Что такое система наставничества и как ее эффективно создать
Опыт — лучший учитель, и лучший способ чему-то научиться — подружиться с человеком, который обладает нужными знаниями или навыками. Если он согласится ими поделиться, процесс обучения станет быстрым и выгодным всем сторонам. В корпоративном мире это называется наставничеством.
Расскажем, как построить систему наставничества, которая не будет формальностью, как измерять ее эффективность для бизнеса и каких ошибок лучше избегать.
01 октября 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Что такое наставничество и зачем оно бизнесу
Наставничество — это процесс передачи знаний и навыков более опытным сотрудником (наставником) менее опытному (подопечному). Система наставничества — это структурированные процессы и отношения, цель которых — создание предпосылок для профессионального и личностного развития сотрудников, а также комфортных условий для наставников и подопечных. В стратегической перспективе построение системы наставничества помогает повысить эффективность и достичь целей бизнеса.
Наставничество отличается от других видов профессионального взаимодействия, таких как коучинг, тренинги, супервизии или нетворкинг:
наставничество предполагает долгосрочные формализованные связи между наставником и подопечным;
основное внимание уделяется личностному и профессиональному развитию подопечного;
наставник учитывает уникальные цели и амбиции своего подопечного;
он делится не только техническими навыками, но и личным опытом;
наставничество непосредственно связано с конкретной организацией и ее корпоративной культурой.
Наставничество бывает разным: формальным и неформальным, вертикальным и горизонтальным, классическим и обратным, персональным и групповым.
Наличие в компании формализованной и работающей системы наставничества обычно привлекает талантливых кандидатов и удерживает сильных сотрудников, так как дает им много преимуществ:
подопечные изучают эффективные методы работы и приобретают полезные профессиональные навыки благодаря более опытным коллегам;
при поддержке со стороны наставников новички чувствуют себя увереннее, выполняя новые задачи;
наставники могут помочь в продвижении по карьерной лестнице, в том числе давая уместные и своевременные рекомендации;
при посредничестве наставников подопечные получают доступ к профессиональной сети контактов, обрастают знакомствами в отрасли, что открывает много карьерных возможностей;
наставники помогают подопечным справляться с трудностями в работе, предлагают советы и психологическую поддержку.
Что наставничество дает компаниям
Увеличение производительности
Благодаря эффективному обучению и поддержке сотрудники быстрее осваиваются со своими обязанностями, что положительно влияет на продуктивность команды.
Рост вовлеченности сотрудников
Опытный наставник с горящими глазами заражает подопечных-новичков страстью к работе, вдохновляет влюбиться в культуру и ценности компании.
Снижение текучести кадров
Программы наставничества помогают удерживать талантливых сотрудников и ускоряют адаптацию новичков.
Передача знаний и опыта
Наставничество — удобный способ обеспечивать в компании преемственность знаний и углублять экспертизу с каждым следующим поколением сотрудников.
Развитие лидерских навыков
Наставники получают возможность развивать свои лидерские качества, что положительно сказывается на их карьере и автоматически создает для компании кадровый резерв.
Укрепление HR-бренда
В компании возникает атмосфера сотрудничества и поддержки, а сарафанное радио делает работу в ней привлекательной для кандидатов.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870). erid: 2RanymPrTZJ
Элементы системы наставничества
Цели
Целями наставничества — в различных комбинациях и с опорой на приоритеты и задачи бизнеса — могут быть:
повышение вовлеченности сотрудников;
снижение текучести кадров;
ускорение адаптации новичков;
развитие у сотрудников лидерских качеств;
поддержка карьерного роста сотрудников;
улучшение командного взаимодействия;
укрепление корпоративной культуры и развитие HR-бренда;
повышение производительности команды;
устойчивое развитие и инновации.
Подопечные
Подопечные могут быть новыми сотрудниками, сотрудниками с высоким потенциалом или теми, кто нуждается в дополнительных знаниях. Важно, чтобы они были готовы учиться (в идеале — имели опыт успешного обучения и подтвержденную практикой высокую обучаемость), были мотивированы на развитие и открыты для обратной связи.
Критерии выбора подопечных:
повышение вовлеченности сотрудников;
выявленные карьерные амбиции и четко сформулированные цели;
уровень профессионального опыта и навыков (достаточный для того, чтобы углублять знания и расширять объем ответственности);
потребность в развитии конкретных компетенций;
соответствие ценностям и культуре компании;
успехи и достижения в работе, полезные для компании (и заслуживающие признания и награды в виде наставника).
Наставники
Наставниками могут выступать опытные сотрудники с высоким уровнем экспертизы, руководители и менеджеры, специалисты, имеющие успешный опыт в определенной области. Важно, чтобы наставники не просто имели опыт и знания, но были готовы ими делиться, а также обладали познаниями в области дидактики, педагогики, психологии и коучинга.
Критерии выбора наставников:
опыт и компетентность в профессиональной области;
умение обучать других;
готовность поддерживать подопечных в трудностях;
навыки формулирования конструктивной критики;
соответствие корпоративной культуре и ценностям компании;
развитые коммуникативные навыки, в том числе эмпатия и способность к активному слушанию;
уверенность в себе, достаточная, чтобы не видеть в подопечных конкурентов (в том числе в будущем).
Стандарты
Стандарты необходимо сформулировать на этапе построения системы наставничества, чтобы заранее ознакомить с ними наставников и подопечных и тем самым задать структуру и тон их общению.
К стандартам относятся:
частота встреч (например, еженедельно, ежемесячно);
продолжительность встреч (полчаса, час, два часа);
срок наставничества (от нескольких месяцев до года);
способы и инструменты фиксации целей и задач во время каждой встречи;
ожидания по обратной связи и ее регулярность;
конфиденциальность обсуждаемых тем (или, наоборот, доступность информации для заинтересованных сторон, например для эйчаров и руководителей);
методы промежуточной оценки прогресса.
Формы взаимодействия
Индивидуальное: один наставник — один подопечный, офлайн-формат.
Групповое: один наставник — несколько подопечных.
Сетевое: несколько подопечных учатся сразу у нескольких наставников.
Обратное: младший сотрудник обучает одного или нескольких более опытных.
Кросс-функциональное: наставник и подопечный трудятся в разных подразделениях.
Виртуальное: взаимодействие онлайн.
Проектное: наставничество в рамках конкретного проекта.
Как создать эффективную систему наставничества
Определите цели и ожидания
Сформулируйте конкретные цели. Отталкиваться при этом следует от стратегических задач бизнеса, существующих кадровых потребностей и уровня развития сотрудников. Обязательно уточните и обсудите ожидания с самими наставниками и подопечными, чтобы обе стороны понимали и принимали свои роли.
Обучите наставников
Чтобы эффективно передавать знания, завоевывать доверие и мотивировать подопечных, наставники должны пройти обучение. Вы можете организовать тренинги и семинары, направленные на развитие лидерских навыков, эмоционального интеллекта и эффективного общения.
Обеспечьте кандидатов в наставники материалами для самостоятельного изучения: гайдами, успешными кейсами, доступом к корпоративной библиотеке.
Оцените совместимость наставников и подопечных
Методы оценки могут включать следующие элементы (но не ограничиваться ими):
опросы и анкеты — для выявления предпочтений, ожиданий и стиля общения обеих сторон;
тесты на совместимость по личностным типам — например, MBTI, DISC;
интервью или собеседования — чтобы вживую обсудить профессиональные цели и ожидания от процесса наставничества;
сопоставление опыта и экспертизы наставника с потребностями подопечного.
Создайте условия для регулярного общения и обратной связи
Общение наставников с подопечными может проходить во время регулярных встреч, которые необходимо добавлять в рабочие календари. Чаты в мессенджерах удобны для неформальных вопросов и оперативной связи.
Периодически предлагайте подопечным заполнять анкеты для получения обратной связи о качестве взаимодействия с наставником. Разработайте бланки формальной отчетности, которые наставнику следует заполнять для описания достижений подопечного и предложения рекомендаций.
Оценка эффективности системы наставничества
Выберите ключевые индикаторы, которые помогут оценивать, насколько успешны программы наставничества. Опираться при этом следует на стратегические цели, а также на простоту и удобство измерения.
Цели;Простота метрик
Вовлеченность;Регулярность участия в сессиях наставников и подопечных, количество сессий
Карьерный и профессиональный рост;Продвижение участников программы по карьерной лестнице, получение профессиональных сертификатов, успешное прохождение performance review и (или) оценки 360, количество подтвержденных компетенций и приобретенных подопечными навыков
Удовлетворенность участников;Процент положительных отзывов, количество успешных кейсов и проблемных точек программы
Производительность;Изменения в KPI подопечных после завершения программ наставничества
Удержание;Срок работы в компании подопечных после завершения программ, удержание ключевых сотрудников. Рентабельность, ROI наставничества, улучшение показателей производительности, снижение затрат на обучение новых сотрудников
Мотивация участников программы
Казалось бы, все заинтересованы в успехе, но на практике зачастую требуется дополнительная мотивация.
Методы мотивации наставников:
премии за успешное завершение программы наставничества;
признание вклада в развитие команды и публичная благодарность на собраниях и в корпоративных коммуникациях;
обсуждение карьерных перспектив или профессионального роста наставника при успешном завершении подопечным программы;
возможность влиять на важные решения в компании.
Варианты стимулирования подопечных:
предоставление возможностей для карьерного роста по итогам прохождения программы наставничества;
доступ к дополнительным ресурсам и обучающим материалам;
возможность попадания в кадровый резерв.
Возможные ошибки при запуске программы наставничества
Пренебрежение вступительными собеседованиями — когда участники программы не понимают, зачем им наставничество, чего компания от них ждет.
Неудачный выбор наставников и подопечных, а также их несовместимость.
Отсутствие или недостаточная подготовка наставников.
Недостаточная или нерегулярная обратная связь, нежелание руководства компании учитывать критику со стороны участников программы и своевременно реагировать на нее.
Отсутствие оценки или формальная оценка эффективности программы.