Как правильно поставить сотрудникам KPI
KPI (от англ. key performance indicators — «ключевые показатели деятельности») — это инструмент, который позволяет оценить эффективность каждого отдела компании или сотрудника в рамках отчетного периода (месяца, квартала и пр.). Этот показатель нужен, чтобы ставить план и отслеживать, как он выполняется.

Рассказываем, из чего складывается KPI и всегда ли он нужен.
12 февраля 2024 года
И всегда ли нужно это делать
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Для чего вообще устанавливать KPI
Изначально KPI применяли в основном в сфере продаж: сотрудникам ставили план по количеству сделок или единицам проданной продукции, а затем соотносили с ним персональные результаты каждого. Недостигнутые целевые показатели считались сигналом для того, чтобы пересмотреть подход к работе, перевыполненная норма — поводом для премирования продавца.

Со временем KPI стали использовать и в других отраслях. Например, в разработке IT-продуктов, маркетинге, на производстве и пр. Зачастую динамику показателей видят не только руководители, но и рядовые сотрудники. Это помогает:
мотивировать команду;
корректировать ход работы, правильно расставлять приоритеты в рамках отчетного периода;
обосновывать решения о премировании или взысканиях.
Система KPI лучше всего работает тогда, когда результаты работы могут быть четко измерены. Например, в сфере продаж, маркетинга или производства. В этих сферах внедрение KPI помогает сотрудникам четко понимать, что от них требуется, и стремиться к конкретным целям. В итоге повышается общая эффективность работы.
Роберт Дерцян, CEO агентства TBTBO Brand Mastering
Для выбора инструмента оценки стоит отталкиваться от сферы деятельности компании и специфики подразделения. Основными инструментами в управлении результативностью являются KPI (key performance indicators) и OKR (objective and key results).
KPI достаточно конкретны с точки зрения итогового результата: объема, качества и сроков выполненных работ. Подходят для большинства подразделений, например, для HR, маркетинга, различных производственных подразделений.
OKR же подходят для команд, деятельность которых имеет множество меняющихся вводных и где невозможно изначально измерить и просчитать итоговый целевой результат. Например, OKR используют IT-команды, а также подразделения НИОКР. OKR определяет общий вектор и предполагает, что в процессе работы заданные цели можно корректировать и конкретизировать.
Даниил Сивков, HRBP команды экспертов в сфере промышленности Excellence Expert
На разных уровнях управления в организациях разной зрелости можно наблюдать и управление по инструкциям («делай раз, делай два»), и управление по целям («вот цель, способ ее достижения выберите сами») и управление по ценностям («мы действуем так или иначе, в зависимости от контекста, потому что для нас это ценность»). В большинстве коммерческих организаций управление по целям и, как следствие, применение KPI себя оправдывает. Например, у сотрудников отделов продаж обычно есть установка: максимизировать объем сделок с учетом целевой структуры сделок. В этом случае постоянное повышение планки KPI — своего рода часть игры и соревновательный фактор. В таких отделах наличие KPI и его постоянная коррекция абсолютно необходима. К примеру, в Microsoft в свое время за продажу облачных сервисов продавцам платили больше, чем за продажу традиционных продуктов, поскольку это была стратегическая ставка и внимание продавцов к ней управлялось именно через KPI.
Павел Филиппов, вице-президент по корпоративному развитию Группы RBI
Какие показатели включить в KPI

Каждая компания самостоятельно решает, какие индикаторы включить в KPI и какой у каждого будет вес (то есть степень значимости для компании). Важно, чтобы сумма весов всех показателей была равна 100%.


Традиционно работодатели отслеживают с помощью KPI:

объемы продаж;
ресурсы, затраченные на привлечение клиентов;
степень удовлетворенности клиентов;
прибыль.
Перечень может корректироваться и дополняться в зависимости от специфики бизнеса.
KPI особенно важны, когда иные формы контроля сотрудников по каким-то причинам недоступны. К примеру, наша компания — это облачный колл-центр. У нас нет офиса, и сотрудники всех уровней — операторы, программисты, руководство — работают удаленно.

Наши операторы самостоятельно устанавливают график работы для себя (нам важно, только чтобы они отработали не менее 10 часов в неделю). А также мы сотрудничаем с работниками других колл-центров (и у каждого сервиса свои правила).

Контролировать, что работники делают, мы не в состоянии. Именно поэтому мы ввели KPI и платим лишь за сделанную работу: количество, качество и результативность звонков.
Алексей Фомин, основатель компании Lead2Call
Например, вы нанимаете финансиста с зарплатой 40 000 рублей, который ведет управленческий учет и дает собственнику отчет о прибылях и убытках, чтобы тот видел реальное положение дел и принимал соответствующие управленческие решения. Казалось бы, решение верное, но работает не всегда, потому что отчет о прибылях и убытках финансист формирует только тогда, когда у него остается время после рутины.

Систему мотивации можно изменить. Разбить 40 000 рублей на несколько частей: окладную часть и бонус за ведение отчетов без ошибок. И этот бонус может удваиваться, если сотрудник успевает сформировать отчет до определенной даты. Тогда специалист начнет делать отчеты вовремя, а собственник — оперативно принимать и реализовывать управленческие решения. То есть индикатором, на который обращает внимание руководитель, становится своевременность выполнения работы.
Георгий Павленко, специалист по финансовому планированию в компании «Ход матрешкой ИИ для бизнеса»
Что учитывает KPI:
результат, то есть количество и качество оказанных услуг, заключенных сделок, разработанных продуктов и пр.;
производительность — сколько времени ушло на то, чтобы достичь того или иного результата;
расходы — какие ресурсы и в каком количестве нужны, чтобы решить задачу;
эффективность — какую пользу компания получила после того, как потратила на решение задачи определенное количество ресурсов;
функционирование — насколько правильно выстроены рабочие процессы, соблюдаются ли регламенты и пр.
KPI должны содержать не только количественную оценку, но и понятные сотрудникам, разумные и согласованные с экспертным сообществом метрики качества, взаимосвязанные с системой личной мотивации. Без этого о конкурентоспособной производительности труда можно забыть.
Сергей Гатауллин, российский ученый, кандидат экономических наук, блогер и техноброкер
Чтобы рассчитать итоговый KPI сотрудника, нужно разделить фактический результат на плановый и умножить на тот вес, который вы задали показателю. Если факт оказывается больше плана, значит, сотрудник справляется с задачей и даже делает больше, чем от него ждут. Если меньше — стоит разобраться в процессах и выяснить, почему у работника не получается выдать норму.
Когда KPI лучше не вводить
Если работа ваших сотрудников связана с творчеством или сложно измеряется в цифрах
Большое значение имеет характер работы. Если это рутинный труд, требующий выполнения простой, монотонной производственной работы, то стоит ввести KPI. Он подстегнет человека выполнять план и даже перевыполнять. Но творческому человеку лучше создать комфортные условия, обеспечить хорошее отношение и предложить высокую зарплату. Он и без KPI будет творить.
Александр Трубенков, руководитель компании iPantry, основатель школы предпринимательского искусства
Если сотрудник работает у вас недавно
Базовое правило KPI заключается в том, что его не нужно вводить для новичков. Первые полгода работы в компании сотрудник обучается, знакомится с особенностями и нюансами своей должности именно на этом предприятии. KPI может дать отрицательный эффект: в погоне за вознаграждением человек рискует не справиться с задачами, наделать ошибок, может разочароваться и покинуть компанию. KPI можно вводить для сотрудников, которые уже освоились на рабочем месте, понимают, что от них хотят и как достичь результатов.
В целом KPI — это очень зрелая система мотивации. Она предполагает, во-первых, зрелость самого индивида. Во-вторых, человек должен уметь делать свою работу, нести личную ответственность за результат.
Александр Трубенков
Когда в команде очень напряженная обстановка
KPI не стоит использовать, если в компании высок уровень стресса и внутренней конкуренции. Дополнительное давление, создаваемое KPI, может усугубить эти проблемы и еще сильнее ухудшить атмосферу в коллективе.
Роберт Дерцян
Если вы недостаточно глубоко погружены в специфику работы отдела, для которого планируете ввести KPI
У KPI есть «темная» сторона. Если небрежно отнестись к формированию этой системы, сотрудники придумают тысячу способов выхода на нужные показатели, чтобы получить свою премию. При этом они не будут смотреть, как меняется положение дел в компании, не захотят заботиться о реальных результатах бизнеса. Итог может быть печальным: у всех KPI достигнуты, а в компании в целом — регресс. В частности поэтому бизнес движется от индивидуальных KPI к командным и корпоративным целям, которые являются более или менее четкими маркерами создаваемой ценности. И даже при этом должны существовать инструменты пересмотра целей, если они перестали быть актуальными или вовсе потеряли смысл.
Павел Филиппов
Есть ли альтернативы KPI
Успешный бизнес невозможен без контроля эффективности процессов и результативности работы сотрудников. Но если вы понимаете, что вашей компании не подходит введение KPI, можно использовать системный подход к оценке работы.
В отделе разработки одной из IT-компаний как раз сложилась стрессовая атмосфера, и причиной этому среди прочего были KPI, усиливающие конкуренцию между сотрудниками.

Чтобы решить эту проблему, для отдела вместо традиционных KPI был введен системный подход к оценке работы. Он основывался как на вкладе специалиста в общий проект, так и на сотрудничестве внутри команды, и это устраняло проблему внутренней конкуренции.

Такой подход позволил в итоге уйти от лишнего давления и сосредоточиться на качестве продукта и удовлетворенности клиентов.
Роберт Дерцян
Одна известная IT-компания при удвоении своей стоимости распределяет между сотрудниками определенное количество акций, выпущенных в рамках допэмиссии. У менеджеров нет формальных KPI, но в конце года они садятся и договариваются, кому сколько акций достанется, учитывая воспринимаемый вклад каждого в создание ценности. Никто не смотрит на установленные в начале года формальные показатели. Главное, как сотрудник ловил волну, помогал другим, работал на долгосрочную капитализацию всей компании в течение года.
Павел Филлипов
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Изображения взяты с сайта giphy.com