Явные признаки, что сотрудник перерос свою должность

Сотрудник, который перерос свою должность, может потерять мотивацию или уйти из компании. Разберем, как понять, что работник готов сделать следующий шаг по карьерной лестнице. А еще — как избежать ошибок, принимая ложные признаки за реальный потенциал, и что делать, если пока невозможно человека повысить.

В подготовке статьи нам помогала Наталия Улискова, руководитель направления по работе с персоналом в крупной розничной сети.
Почему важно их замечать и принимать меры
04 июня 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Почему важно заметить «перезревшего» сотрудника
Ниже будут причины в стиле «Спасибо, кэп!» — и все-таки назовем их.
Если сотрудник почувствует, что его достоинства недооценены, а потенциал не востребован, он потеряет мотивацию к работе и перестанет быть продуктивным, а затем и полезным компании.
Такой сотрудник будет в лучшем случае открыт для предложений от конкурентов, в худшем — станет активно искать новые возможности вне компании.
Во многих случаях перевод этого сотрудника на новую должность принесет большую пользу бизнесу.
Невозможность расти вызывает в людях неудовлетворенность, они начинают искать способы что-то кому-то доказать, что приводит к конфликтам и ухудшению атмосферы в коллективе.
Как это бывает
Могу выделить три основных типажа сотрудников, которые переросли свою должность и различаются по тому, как себя ведут на работе и как относятся к задачам: «отличник», «троечник», «достигатор».

Первый типаж — «отличник» — выполняет свои обязанности быстрее и эффективнее, чем требуется. Он постоянно обучается, осваивает новые инструменты. Предлагает идеи и улучшения, которые выходят за рамки его текущих обязанностей, при этом касаются оптимизации процессов или внедрения новых методов работы. Просит давать ему более сложные, нестандартные задачи, воспринимает их как возможности для профессионального развития. А главное — сотрудник обладает навыками и знаниями, которые не используются на его позиции.

Второй типаж — «троечник» — демонстрирует признаки скуки или недовольства текущими задачами, которые выполнял много раз. Он не вовлечен в процесс, не участвует в обсуждениях и командной работе. В «унылое» состояние попадают сотрудники руководителей, которые боятся конкуренции. Бывает и так, что руководителю просто невыгодно развивать человека, ведь тот хорош на своем месте, мол, «не нужен мне никто другой».

Третий типаж — «достигатор» — находится в поиске сложных и интересных проектов (или даже в вечном поиске себя), часто меняет работу, работает дополнительно вне основной работы. Он быстро утрачивает интерес к работе, не соответствующей его уровню квалификации.
Наталия Улискова
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymkcHW8
Явные признаки, что сотрудник перерос свою должность
«Дежурное» перевыполнение планов и задач
Как проявляется: сотрудник стабильно выполняет задачи быстрее и качественнее своих коллег, неизменно превосходит ожидания. Он самостоятелен, не нуждается в помощи или поддержке от руководителя. Не «тушит пожары», а предвидит и предотвращает проблемы.

Что это означает: возможно, текущие задачи стали слишком простыми и не требуют от человека применения всех знаний и навыков.
Такую ситуацию я неоднократно наблюдала у рекрутеров. Если рекрутер выполняет узкий функционал, то профессиональное насыщение наступает быстро, за 6−12 месяцев. Тут важно «подбрасывать дрова», чтобы огонь интереса к работе пылал и рекрутер погружался в смежные HR-темы. Еще вам как руководителю придется поддерживать человека в желании развиваться, даже если понимаете, что он скоро от вас уйдет. В моменте этот сотрудник принесет много пользы компании.
Наталия Улискова
Смелость проявлять инициативу и лидерство
Как проявляется: сотрудник предлагает новые идеи, улучшения и активно участвует в их реализации. Он способен мотивировать коллег в трудные моменты, например в период сдачи отчетов или во время сезонных авралов, — и находит время и силы, чтобы помочь не только словом, но и делом.

Что это означает: возможно, он готов взять на себя больше ответственности и проявить лидерские качества, чтобы доказать руководству, что готов к новой должности и сложным проектам.
Непрерывное обучение и развитие
Как проявляется: сотрудник активно участвует в тренингах, курсах и семинарах, посещает профессиональные и отраслевые мероприятия, стремясь узнать больше и приобрести новые навыки.

Что это означает: возможно, он осознаёт, что для карьерного роста нужно «добирать» недостающие навыки, и хочет быть готовым к «совершенно не внезапной удаче» в виде повышения.
Высокая оценка со стороны коллег и руководства
Как проявляется: сотрудник пользуется авторитетом у коллег, получает положительные отзывы от клиентов и дает повод руководителям его похвалить, поставить в пример.

Что это означает: он действительно заметен, полезен, заслуживает признания и продвижения по карьерной лестнице.
Ложные признаки «перезревшего» сотрудника
Перфекционизм — когда человек тратит слишком много времени на доведение до идеала даже простых задач. Чтобы отличить перфекционизм от дисциплинированности и здорового стремления к успеху, проведите с сотрудником беседу о рабочих приоритетах и тайм-менеджменте, оцените способность к делегированию и проектному управлению.
Активность на планерках и совещаниях — когда человек высказывается на групповых встречах, предлагает идеи и активно участвует в обсуждениях, но его предложения не выглядят продуманными и целесообразными. Чтобы отличить попытку привлечь к себе внимание от инициативности, оцените качество идей и то, насколько успешно сотруднику удается воплотить их в жизнь.
Регулярное участие в отраслевых и профессиональных мероприятиях, конференциях и семинарах. Чтобы отличить нетворкинг ради развития от стремления реализоваться вне компании, оцените, насколько больше пользы сотрудник приносит компании после очередного мероприятия, как профессиональное любопытство помогает ему в текущей работе.
Неочевидные признаки, что сотрудник готов к переменам
Он проявляет меньше энтузиазма и интереса к своим задачам, так как в работе для него больше нет драйва, вызова.
По опыту знаю, как руководителю сложно понять, что сотрудник потерял запал не потому, что обленился, а потому, что перерос свою должность. Необходим откровенный разговор и «проверка доверием», то есть на практике. Например, один мой коллега постоянно сетовал, что ему скучно, хочется развития, но руководители его не видят. После встреч, в результате которых человеку порекомендовали обучение и дали новые интересные задачи, — ничего не изменилось: нашлись новые причины, почему все плохо.
Наталия Улискова
Он стремится участвовать в новых проектах, так как чувствует, что способен сделать больше. При этом быстро утрачивает интерес, как только добивается первых успехов.
Такие истории встречаю среди специалистов по развитию. Сотрудник достигает определенного уровня, продукт знает, планы выполняет, но амбиций стать руководителем у него нет, а драйв и «что-то новенькое» подавай. Отлично срабатывают кросс-функциональные проекты: например, специалиста по продажам можно добавить в проект по внедрению CRM-систем и разработки скриптов; финансовый менеджер может для отдела продаж провести обучение по ведению документации.
Наталия Улискова
Он проводит собственные исследования, предлагает новые методы и инструменты для улучшения процессов, так как их внедрение позволяет реализоваться.
Он ищет менторов или наставников и результативно применяет их подсказки и рекомендации.
Что делать, чтобы сотрудники не «перезревали»
Нанимайте людей, держа в голове big picture (полную, стратегическую картину).
Лучшая стратегия — когда мы берем сотрудника «чуть-чуть на вырост». Это позволяет ему некоторое время находиться в состоянии обучения, в ощущении, что он еще много чего не знает, но те результаты, которые дает, — прекрасны.
Наталия Улискова
Продумывайте задачи «для тонуса» и «на вырост».
При отборе персонала в команду мы хотим набрать сильных и смелых, но при этом мы должны четко понимать, какими задачами будем держать их в состоянии роста. И, конечно, честно себе говорим, что такие сотрудники будут уходить — поэтому берем от них максимум.
Наталия Улискова
Наблюдайте за собой, рефлексируйте, запрашивайте обратную связь у наставников и коллег — руководителей вашего уровня.
Порой «перезревание» сотрудников происходит по вине самого руководителя, который не готов расти, инициировать сложные задачи, брать на свой отдел интересные проекты. Если из подразделения бегут, потому что скучно, — значит, это системная ошибка. Предстоит отдельная работа с руководителем.
Наталия Улискова
Что делать, если растить некуда
1
Поговорите с сотрудником откровенно. Обсудите его карьерные амбиции, ожидания и планы на будущее.
В идеале старайтесь не упустить момент, когда сотрудника нужно «загружать» новыми и интересными задачами. Или уже после откровенного разговора подумайте, что поможет вывести его на более продуктивный уровень. Если сотрудник ценный, лояльный, но «потухший», добавьте материальную мотивацию. Возможно, ему нужна не мотивационная беседа, а финансовая поддержка — и задачи заиграют новыми красками.
Наталия Улискова
2
Обозначьте возможности для карьерного роста, например появление новой должности или перераспределение задач, а также условия, при которых это может произойти, — но не обещайте того, чего не можете выполнить.
3
Разработайте вместе с сотрудником индивидуальный план профессионального развития, включающий обучение и новые проекты.
4
Порекомендуйте его в кадровый резерв, помогите попасть на необходимые учебные курсы, оплачивайте участие в интересных мероприятиях.
5
Временно поручите человеку более сложные задачи или проекты для оценки его возможностей на новом, желательном для него уровне.
6
Поддерживайте регулярный диалог об удовлетворенности сотрудника текущей ситуацией.
6
Поддерживайте регулярный диалог об удовлетворенности сотрудника текущей ситуацией.
7
Отпустите, дайте положительную рекомендацию и выразите готовность принять назад в случае, если амбициозный сотрудник найдет работу, лучше соответствующую его возможностям.
Если сотрудник перерос должность, не всегда стоит его удерживать. Подтолкните его к переходу в другую компанию, помогите сформулировать цели — и все будут счастливы и эффективны.
Наталия Улискова
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.