Well-being: зачем и как заботиться о самочувствии сотрудников
Well-being, или благополучие сотрудников, — основа успешного бизнеса. Если вы настроены на долгосрочную работу, стремитесь к выдающимся результатам, существуете в условиях нестабильной экономики или всё перечисленное сразу — стоит целенаправленно строить в компании культуру благополучия.

Рассказываем, как заботиться о самочувствии сотрудников, какие инструменты могут быть полезны, каких ошибок избегать. Заодно поделимся примерами из практики российских компаний.
Елена Тимофеева
Автор
4 декабря 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Зачем заботиться о благополучии сотрудников
Well-being-мероприятия положительно влияют на многие аспекты деятельности компании.
Растут производительность, продуктивность, вовлеченность
Сотрудник, который здоров физически и эмоционально, допускает меньше ошибок, более вовлечен, эффективен и клиентоориентирован. Это напрямую сказывается на его производительности и ключевых бизнес-показателях компании. Кроме того, снижается риск производственных травм, люди меньше болеют и реже берут отгулы.
Алексей Клочков, эксперт в области управленческого консалтинга, руководитель HR-Tech-компании Happy Inc.
Укрепляется репутация и развивается HR-бренд
Компания сможет упоминать в описании вакансий, что на деле, а не на словах заботится о людях. Нынешние и бывшие сотрудники будут готовы распространять и подтверждать эту информацию. В результате со временем это привлечет внимание сильных специалистов, они захотят работать в компании, что снизит расходы на наем и удержание.
Повышается лояльность к компании
Преданные сотрудники поддерживают изменения в стратегии и рабочих процессах, не покидают компанию в кризисные периоды.
Сотрудники реже выгорают
Благодаря проводимым в компании мероприятиям люди испытывают меньший стресс от работы. Если компания не поощряет переработки и следит за психическим здоровьем сотрудников, те реже выгорают и увольняются, вынуждая тратить ресурсы на поиск, наем и онбординг новичков.
Будем честны: well-being отдельно взятого сотрудника — это не только комфортные условия на работе, но также финансовая безопасность, физическое здоровье, социальные связи. Но внедряя новые подходы и программы, прислушиваясь к мнениям, руководство помогает людям раскрыть свой потенциал, стать счастливее и благополучнее. А благополучный сотрудник больше вовлечен в работу, продуктивен и лоялен. Это выгодная инвестиция в будущее компании.
Алексей Клочков
Инструменты и методы поддержки благополучия
Гибкий график работы
Во время пандемии COVID-19 мы были вынуждены перевести сотрудников на дистанционный режим работы. В результате гибридный формат прижился: команда сегодня работает в режиме «три дня в офисе, два дня дома». Мы проводили опрос и выяснили: такой график позволяет свободно планировать время, дает возможность учитывать семейные обстоятельства и хронотип, экономит время на дорогу в офис и обратно. Эти преимущества сотрудники очень ценят.
Елена Платонова, генеральный директор фармацевтической компании «Сентисс» в России
Рабочий день в нашей компании начинается на 30 минут позже обычного — в 9:30, а заканчивается в 18:00, мы называем это «бонусные полчаса». У некоторых сотрудников есть возможность выбрать гибкое время начала и окончания рабочего дня.
Юлия Дятлова, HR-директор группы компаний ERSTA
Комплексные программы ЗОЖ
У нас действует программа «НЛМК — территория здоровья». Это комплекс мероприятий, направленный на заботу о здоровье, физическом и психологическом благополучии сотрудников. Так, проект «Здоровый выбор» — образовательная программа по развитию навыков ЗОЖ, мотивации сотрудников к ведению здорового образа жизни с соревновательными элементами. Участники проходят образовательные интенсивы, становятся менеджерами здоровья и вовлекают других сотрудников компании в ЗОЖ-активность. За три потока в проекте приняли участие более 1500 человек.
Татьяна Рожкова, директор по социальной политике группы НЛМК
Мы оплачиваем ДМС всем сотрудникам. Тем, кто работает удаленно, компенсируем договор с клиникой в их регионах. Выделяем средства на приобретение годовой карты фитнес-клуба на выбор, оплачиваем групповые тренировки. В те дни, когда проходят занятия, можно уйти с работы на час раньше. Мотивируем сотрудников питаться правильно: кроме оплачиваемых обедов в наших офисах есть холодильники со свежими фруктами, орехами, полезными снеками. Если случается производственная необходимость и сотрудник задерживается в офисе сверх нормы, у него есть возможность воспользоваться корпоративным такси, чтобы быстро и безопасно доехать до дома.
Алексей Клочков
Фитнес-программы
В рамках проекта «НЛМК — спорт» мы создаем доступную спортивную среду для всех сотрудников компании, развиваем спортивные сообщества, проводим спартакиады и соревнования. Более 40% сотрудников занимаются физической активностью вместе с НЛМК.
Татьяна Рожкова
В этом году мы запускали челлендж ERSTA-RUN. Сотрудники делились своим беговыми и иными тренировками, поддерживали друг друга в общем чате. Те, кто выполнил наибольшее количество тренировок за время челленджа, получили корпоративные подарки.
Юлия Дятлова
Забота о здоровье
Программа регулярных чекапов по наиболее востребованным у сотрудников разделам медицины, которая входит в состав ДМС, помогает своевременно провести всесторонний аудит здоровья и решить проблемы на ранней стадии. Сейчас ею регулярно пользуются около 40% сотрудников.
Татьяна Рожкова
Программы по командообразованию
Мы довольно часто организуем веселые события для укрепления командного духа. Офисы BirdsBuild находятся в разных странах, у нас много удаленных сотрудников, поэтому пытаемся креативить: помимо корпоративных вечеринок организуем командные квизы и конкурсы в онлайне.
Лилия Гермус, HR-директор B2B-маркетплейса BirdsBuild
Психологическая поддержка
В рамках программы консультационной поддержки сотрудникам НЛМК доступны бесплатные сессии с психологами, юристами, финансовыми и ЗОЖ-экспертами.
Татьяна Рожкова
Мы понимаем, что физическое и ментальное здоровье тесно связаны, потому предоставляем доступ к сервису психологической помощи, поддерживаем культуру открытости в команде и регулярно даем честную обратную связь. Взаимодействие построено по системе Agile, чтобы предотвратить выгорание. Мы внимательно следим за переработками и не допускаем их.
Алексей Клочков
Продвижение баланса работы и личной жизни
Более десяти лет назад в социальный пакет сотрудников «Сентисс» была включена мотивационная программа под названием «Кафетерия-план». Суть ее в том, что один раз в год сотрудники могут получить материальную компенсацию затрат на один из шести видов услуг: медицинское страхование члена семьи, медицинские и косметические процедуры, не входящие в корпоративную страховку ДМС, спорт, обучение, путешествие, вакцинация сотрудников и их детей. Воспользоваться программой может каждый сотрудник по истечении трех лет работы в компании. После достижения пятилетнего срока работы возмещаемая сумма увеличивается.
Елена Платонова
Как измерить эффективность программ по благополучию
Мы отслеживаем качественные результаты на основе обратной связи: изменение поведенческих моделей сотрудников, формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Кроме того, измеряем количественные параметры: число и охват вовлеченных участников программ в области ЗОЖ и физической активности, показатели здоровья, заболеваемости и потерь рабочего времени по причине болезни.
Татьяна Рожкова
Мы регулярно проводим исследования вовлеченности и лояльности. Два раза в год запускаем анонимный опрос, в котором люди оценивают качество питания, уровень рабочей нагрузки и стресса, а также рассказывают, получается ли у них выделять время для занятий спортом. В открытом комментарии сотрудник может оставить свои идеи, пожелания или жалобы.
Алексей Клочков
С чего начать, если хотите внедрить well-being-программы
1. Поймите, что «болит»
Для начала нужно диагностировать проблемы, какие сферы «проседают». Об этом можно спросить у самих сотрудников с помощью анонимного опроса. Пилотное исследование стоит запустить не на всю организацию, а на отдельный департамент, чтобы собрать больше обратной связи, а также отшлифовать вопросы и темы, которые вы хотите затронуть.
Алексей Клочков
2. Определитесь с целями
Какой вы хотите видеть культуру компании в будущем? А какая она сейчас? Опираться стоит не только на цели, но и на ваши возможности. Если не планируете компенсировать спортивные абонементы, не стоит об этом спрашивать. Иначе вы сформируете у сотрудников ложные ожидания.
Алексей Клочков
3. Изучите и проанализируйте лучшие решения на рынке
Многие компании уже нашли и используют эффективные подходы, можно опираться на их опыт. Почитайте интервью, корпоративные блоги и полезные статьи с советами экспертов. Кроме того, обратитесь к провайдерам решений: опираясь на свой опыт, те смогут предложить наиболее подходящие именно вам инструменты.
4. Сформируйте план
Включите в план мероприятия по улучшению условий труда, организацию спортивных мероприятий, проведение тренингов по управлению стрессом — в зависимости от выявленных «болей». Подготовьте информационные материалы о важности well-being, а также о доступных ресурсах и мероприятиях для сотрудников.
Лилия Гермус
5. Начните воплощать план в жизнь
Исходя из выявленных потребностей работников найдите комплексные программы привилегий и скидок, которые затрагивают не только основные, но и потенциальные сферы интересов. Кроме того, важно предоставить льготы и программы лояльности для всех сотрудников из любых регионов. В этом помогает поиск единой платформы, на которой аккумулирован широкий пул различных компаний и услуг. Прежде чем внедрять провайдера, проверьте корректность его работы, например с помощью пилота.
Елена Порохина, руководитель направления компенсаций и льгот ГК «Альфа-лизинг»
Каких ошибок избегать
Не усложняйте
Необязательно сразу создавать сложные программы. Лучше начать с простых, но понятных инициатив, которые смогут охватить различные аспекты физического, психологического, социального, финансового благополучия.
Татьяна Рожкова
Не пренебрегайте потребностями сотрудников
Залогом успеха любой программы в сфере благополучия является вовлечение в разработку и реализацию таких программ самих сотрудников.
Татьяна Рожкова
Не имитируйте бурную деятельность
Если по результатам опроса не будет никаких изменений, хотя сотрудники упоминали о проблемах, люди расценят это как равнодушие со стороны работодателя. Следующие опросы они будут проходить уже менее охотно.
Алексей Клочков
Не скромничайте
Внедрение well-being-программ обязательно должно сопровождаться активной информационной поддержкой. Важно оповестить сотрудников компании и регулярно напоминать им о существующих привилегиях и сервисах со скидками. Для этого можно использовать корпоративный портал, рассылки, а также проводить регулярные вебинары от партнеров.
Елена Порохина
Не верьте в незыблемость и безупречность системы
Мы считаем правильным проводить опросы регулярно. Это помогает отслеживать, что сделано хорошо, какие инициативы стоит продолжать, что действительно важно и ценно для людей, или вовремя обнаружить проблему, если она появится. Для диагностики отдельно взятой проблемы можно проводить короткие исследования (пульс-опросы), которые позволяют быстро реагировать и предоставлять сотрудникам необходимую поддержку.
Алексей Клочков
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Изображения взяты с сайта giphy.com