дорогие площадки, например на платформы для поиска узкопрофильных специалистов и на телеграм-каналы.
Максим Оганов
Лайфхаки при планировании HR-бюджета
Оставляйте резервный фонд на непредвиденные расходы в размере 5−15% от бюджета. Если что-то пойдет не так, вам будет легче внести и согласовать корректировки.
Проводите непрерывный (а не раз в год) анализ эффективности найма, обучения, программ по повышению вовлеченности. Собранные сведения пригодятся и существенно сэкономят время, когда вы будете планировать HR-бюджет на следующий год.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.