Что такое
человекоцентричность

«Бизнес должен быть человекоцентричным» — вы наверняка такое слышали. Эту концепцию обсуждают на форумах и конференциях, ее исследуют в университетах и даже называют новым стандартом в управлении. Но что такое человекоцентричность на самом деле? В статье поговорим об этом. А еще о том, зачем такой подход бизнесу и как донести его ценность до руководства.
03 июня 2025 года
Александра
Смаракова
автор статей
И зачем она бизнесу

Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Что такое человекоцентричность в управлении
В целом термин говорит сам за себя: это подход, при котором в центре всех бизнес-процессов оказывается человек. Причем если клиентоцентричность касается фокуса, собственно, на клиентах, то человекоцентричность трактуют двумя способами:
как фокус на сотрудниках и всех, кто связан с бизнесом, но не является внешним клиентом;
как фокус и на сотрудниках, и на клиентах — то есть на всех людях, с которыми бизнес так или иначе взаимодействует.
В статье мы поговорим прежде всего о фокусе на сотрудниках — что это означает для эйчаров и бизнеса в целом.

Теоретически всё звучит просто: человекоцентричность — это когда эйчары и менеджеры делают так, чтобы команде было комфортно работать. А что это значит на практике? Эксперты лаборатории «Человекоцентричность и лидерские качества» при ВШЭ собрали восемь принципов, на которые опирается такой подход:
1
Осмысленная рабочая среда.
2
Забота о здоровье и безопасности.
3
Возможности для роста и раскрытия потенциала сотрудников.
4
Комфортная и творческая атмосфера.
5
Фокус на счастье и благополучии сотрудников.
6
Создание ценности для клиентов и общества.
7
Доброжелательная культура общения.
8
Ролевая модель человекоцентричной культуры.
Что получается: человекоцентричность на практике — это создание такой компании, где есть эффективная, комфортная и безопасная рабочая среда, сотрудники развиваются и создают продукт с реальной ценностью.
Зачем бизнесу развивать человекоцентричность
Довольные сотрудники лучше работают и реже увольняются

Исследования показывают: когда сотрудники довольны, компания больше делает и больше зарабатывает. Например, по данным консалтинговой компании Gartner, если лидеры в компании разделяют человекоцентричный подход, вовлеченность их сотрудников примерно на 37% выше. А с ней растет и производительность команды — на 27%. Это и понятно: намного проще работать в удобном офисе и без криков начальства, чем под вечным давлением и боясь ошибиться.

Кроме того, в компаниях, где о сотрудниках не заботятся, обычно больше переработок и стресса в целом. Это прямой путь к выгоранию, а именно из-за него, по данным Работы.ру и СберАналитики, увольняются 34% российских сотрудников. Еще 24% уходят, когда нет карьерного роста, который тоже относится к принципам человекоцентричности.

Забота о сотрудниках привлекает таланты

Дефицит кадров уже не первый год остается больной темой для бизнеса. По данным Банка России, в первом квартале 2025 года этот показатель находился вблизи исторического минимума. Привлекать таланты по-прежнему непросто, и повышать зарплаты для этого бесконечно не получится. А вот человекоцентричная культура вполне может стать конкурентным преимуществом. Только кандидаты ждут от этого не «уютный офис и бесплатный чай», но реальную поддержку. Например:
ДМС;
компенсацию обучения;
компенсацию расходов на транспорт и мобильную связь;
доступ к психологической поддержке.
В человекоцентричной компании сотрудники раскрывают свой потенциал

Вспомним принципы человекоцентричности из предыдущего раздела: у сотрудников должны быть возможности для творчества, карьерного роста и раскрытия потенциала. И всё это важно не только потому, что люди будут счастливее. Есть и другие причины:
Компания развивает сотрудников так, чтобы они получали нужные ей навыки. Это бывает проще и дешевле, чем искать готового специалиста в условиях дефицита кадров.
Сотрудники не боятся проявлять инициативу — например, в улучшении процессов. Так в компании появляется больше ценных предложений, и не только от руководителей.
Бизнесу становится проще внедрять новые инструменты и технологии. Поскольку обучение и развитие становятся нормой для сотрудников, они более открыты к нововведениям и понимают, где и как осваивать нужные навыки.
Как донести до бизнеса ценность человекоцентричного подхода
Главная сложность в том, чтобы показать эффект. Само слово «человекоцентричность» звучит как модная абстрактная концепция, и бизнес может относиться к ней в духе «что-то опять придумали, а зачем — непонятно». Вот пять советов, что в этой ситуации делать эйчарам:
Говорить на языке цифр там, где это возможно. «Сотрудники станут счастливее» — слишком абстрактно. «Команда сможет работать на X% быстрее, и это принесет на Y% больше денег» — такое бизнесу понятно.
Начинать с малобюджетных предложений. К примеру, дать всем сотрудникам ДМС — это может быть разумно, но дорого. Если руководство еще не увидело плюсов человекоцентричности на практике, оно вряд ли будет готово сразу тратить много денег. А вот предложить в качестве эксперимента отказаться от микроменеджмента хотя бы в одном отделе и оценить эффект — это уже может сработать.
Идти от проблем, которые пока не удалось решить. Например, слишком высокая текучесть, низкие показатели вовлеченности, низкая производительность команд. Если вы покажете руководству, как здесь поможет человекоцентричность, вполне вероятно, что вас выслушают с бо́льшим энтузиазмом.
Опираться на обратную связь сотрудников. Можно провести опросы, организовать exit-интервью, просто поговорить с коллегами в не слишком формальной обстановке. Так вы поймете, какие потребности реально есть у команды, и сможете донести их бизнесу, опираясь на данные, а не на собственные представления.
Опираться на лидеров. Вполне возможно, что руководители команд видят назревшие проблемы — просто не могут их решить, пока к этому не готов топ-менеджмент. Попробуйте найти у них поддержку: спросите, что мешает работать им и их командам, а что, наоборот, могло бы помочь. Так вы получите информацию, от которой можно отталкиваться. А если повезет — еще и союзников в разговоре с руководством компании.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.