Что такое система наставничества и как ее эффективно создать

Опыт — лучший учитель, и лучший способ чему-то научиться — подружиться с человеком, который обладает нужными знаниями или навыками. Если он согласится ими поделиться, процесс обучения станет быстрым и выгодным всем сторонам. В корпоративном мире это называется наставничеством.

Расскажем, как построить систему наставничества, которая не будет формальностью, как измерять ее эффективность для бизнеса и каких ошибок лучше избегать.
01 октября 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Что такое наставничество и зачем оно бизнесу
Наставничество — это процесс передачи знаний и навыков более опытным сотрудником (наставником) менее опытному (подопечному).
Система наставничества — это структурированные процессы и отношения, цель которых — создание предпосылок для профессионального и личностного развития сотрудников, а также комфортных условий для наставников и подопечных. В стратегической перспективе построение системы наставничества помогает повысить эффективность и достичь целей бизнеса.

Наставничество отличается от других видов профессионального взаимодействия, таких как коучинг, тренинги, супервизии или нетворкинг:
наставничество предполагает долгосрочные формализованные связи между наставником и подопечным;
основное внимание уделяется личностному и профессиональному развитию подопечного;
наставник учитывает уникальные цели и амбиции своего подопечного;
он делится не только техническими навыками, но и личным опытом;
наставничество непосредственно связано с конкретной организацией и ее корпоративной культурой.
Наставничество бывает разным: формальным и неформальным, вертикальным и горизонтальным, классическим и обратным, персональным и групповым.

Наличие в компании формализованной и работающей системы наставничества обычно привлекает талантливых кандидатов и удерживает сильных сотрудников, так как дает им много преимуществ:
подопечные изучают эффективные методы работы и приобретают полезные профессиональные навыки благодаря более опытным коллегам;
при поддержке со стороны наставников новички чувствуют себя увереннее, выполняя новые задачи;
наставники могут помочь в продвижении по карьерной лестнице, в том числе давая уместные и своевременные рекомендации;
при посредничестве наставников подопечные получают доступ к профессиональной сети контактов, обрастают знакомствами в отрасли, что открывает много карьерных возможностей;
наставники помогают подопечным справляться с трудностями в работе, предлагают советы и психологическую поддержку.
Что наставничество дает компаниям
Увеличение производительности

Благодаря эффективному обучению и поддержке сотрудники быстрее осваиваются со своими обязанностями, что положительно влияет на продуктивность команды.
Рост вовлеченности сотрудников

Опытный наставник с горящими глазами заражает подопечных-новичков страстью к работе, вдохновляет влюбиться в культуру и ценности компании.
Снижение текучести кадров

Программы наставничества помогают удерживать талантливых сотрудников и ускоряют адаптацию новичков.
Передача знаний и опыта

Наставничество — удобный способ обеспечивать в компании преемственность знаний и углублять экспертизу с каждым следующим поколением сотрудников.
Развитие лидерских навыков

Наставники получают возможность развивать свои лидерские качества, что положительно сказывается на их карьере и автоматически создает для компании кадровый резерв.
Укрепление HR-бренда

В компании возникает атмосфера сотрудничества и поддержки, а сарафанное радио делает работу в ней привлекательной для кандидатов.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymPrTZJ
Элементы системы наставничества
Цели
Целями наставничества — в различных комбинациях и с опорой на приоритеты и задачи бизнеса — могут быть:
повышение вовлеченности сотрудников;
снижение текучести кадров;
ускорение адаптации новичков;
развитие у сотрудников лидерских качеств;
поддержка карьерного роста сотрудников;
улучшение командного взаимодействия;
укрепление корпоративной культуры и развитие HR-бренда;
повышение производительности команды;
устойчивое развитие и инновации.
Подопечные
Подопечные могут быть новыми сотрудниками, сотрудниками с высоким потенциалом или теми, кто нуждается в дополнительных знаниях. Важно, чтобы они были готовы учиться (в идеале — имели опыт успешного обучения и подтвержденную практикой высокую обучаемость), были мотивированы на развитие и открыты для обратной связи.

Критерии выбора подопечных:
повышение вовлеченности сотрудников;
выявленные карьерные амбиции и четко сформулированные цели;
уровень профессионального опыта и навыков (достаточный для того, чтобы углублять знания и расширять объем ответственности);
потребность в развитии конкретных компетенций;
соответствие ценностям и культуре компании;
успехи и достижения в работе, полезные для компании (и заслуживающие признания и награды в виде наставника).
Наставники
Наставниками могут выступать опытные сотрудники с высоким уровнем экспертизы, руководители и менеджеры, специалисты, имеющие успешный опыт в определенной области. Важно, чтобы наставники не просто имели опыт и знания, но были готовы ими делиться, а также обладали познаниями в области дидактики, педагогики, психологии и коучинга.

Критерии выбора наставников:
опыт и компетентность в профессиональной области;
умение обучать других;
готовность поддерживать подопечных в трудностях;
навыки формулирования конструктивной критики;
соответствие корпоративной культуре и ценностям компании;
развитые коммуникативные навыки, в том числе эмпатия и способность к активному слушанию;
уверенность в себе, достаточная, чтобы не видеть в подопечных конкурентов (в том числе в будущем).
Стандарты
Стандарты необходимо сформулировать на этапе построения системы наставничества, чтобы заранее ознакомить с ними наставников и подопечных и тем самым задать структуру и тон их общению.

К стандартам относятся:
частота встреч (например, еженедельно, ежемесячно);
продолжительность встреч (полчаса, час, два часа);
срок наставничества (от нескольких месяцев до года);
способы и инструменты фиксации целей и задач во время каждой встречи;
ожидания по обратной связи и ее регулярность;
конфиденциальность обсуждаемых тем (или, наоборот, доступность информации для заинтересованных сторон, например для эйчаров и руководителей);

методы промежуточной оценки прогресса.

Формы взаимодействия
Индивидуальное: один наставник — один подопечный, офлайн-формат.
Групповое: один наставник — несколько подопечных.
Сетевое: несколько подопечных учатся сразу у нескольких наставников.
Обратное: младший сотрудник обучает одного или нескольких более опытных.
Кросс-функциональное: наставник и подопечный трудятся в разных подразделениях.
Виртуальное: взаимодействие онлайн.
Проектное: наставничество в рамках конкретного проекта.
Как создать эффективную систему наставничества
Определите цели и ожидания
Сформулируйте конкретные цели. Отталкиваться при этом следует от стратегических задач бизнеса, существующих кадровых потребностей и уровня развития сотрудников. Обязательно уточните и обсудите ожидания с самими наставниками и подопечными, чтобы обе стороны понимали и принимали свои роли.
Обучите наставников
Чтобы эффективно передавать знания, завоевывать доверие и мотивировать подопечных, наставники должны пройти обучение. Вы можете организовать тренинги и семинары, направленные на развитие лидерских навыков, эмоционального интеллекта и эффективного общения.

Обеспечьте кандидатов в наставники материалами для самостоятельного изучения: гайдами, успешными кейсами, доступом к корпоративной библиотеке.
Оцените совместимость наставников и подопечных
Методы оценки могут включать следующие элементы (но не ограничиваться ими):
опросы и анкеты — для выявления предпочтений, ожиданий и стиля общения обеих сторон;
тесты на совместимость по личностным типам — например, MBTI, DISC;
интервью или собеседования — чтобы вживую обсудить профессиональные цели и ожидания от процесса наставничества;
сопоставление опыта и экспертизы наставника с потребностями подопечного.
Создайте условия для регулярного общения и обратной связи
Общение наставников с подопечными может проходить во время регулярных встреч, которые необходимо добавлять в рабочие календари. Чаты в мессенджерах удобны для неформальных вопросов и оперативной связи.

Периодически предлагайте подопечным заполнять анкеты для получения обратной связи о качестве взаимодействия с наставником. Разработайте бланки формальной отчетности, которые наставнику следует заполнять для описания достижений подопечного и предложения рекомендаций.
Оценка эффективности системы наставничества
Выберите ключевые индикаторы, которые помогут оценивать, насколько успешны программы наставничества. Опираться при этом следует на стратегические цели, а также на простоту и удобство измерения.
Мотивация участников программы
Казалось бы, все заинтересованы в успехе, но на практике зачастую требуется дополнительная мотивация.

Методы мотивации наставников:
премии за успешное завершение программы наставничества;
признание вклада в развитие команды и публичная благодарность на собраниях и в корпоративных коммуникациях;
обсуждение карьерных перспектив или профессионального роста наставника при успешном завершении подопечным программы;
возможность влиять на важные решения в компании.
Варианты стимулирования подопечных:
предоставление возможностей для карьерного роста по итогам прохождения программы наставничества;
доступ к дополнительным ресурсам и обучающим материалам;
возможность попадания в кадровый резерв.
Возможные ошибки при запуске программы наставничества
Пренебрежение вступительными собеседованиями — когда участники программы не понимают, зачем им наставничество, чего компания от них ждет.
Неудачный выбор наставников и подопечных, а также их несовместимость.
Отсутствие или недостаточная подготовка наставников.
Недостаточная или нерегулярная обратная связь, нежелание руководства компании учитывать критику со стороны участников программы и своевременно реагировать на нее.
Отсутствие оценки или формальная оценка эффективности программы.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.