Как работать с бунтарями: стратегии и советы для руководителей
В вашей команде могут быть сотрудники, которые бросают вызов руководству и корпоративным правилам. Разберемся с помощью экспертов, представляют ли они истинную угрозу, могут ли стать союзниками, как работать с бунтарями и стоит ли тратить время и силы.
В подготовке статьи нам помогали:
Айгуль Билык, HRD Hopper-IT;
Андрей Браткин, основатель кадрового агентства «Личный рекрутер»;
Илья Глазырин, бизнес-тренер, собственник и руководитель тренинговой компании Eurasia TM, преподаватель курса по переговорам на программе MBA РАНХиГС;
Инна Карьялайнен, HRD со стажем работы более 15 лет, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения.
14 октября 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Как это бывает
Бунтари появляются в компаниях по разным причинам. Одни сотрудники, прежде лояльные и незаметные, заработав репутацию, начинают проявлять сидящие в них бунтарские склонности. У других бунтарей предпосылки противостоять руководству возникают в ходе работы в компании. Перечислим некоторые из таких предпосылок.
Недовольство управлением или корпоративной культурой
“
В марте 2019 года ушел в декрет наш ключевой специалист по бизнес-процессам. На собеседование пришел кандидат, который произвел впечатление уверенного и компетентного специалиста. Мне он сначала понравился: ответы были четкими и уверенными. На первой же неделе появились тревожные звоночки. Я стал слышать от команды, что новичок ведет себя высокомерно: избегает коллективных обсуждений, откровенно игнорирует мнения коллег. На общих встречах по проектам он молчал, но затем высказывал недовольство процессами компании и критиковал коллег за их подходы. Такое отношение сильно демотивировало команду.
Андрей Браткин
Стремление к переменам и нововведениям, не поддерживаемым компанией
“
Я столкнулся с бунтарем в зарубежной инновационной компании. Молодой и амбициозный парень отучился в Лиге плюща, вернулся в Россию и принялся учить всех, как правильно жить. Он поддерживал всяческие изменения, но сокрушался, что они слишком просты, без революционного подхода, медленно внедряются. Из-за критических высказываний все совещания превращались в полемику и даже поле боя.
Илья Глазырин
Ощущение недооцененности, отсутствия влияния
“
В нашей практике был случай, когда сотрудник-бунтарь считал, что его не ценят и не замечают. Хотя ему не раз предлагали точки роста и развития в компании, он по каким-то своим причинам отказывался от всех предложений.
Айгуль Билык
Разница в ценностях
“
В 2008 году я работал тренером в одном крупном российском банке. Руководство приняло решение модифицировать бизнес-процессы. На встрече одна сотрудница встала и назвала меня мальчиком (хотя на тот момент мне было 30 лет), затем произнесла пространную речь о том, что она почти 40 лет работает в этом банке, и он настолько консервативен, что никакие тренинги не помогут.
Илья Глазырин
Расхождения в видении и перспективе
“
В компаниях с филиальной структурой могут возникать сложности в работе с руководителями удаленных подразделений. Изначально вполне лояльные и успешные, они в процессе долгой работы в компании получают больше свободы в принятии решений и порой противопоставляют свой опыт опыту новых руководителей центрального офиса, ставят под сомнение и даже саботируют указания сверху. «Бунтарское» поведение ставит под удар бизнес-результаты компании в целом, ведь руководитель отдельно взятого подразделения, как бы ни был хорош, не видит картины в целом, его представления и опыт могут идти вразрез с задачами, поставленными высшим руководством.
Инна Карьялайнен
Отсутствие перспектив для роста, скука и монотонность в работе
Нехватка профессиональных вызовов и рутина могут привести к тому, что сотрудник начнет искать способы привлечь к себе внимание с помощью бунта.
Признаки сотрудника-бунтаря
Открыто и зачастую публично высказывает недовольство решениями, процессами или стратегией.
Вовлекает других сотрудников в обсуждение проблем (с его точки зрения) и стремится получить поддержку коллег для изменения ситуации.
Оспаривает указания руководства и действует по-своему.
Часто предлагает идеи и подходы, противоречащие установленным в компании нормам.
Конфликтует с теми, кто поддерживает решения руководства.
Подчеркивает свою независимость и отстраняется от обязанностей команды.
Может саботировать изменения, отказываться от новых задач и выполнять обычные неэффективно.
Подчеркнем отличия бунтаря от токсичного специалиста. Сотрудник-бунтарь выступает против системы или решений руководства из-за несогласия с курсом компании, стремления к переменам или желая улучшить процессы. Конфликтный сотрудник, напротив, проявляет недовольство личного характера, вступает в споры из-за отношений или мелких рабочих вопросов, не имея глубокой мотивации к изменениям.
Бунтари: польза и вред для компании
Вред;Польза
Недовольство и критика снижают сплоченность коллектива.;Бунтари часто предлагают нестандартные решения и новые подходы, становятся проводниками изменений.
Конфликты с коллегами и руководством отвлекают сотрудника от выполнения задач.;Их взгляд со стороны помогает выявить слабые места в существующих процессах. Сопротивление новым правилам и инициативам тормозит работу команды.
Другие сотрудники могут «заразиться» негативным отношением к компании.;Неудовлетворенность становится стимулом лично достигать больше.
Бунтари могут побудить других уйти или искать новую работу.
“
Бунтари бывают разными. Но в любом случае их поведение — проявление крайней степени нелояльности к решениям компании или руководству. Они могут расшатать даже самый крепкий коллектив, демотивировать команду, стать тормозом на пути к общей цели.
Илья Глазырин
Когда стоит превращать бунтаря в сторонника
Сотрудник-бунтарь:
высказывает конструктивную критику, предлагает пути решения, а не просто выражает недовольство;
имеет высокий потенциал для развития, обладает важными для компании навыками и знаниями;
в целом проявляет приверженность компании и разделяет ее ценности;
пользуется заслуженным авторитетом у других сотрудников;
может стать действительно полезным в проектах и задачах, к которым сам стремится и из-за которых бунтует.
“
Если человек открыто признаёт, что его подход не совсем верен, проявляет готовность к изменениям и открыт к диалогу — это знак, что можно поработать с ним дальше. Если в его критике есть зерно истины и она направлена на улучшения, я бы попытался найти компромисс. Ключевой момент — это готовность сотрудника стать частью команды, а не работать против нее.
Андрей Браткин
А что, если уволить?..
“
Уволить бунтаря — самое простое решение, иногда оправданное, но не всегда удачное. Увольнение успешного руководителя без видимых причин (финансовые показатели в норме или даже превышают плановые, нет текучести персонала) может демотивировать команду. После увольнения такого человека часто увольняются и его подчиненные. Новому руководителю придется заново выстраивать процессы, что замедляет темпы роста финансовых показателей. Могут возникнуть и репутационные потери, если клиенты сочтут такую рокировку ошибкой руководства.
Инна Карьялайнен
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870). erid: 2RanymPrTZJ
Как превратить бунтаря в сторонника: пошаговый алгоритм
1. Оцените ситуацию и влияние бунтаря
“
Я пригласил нескольких ключевых сотрудников на личные встречи, чтобы понять их ощущения и жалобы из первых уст. Всё, что услышал, только подтвердило мои опасения. Они рассказали мне, что новый сотрудник не просто не вписывался в коллектив — он целенаправленно подрывал доверие и деморализовал команду своими заговорами.
Андрей Браткин
2. Выясните мотивацию бунтаря
“
Я спокойно поговорил с сотрудником-бунтарем: хотел понять, что у него в голове. Оказалось, он был уверен, что лучше знает, как должна работать компания, считал, что наши процессы «отстали». Вместо того чтобы предложить конструктивные решения, он сосредоточился на критике и противопоставлении себя остальным.
Андрей Браткин
3. Оцените уровень лояльности
Определите (можно даже прямо спросить), насколько сотрудник заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с компанией. Если у него есть внутреннее желание стать проводником позитивных перемен, то этот импульс можно направить в конструктивное русло.
4. Начните доверительный диалог
Дайте человеку понять, что его мнение ценится. Выслушайте его идеи и предложения, обсудите подходы, ресурсы и инструменты.
“
Организуйте встречу с бунтарем с глазу на глаз, по возможности офлайн. Личная коммуникация поможет уловить настроение, считать интонации и почувствовать истинные причины негативного поведения. Подготовьтесь к встрече: узнайте больше о сотруднике, его пути в компании, взаимоотношениях внутри коллектива, что о нем думает команда и руководитель. Чем больше информации удастся собрать, тем проще будет предложить адекватное решение проблемы.
Айгуль Билык
5. Покажите возможные пути роста и развития
Расскажите бунтарю о возможностях, которые помогут раскрыть его потенциал. Это может быть участие в новых проектах, развитие в новых ролях, дополнительные полномочия и ответственность.
Общие рекомендации
Вовлекайте бунтаря в принятие решений
Позвольте сотруднику предлагать идеи для решения текущих проблем компании и участвовать в реализации тех решений, которые будут одобрены. Включайте его в рабочие группы или проекты, которые касаются его профессиональной сферы или смежной экспертизы.
Используйте идеи бунтаря для улучшения процессов
Часто бунтари предлагают инновационные решения или видят проблемы, которые другими игнорируются. Оцените идеи и найдите те, что могут быть полезны. Публично признавайте достижения сотрудника-бунтаря — это подскажет ему способ в дальнейшем конструктивно участвовать в диалоге с компанией (в вашем лице).
Предоставляйте бунтарю ответственность
Предложите готовому меняться бунтарю задачи, которые важны для компании и требуют лидерских качеств. Позвольте руководить небольшими командами или проектами. Это повысит его мотивацию и вовлеченность.
“
После откровенного разговора с сотрудником-бунтарем мы дали ему то, что он хотел: признание и новую должность. В итоге сохранили ценного специалиста и бунт сошел на нет. Более того, сотрудник превратился в амбассадора и успешно развивается в компании.
Айгуль Билык
Приставьте к бунтарю наставника
Сотрудник-бунтарь может обладать уникальными качествами и навыками, которые стоит развивать. Предложите ему участвовать в программе менторства с более опытным специалистом или внешним коучем, чтобы направить энергию человека в позитивное русло. Варианты такого менторства могут быть и неочевидными, как в примере ниже.
“
Бунтаря — руководителя крупного филиала — пригласили в центральный офис компании на работу в качестве руководителя региона. Сказали, что это вынужденная мера, на полгода, мол, никак не находилась подходящая кандидатура. Задача была в том, чтобы показать ему суть работы такого руководителя изнутри, дать глубину понимания внутренних процессов, заставить осознать масштаб ответственности, выходящей за рамки только его подразделения. Через полгода хорошей работы руководитель-бунтарь всё же захотел вернуться в свой город. Но, получив новый опыт, начал по-другому относиться к инструкциям «сверху», стал более лояльным к бизнесу. После этого он еще долго работал в компании, пользуясь уважением коллег и руководства.
Инна Карьялайнен
Пробуйте нестандартные решения
Одним из таких решений может быть «пакт о ненападении».
“
Действенную стратегию по усмирению бунтарей я подсмотрел у спортивного тренера Эрика Херренкола. Расчертите лист бумаги на четыре квадранта и оцените сотрудника с позиций лояльности и результатов. Бунтари часто попадают в квадрант «результативные, но нелояльные», поэтому с ними нужно договариваться о конкретных действиях. В разговоре тет-а-тет я объясняю человеку важность единства команды и даю понять: пусть он и показывает результаты, но с ним трудно договориться. Предлагаю подписать «пакт о ненападении»: бунтарь останется в компании, но либо не будет приходить на совещания, либо пообещает не вступать в полемику со мной и членами команды.
Илья Глазырин
Предупреждайте появление бунтарей в команде
Оценивайте склонность к бунтарству еще на стадии интервью: не просто задавайте вопросы на соответствие корпоративной культуре и спрашивайте о прошлом опыте, но также тестируйте реакцию человека на реальную рабочую среду.
“
Предложите кандидату задание с реальными кейсами, которые имитируют потенциальные рабочие ситуации. Это поможет выявить, как человек ведет себя в стрессовых ситуациях, реагирует на критику и обсуждает командную работу. Наблюдая за этим, вы точнее оцените склонность к бунтарству или, наоборот, к конструктивному подходу.
Андрей Браткин
Когда не стоит пытаться «перевоспитать» бунтаря
Бунтарь наносит серьезный вред бизнесу
Например:
подрывает командную работу;
провоцирует конфликты;
создает негативную атмосферу в коллективе;
демотивирует коллег;
систематически противодействует важным для компании нововведениям;
критикует компанию за ее пределами, нанося вред репутации;
открыто не подчиняется правилам и приказам;
пренебрегает корпоративными нормами и стандартами поведения.
“
На мой взгляд, не стоит пытаться «купить» лояльность бунтаря и пытаться сохранить в компании того, кто открыто нарушает правила работы, токсичен, нерезультативен, имеет серьезный внутренний конфликт или ценности, противоречащие корпоративным интересам.
Инна Карьялайнен
Бунтарь не хочет меняться
Например:
отказывается признавать свою вину или вклад в проблемы, обвиняя других или обстоятельства;
не пытается изменить поведение или подход к работе даже после конструктивной обратной связи;
не предлагает альтернативных решений, когда критикует действия коллег или компании;
не предлагает альтернативных решений, когда критикует действия коллег или компании;
не проявляет интереса к развитию, обучению или работе над улучшением отношений внутри команды или с руководством.
“
С одним бунтарем — руководителем подразделения — мы пытались договориться о новых правилах ведения бизнеса. Организовывали командировки сотрудника в центральный офис, поездки руководства компании в филиал. В переговорах участвовал весь топ-менеджмент: обсуждали новую мотивацию и развитие региона, спрашивали, как сотрудник видит перспективы. К сожалению, стратегия не сработала. В защиту руководителя скажу, что налицо был внутренний конфликт: человек вырос и захотел самостоятельного плавания, но какое-то время боялся себе в этом признаться. В итоге этот внутренний конфликт перерос в корпоративный.