Успеть до конца года: 17 дел для HR и рекрутеров
Готовиться к следующему году стоит начать уже в ноябре. Напоминаем, что нужно успеть до 1 января.
Чек-лист ключевых, организационных и личных задач
Елена Тимофеева
Автор
01 ноября 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Системное и организационное
1. Проанализировать HR-показатели
В каждой компании они свои: приоритеты зависят от целей, KPI и стратегии. Но есть и универсальные метрики:
текучесть кадров;
количество закрытых вакансий;
среднее время закрытия позиции и затраты на это;
средний стаж сотрудника (общий или в компании);
расходы на обучение одного сотрудника;
воронка подбора.
Мы ставим цели для всех сотрудников, не только для руководителей. В годовые цели мы «зашиваем» и проектные задачи. Для рекрутера это средний срок закрытия вакансии, оценка руководителя (CSI), выполнение проектов, процент сбора анкет обратной связи от руководителей по удовлетворенности сервисом подбора. Полезно подводить промежуточные итоги года по показателям в ноябре-декабре, чтобы была возможность их скорректировать.
Екатерина Грибова, начальник управления по подбору персонала группы НЛМК
2. Составить и утвердить бюджет на персонал на следующий год
Неопределенность на рынке труда и в экономике сохраняется. Если вам сложно строить прогнозы, опираясь на данные 2023 года, можно ориентироваться на на ближайшие планы компании или выбрать бюджетирование без детализации.
Предварительные цифры бюджета мы начинаем обсуждать еще в августе. Именно своевременное планирование помогает в конце года уже только согласовать финальные цифры и зайти в новый год с утвержденным бюджетом.
Екатерина Грибова
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymkcHW8
3. Сформировать график отпусков
График отпусков нужно не только подготовить, но и утвердить за две недели до конца года — а значит, попросить сотрудников решить, когда они будут отдыхать, нужно еще раньше. В идеале график помогает подразделениям компании работать слаженно и без авралов.
При составлении графика отпусков мы учитываем очередность и смотрим, нет ли большого количества пересечений внутри команды.
Екатерина Грибова
4. Провести performance reviews
В большинстве компаний работу сотрудников в течение года оценивают их непосредственные руководители. Но HR-специалисты порой выступают в качестве посредников, модераторов или фасилитаторов — так необходимых на этих непростых встречах.
5. Обновить и отсортировать вакансии
В ноябре-декабре эйчарам полезно определиться, какие вакансии оставить опубликованными на работных сайтах, какие актуализировать, переписать или дополнить, а какие убрать в архив на праздники.
Люди в новогодние каникулы откликаются намного охотнее, поскольку есть время для изучения вакансий и эмоционально хочется изменений с приходом нового года, поэтому мы не закрываем все вакансии на работных сайтах на праздники.
Екатерина Грибова
6. Составить график работы сотрудников в праздничные дни
Во многих компаниях даже в долгие новогодние каникулы жизнь бьет ключом, и задача HR-подразделения — подстраховаться, чтобы было кому отвечать на звонки и отгружать товар со склада. Даже если за это планирование отвечают руководители подразделений, стоит напомнить им об этом заранее, а затем проконтролировать.
7. Спланировать работу в послепраздничные дни
Погружаться в работу в начале января лучше постепенно, чтобы избежать перегрузок и постотпускной депрессии. Если точно знаете, что работы будет много, — заранее спланируйте первые несколько дней после отдыха.
Я часто провожу стратегическую сессию в конце года, чтобы наметить контур задач и планов на следующий. Это помогает легче входить в ритм после праздников, когда часть задач уже спланирована.
Екатерина Грибова
Ключевое и перспективное
8. Составить план работ на год
В новый год лучше вступать, четко понимая задачи на ближайшие месяцы. И разобраться с этим нужно в ноябре: последняя неделя декабря вряд ли будет продуктивной, две-три недели до нее уйдут на подготовку корпоратива и подарков сотрудникам, а также на срочные задачи, от выполнения которых зависят годовые и квартальные бонусы, 13-е зарплаты и т. п.
Большой план работ на год мы обычно составляем в четвертом квартале, основываясь на результатах проведенных исследований. В этот план входят все HR-процессы компании, например:

  • WFM-процессы — планируем, исходя из финансовых метрик компании, количества массового персонала в каждом месяце следующего года;

  • HR-маркетинг — на основании данных из расчета плановой численности формируем план по лидогенерации трафика, анализируем динамику источников трафика и их стоимости;

  • рекрутмент — на основании аналитики по метрикам TTA (скорость закрытия вакансии) и AR (принятие оффера) готовим предложения по изменению зарплатных вилок на конкретные вакансии. Кроме того, пересматриваем профили должностей по тем направлениям, где в текущем году возникали сложности при согласовании с нанимающими менеджерами;

  • C&B — на основании запроса от рекрутмента и ежегодной задачи по планированию бюджета на следующий год готовим аналитику по зарплатным вилкам по всем должностям в компании.

Еще составляем планы по развитию корпоративной культуры, обучению, развитию и оценке персонала.
Ирина Абдулова, руководитель департамента привлечения и развития талантов Skyeng
9. Провести опросы вовлеченности и удовлетворенности сотрудников
Для некоторых сотрудников планы на будущий год включают поиск новой работы, так как текущая не устраивает. При этом предпраздничная атмосфера располагает к большей открытости и позитивному мышлению, поэтому ноябрь и декабрь — удачные месяцы, чтобы проводить опросы вовлеченности, анализировать результаты прошлых опросов и обратную связь.
В четвертом квартале мы подводим итоги регулярного опроса по eNPS и выделяем 20% зон развития, которые дают нам 80% удовлетворенности и лояльности персонала. Организовываем большую груминг-встречу с core-командой HR и готовим по направлениям план работ на следующий год. А также на основании данных опроса формируем контент-план внутренних коммуникационных мероприятий на следующий год.
Ирина Абдулова
10. Оценить эффективность программ обучения и развития
В каждой компании свой подход к обучению: кто-то выделяет значительные бюджеты на развитие базы знаний, создание обучающих курсов, программы онбординга; другие отправляют сотрудников на внешние тренинги и мастер-классы.

Каким бы ни был подход в вашей компании, конец года — отличный повод убедиться, что программы обучения помогают достигать целей и вы расходуете бюджет наилучшим образом. Способы могут различаться: сопоставление учебных результатов с бизнес-показателями, оценка 360°, опросы сотрудников.
11. Составить планы по обучению и развитию персонала
В конце года вы составляете бюджеты на год — стоит учесть в них и суммы на обучение сотрудников. Кроме того, в конце года руководство определяет приоритетные направления развития. Чем четче вы определитесь с необходимыми обучающими мероприятиями, тем проще компании будет достигнуть поставленных целей. Иными словами, хотите рекордных продаж — учите людей продавать; планируете прорываться в новые ниши — оплачивайте сотрудникам курсы по интернет-маркетингу, конкурентной разведке и развитию переговорных навыков.
Задач по обучению и развитию у нас много, поэтому действуем сразу в нескольких направлениях:

  • забираем из опроса eNPS зоны для развития на следующий год (аспекты, темы, идеи), чтобы учесть их в плане разработок обучающих материалов;

  • проводим CusDev руководителей и HR BP с целью выявления и сбора неучтенных зон для развития;

  • анализируем успешность (процент обученных и скорость прохождения) обучения на этапе онбординга;

  • формируем график оценки команд на следующий год, чтобы запланировать необходимые ресурсы для ее проведения.
Ирина Абдулова
Предпраздничное и организационное
12. Организовать новогодние активности
Очень часто новогодними корпоративами и подарками занимается HR-подразделение. Заказывать всё необходимое стоит уже в ноябре, в крайнем случае, если хочется адреналина, — в начале декабря.
Мы обязательно готовим список подарков для компаний-партнеров. Например, в прошлом году мы дарили наборы чая и кофе, где на каждую коробочку были нанесены фотографии нашей продукции под микроскопом, которые сделала для нас R&D-лаборатория. Это был элемент чуда, детского восторга от кристаллических решеток, которые складывались в удивительный рисунок.
Екатерина Грибова
Личное
В конце года будет полезно (но это необязательно):
13. Навести порядок на рабочем месте и в папках
На компьютере, в облачном хранилище, в шкафах.
14. Завершить начатое обучение
В новый год — с новыми знаниями и без учебных долгов.
15. Подготовить подарки для коллег
Актуально, если у вас в отделе принято что-то дарить друг другу в честь праздника. А можно еще и поблагодарить всех, с кем весь год было приятно работать.
Мы с коллегами иногда проводим эстафету благодарностей, когда каждый говорит за что-то спасибо, — в итоге получается большой список.
Екатерина Грибова
16. Составить план профессионального развития
Определитесь, какие навыки будете развивать, какие знания получать, на какие курсы запишетесь (и за чей счет), какие книги прочтете, и главное — укажите сроки.
Мы с коллегами в ноябре-декабре смотрим список конференций и обучений, чтобы спланировать развивающие активности. Важно, чтобы он включал не только внешние конференции, но также партнерские мероприятия, вебинары и встречи, которые мы собираем в профессиональных телеграм-каналах, открытые мероприятия «Сколково» и т. д. Список мы обновляем поквартально, поскольку чаще всего такого рода мероприятия не планируются на год.
Екатерина Грибова
17. Подведите собственные итоги года
Составьте список профессиональных и личных достижений за год.
Мы всей семьей в начале года пишем на листочках цели на год и крепим к пробковой доске. Там могут быть как крупные цели, так и небольшие — из разряда сходить в театр на такой-то спектакль. В конце года я пробегаюсь по целям, смотрю, что не успела сделать и что можно еще успеть.
Екатерина Грибова
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.