Об определении лидерства можно долго спорить, но в общепринятом понимании лидер — человек, способный влиять на других, вдохновлять и мотивировать их.
Разбираемся, зачем руководителям и HR-специалистам выявлять в коллективе лидеров и какие методы и инструменты в этом помогут.
В подготовке статьи участвовали эксперты:
Екатерина Грибова, начальник управления по подбору персонала Группы НЛМК;
Мария Островская, генеральный директор Shopping Live;
Екатерина Ананенкова, директор по персоналу MUNZ GROUP.
И зачем вообще это выяснять
19 февраля 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Зачем выявлять лидеров
Зная, кто в команде лидер, вы правильно распределите роли и обязанности, будете способствовать гармоничному и результативному взаимодействию сотрудников.
Лидеры, поставленные на управленческие должности, не просто руководят и организуют — они вдохновляют остальных сотрудников, быстрее приближая подразделение и бизнес в целом к достижению общих целей.
Лидеры, которых замечают, признают и поддерживают в их стремлении развиваться и реализовываться, не склонны менять работодателя, что снижает текучесть. В том числе потому, что вокруг лидеров собираются остальные сотрудники, которые тоже не спешат уходить.
Нереализованные и непризнанные лидеры могут осознанно или неосознанно оказывать деструктивное влияние на коллектив, саботировать решения руководства компании, участвовать в нездоровой конкуренции, делать рабочую атмосферу токсичной.
По каким признакам можно распознать лидера
Достижения
“
Лидерство — это всегда про реальные достижения, а не только про идеи. Других людей вдохновляют примеры системных и последовательных действий, которые приводят к результатам.
Екатерина Грибова
Умение мыслить стратегически
“
Стратегическое видение — однозначное качество лидера: он знает, куда идет компания и команда.
Мария Островская
Коммуникативные навыки
“
Коммуникативные навыки позволяют эффективно взаимодействовать с коллегами, вдохновлять их, разрешать конфликты и достигать общих целей. Хорошие лидеры умеют четко и убедительно выражать свои мысли и идеи.
Екатерина Ананенкова
Эмпатия
“
Лидер должен обладать эмпатией. Это кажется неожиданным, но только на первый взгляд: фокус на людях — обязательная характеристика лидера, ведь он ведет других за собой.
Екатерина Грибова
Страсть и мотивация
“
Лидеры обычно проявляют страсть к своей работе и могут передать эту страсть другим, мотивируя их на достижение общих целей.
Екатерина Ананенкова
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870). erid: 2RanymPrTZJ
Другие личностные характеристики, которые обычно проявляют лидеры:
готовность помочь коллегам в трудной ситуации;
способность брать на себя ответственность и быстро принимать решения;
инициативность;
дисциплина;
восприятие неудач как возможностей, умение учиться на своих ошибках, а не зацикливаться на них.
На каких позициях обязательно нужны лидеры
Очевидный и популярный ответ — на руководящих и проектных: именно там сотрудники с лидерскими задатками или уже развитым потенциалом способны принести наибольшую пользу.
“
Лидерские качества востребованы в нашей компании на различных уровнях и в различных функциональных областях. Так, управляющий магазином должен быть лидером и организатором каждый день, ведь за ним стоит команда, от него зависит организация процессов и, соответственно, результаты магазина. Руководители отделов должны быть способны мотивировать, направлять, вдохновлять свои команды, распознавать сотрудников с высоким потенциалом. Project-менеджерам лидерские компетенции тоже необходимы, потому что позволяют управлять группой людей, устанавливать приоритеты, разрешать спорные ситуации.
Екатерина Ананенкова
Встречается и другой подход к востребованности лидерства.
“
Лидерство в системе ценностей нашей компании — это умение принимать взвешенные решения, личная дисциплина, адаптация к изменениям и эмпатия к людям. Выходит, лидером у нас может быть не только глава компании или топ-менеджер, но и сотрудник на любой позиции, если у него есть убеждения и желание реализовать задуманное от начала до конца, готовность брать ответственность за что-то перед другими людьми или перед компанией.
Екатерина Грибова
Какие существуют методы и инструменты для выявления лидеров
Многие классические методы оценки, которые используются для профилирования сотрудников, описания их ключевых личностных характеристик, позволяют также выявить лидерский потенциал.
Оценка «360 градусов»
Вы легко обнаружите лидера, если его непосредственный руководитель, коллеги, подчиненные и другие заинтересованные стороны укажут на его перечисленные выше признаки лидера.
Метод объединяет ролевые игры, тесты на ситуационное суждение, презентации, групповые обсуждения, интервью, симуляции, психометрические тесты и другие техники для принятия решений о сотрудниках на основании комплексных данных.
Соревнования, конкурсы и деловые игры
Игровые элементы в HR являются мощным инструментом для определения слабых и сильных сторон сотрудников, включая лидерские качества. А здоровая конкуренция в условиях соревнований помогает «проявиться» сотрудникам со скрытым лидерским потенциалом.
Перейдем к специализированным инструментам.
Психометрические тесты и опросники
Их легко можно найти в открытых источниках Сети. Например:
Мы считаем, что самое важное — создать среду, в которой лидер может показать себя. Нужно наделить его ответственностью, которая даст толчок и возможность проявиться. Так происходит в проектах, на встречах, во время мозговых штурмов и т. д.
Екатерина Ананенкова
Виртуальные бизнес-игры
“
Мы используем бизнес-игры при подборе на вакансии и в кадровый резерв. Они представляют собой командные симуляции с определенным сюжетом и задачами. Например, перед участниками может быть поставлена задача внедрить новый продукт, принимая во внимание определенные маркетинговые и бизнес-показатели. Команда, составленная из мало знакомых между собой людей, должна действовать вместе, чтобы изменить показатели и начать больше зарабатывать. За ходом игры следят профессиональные оценщики, которые отмечают тех, кто берет на себя лидерскую роль и целенаправленно идет к результату.
Екатерина Грибова
Лексико-семантический анализ речи
Встречи один на один могут дать руководителю много подсказок о лидерских качествах сотрудника на основании слов и фраз, которые он выбирает для описания ситуации, собственных действий и способов, с помощью которых решает проблемы. Использовать можно вопросы на основе поведенческой методики STAR, метод «Три плюса и три минуса» и просто здравый смысл.
“
Когда я собеседую на работу на позицию руководителя, считаю обязательным наличие управленческих развитых компетенций. С моим 30-летним опытом мне достаточно 10−15 минут, чтобы увидеть развитые лидерские и управленческие компетенции, но можно использовать и специальные тесты, структурированные интервью, разбор кейсов. Самый простой признак человека, ориентированного на результат, — когда он описывает свое резюме в глаголах («Мы с командой разрабатывали приложение три месяца»), а человек, ориентированный на процесс, — в существительных («Разработка заняла три месяца»).
Мария Островская
Если сотрудник «чуть недотягивает» до лидера
“
Ошибки и неточный подбор могут возникать из-за того, что под разные задачи нужны разные лидеры. Бывает, что в подразделение с проблемами приходит излишне демократичный лидер. Он организует масштабные обсуждения ситуации, учитывает разные мнения. В итоге проблемы усугубляются, потому что в этой ситуации нужен был более авторитарный подход антикризисного лидера. Задача службы персонала — глубже исследовать ситуацию в подразделениях, куда ведется подбор, что поможет избежать ошибок.
Екатерина Грибова
“
Одна из ценностей нашей компании — каждый имеет право на ошибку. Приведу пример. В команду менеджмента взяли руководителя по корпоративной культуре и коммуникациям, который на собеседовании показал все требуемые качества. При этом на деле оказалось, что сотрудница испытывала страх публичных выступлений и это мешало ей справляться с обязанностями. Мы дали ей конструктивную обратную связь, вместе разобрали проблемные места. Договорились о развивающей среде: обучение, построение плана «от малого к большому» по практике публичных выступлений. Назначили контрольные точки для оценки эффективности действий. В итоге сотрудница успешно проработала более четырех лет и реализовала немало амбициозных проектов.