Елена Тимофеева
Автор
Как устранить конфликт в команде за 5 шагов
Конфликты — неизбежная часть человеческих отношений, в том числе деловых. Руководители и HR-специалисты должны предвидеть проблемы и решать их на ранней стадии, чтобы свести к минимуму потенциальный вред для бизнеса.
Универсальный алгоритм и советы экспертов
30 августа 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Мы попросили HR-экспертов и HR-руководителей рассказать о конфликтах, которые они наблюдали или которые помогали разрешить, — и проанализировали ответы.
У статьи две части. Сначала мы поделимся реальными конфликтами и методами, с помощью которых их удалось урегулировать. Затем приведем универсальный алгоритм разрешения конфликтов в коллективе.
Часть I
Как возникают и как развиваются конфликты
Ко мне как к рекрутеру на аутсорсе обратилась владелица розничной сети: ей требовались продавцы на четыре точки по продаже бижутерии. Я нашла одного продавца — та проработала недели три, но прямо перед зарплатой управляющая магазинов обвинила ее в воровстве и уволила. Похожая ситуация произошла со следующим продавцом. Обе утверждали, что ничем подобным не занимались. Уже после первой ситуации я стала присматриваться к коллективу этой сети. Оказалось, что сотрудницы требовали поднять им зарплату, убеждали владелицу, что знающие люди на такую зарплату не придут. Но благодаря мне люди приходили, и владелица не соглашалась на повышение. Сотрудницы на точках сговорились с управляющей, подставляли новых продавцов, со скандалом увольняли их и делили зарплату поровну. Мои подозрения владелица не приняла, обвинила в том, что плохо отбираю людей. Конфликта в итоге там было целых три: между владелицей и коллективом, между коллективом и новичками, между владелицей и мной.
Ирина Рузавина, HR-эксперт, карьерный консультант
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymPrTZJ
Эту историю я наблюдала со стороны. Новый руководитель обособленного подразделения привел в компанию своего знакомого на должность зама. В качестве исключения (так как по рекомендации) кандидата устроили быстро и вне конкурса. Заместитель оказался грубым человеком, с подчиненными не стеснялся в выражениях, к тому же плохо разбирался в сфере деятельности компании. При этом с высшим руководством был сама любезность. Назревала проблема: в HR-подразделение поступали жалобы и слухи по неформальным каналам. Компания рисковала потерять линейных руководителей с редкой специализацией.
Инна Карьялайнен, HRD со стажем работы 15+ лет, член «Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения»
Отдел продаж, В2В-услуги, в нем два молодых амбициозных менеджера по продажам. Оба тянули одеяло на себя, стремились быть лидерами в коллективе, постоянно искали ошибки в работе друг друга и выносили на публику. Руководитель отдела самоустранился, объясняя ситуацию «здоровой» конкуренцией. Восемь других сотрудников отдела начали уставать от постоянных склок.
Екатерина Литвинова, руководитель направления обучения и развития, карьерный консультант
В компании работал верстальщик, и на нем держался весь процесс создания страниц для сайта, презентаций, буклетов и проч. В профессии он был давно, привык работать по определенным шаблонам и с трудом адаптировался к изменениям. А тут в компанию пришел новый специалист — молодой, проактивный, стремился решать задачи креативно. «Старожила» это не обрадовало. Он пришел напрямую ко мне и заявил, что новичок его бесит, работать с ним невозможно. На предложение разграничить зоны ответственности и участки работы реагировал плохо, неизменно возвращался к обсуждению неприятных ему личных качеств новичка.
Анна С., бывший исполнительный директор стартапа
Какими способами и инструментами их можно разрешить
Конфликт мы разрешали путем переговоров. Я общалась с заказчицей, объясняла, что зарплата и правда низковата и даже полторы тысячи прибавки способны разрешить конфликт. Предложила в следующий раз обратиться в полицию. Разговаривала также с сотрудницами на точке. Было очевидно, что они знают и любят свою работу, а значит, даже невысокий доход может радовать. Я ненавязчиво напоминала, что оговаривать людей нехорошо. Постепенно конфликт сошел на нет, к работе приступила новая сотрудница. Не знаю, повысила ли владелица зарплату: я на нее больше не работала.
Ирина Рузавина
Чтобы разрешить конфликт, в подразделение поехал HR-руководитель. В неформальной обстановке он поговорил с каждым из линейных руководителей. Подчеркну: люди ему доверяли, потому что перед этим результативно решали с ним проблемы, защищали интересы персонала. Подозрения HR-руководителя оправдались. Он пригласил конфликтного заместителя на разговор: стало понятно, что человек в своей грубости проблему не видит, менять поведение отказывается, на риски для бизнеса смотрит равнодушно. Дальше действовали быстро: с согласия генерального директора человека быстро и тихо «ушли» (дали уйти самому в течение нескольких дней). И впредь всех кандидатов на должности принимали на общих основаниях.
Инна Карьялайнен
Как руководитель отдела подбора, я пообщалась с каждым участником конфликта отдельно: оба менеджера считали себя правыми и не хотели ничего менять в поведении. Пришлось «встряхнуть» их руководителя: объяснить ему, что производительность сотрудников падает. Я намекнула, что из-за ухудшения показателей его могут сместить с должности. Затем организовала встречу на четверых. Мы проговорили все конфликтные аспекты, обсудили последствия поведения менеджеров для них самих и для команды. К концу беседы сотрудники согласились меньше «соревноваться» на людях. Подключился и руководитель. Он раздал каждому дополнительные задачи: одному — подготовить пару важных отчетов, второму — собирать материалы к совещаниям. Я некоторое время наблюдала, тактично корректировала поведение: например, писала в мессенджер или тихонько одергивала, если ситуация накалялась.
Екатерина Литвинова
В интересах бизнеса было сохранить обоих специалистов. Деньги платили небольшие, замену найти сложно. В итоге мы придумали выход: перераспределили обязанности по разработке так, чтобы между «старожилом» и новичком появилась «прослойка» — еще один сотрудник, общение с которым конфликтующие стороны устраивало.
Анна С.
Рекомендации от экспертов
В качестве совета предложу открытые вопросы. Спрашивайте у участников конфликта об их работе, условиях, проблемах, графике, что им в работе нравится и не нравится. Пока спрашиваете — завоевываете доверие. И, опираясь на ответы, сможете выстроить более сильную аргументацию.
Ирина Рузавина
Не стоит дожидаться, пока скрытый конфликт в коллективе станет явным и острым: доверяйте неформальным источникам информации. Чтобы понять причины, поговорите лично с каждым участником, включая источник конфликта. Постарайтесь объяснить, что его поведение негативно влияет на команду и на бизнес в целом. Наконец, не всегда, но порой эффективным решением конфликта является увольнение конфликтного сотрудника.
Инна Карьялайнен
Чтобы разрешить конфликт в коллективе, обязательно подключайте руководителя. Можно использовать приемы из коучинга. Например, спросите: «Как вы считаете, как можно повлиять на эту ситуацию? Какое будет развитие, если ничего не делать? Кто может изменить ситуацию? Если вы — то как именно?» В разъяснительной беседе выделяйте заслуги и достоинства каждой конфликтующей стороны. Не бойтесь объяснять негативные последствия поведения. Наконец, не успокаивайтесь слишком рано: потребуется время, чтобы страсти утихли.
Екатерина Литвинова
Если конфликт невозможно погасить — можно дать ему сойти на нет, устранить моменты коммуникации между конфликтующими сторонами. Откровенный разговор с «обиженной» стороной поможет найти неочевидное решение: просто внимательно слушайте.
Анна С.
Часть II
Общий алгоритм разрешения конфликтов в команде
1
Постарайтесь заметить конфликт на ранних стадиях
Инструменты и техники:
опросы удовлетворенности;
анкетирование о качестве коммуникации, лидерских навыках руководителей, условиях работы в коллективе;
внимательность к настроениям в коллективе и курсирующим слухам;
опросы клиентов об их удовлетворенности работой команды;
SWOT-анализ* команды — анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей;
анализ метрик производительности — если они снижаются, то, возможно, проблема уже возникла;
регулярные индивидуальные беседы с каждым сотрудником;
анализ тона общения в чатах и переписке;
проведение круглых столов на «чувствительные» темы;
использование метода шести шляп на планерках.
Метод шести шляп (Six Thinking Hats) позволяет выразить эмоции и опасения в игровой форме, без риска быть воспринятым в штыки. Сотрудник надевает «шляпы» разного цвета и «примеряет» на себя разные роли: критика, скептика, фасилитатора, поклонника, оптимиста, фантазера и т. д. Метод можно адаптировать под любую ситуацию и задачу.
Предложите сотрудникам способы анонимно и безопасно делиться обратной связью. Это может быть коробка для сбора жалоб и предложений или гугл-форма.
2
Вникните в суть и причины конфликта
Инструменты и техники:
активное слушание;
вопросы открытого типа (на которые невозможно сказать «Да» или «Нет», приходится отвечать развернуто);
составление визуализаций (майнд-карт) конфликтов — с указанием участников, связей между ними, заинтересованных сторон;
проведение фокус-групп с участниками или свидетелями конфликта;
поиск повторяющихся ответов участников и свидетелей конфликта, повторяющихся формулировок в анкетах обратной связи;
проведение фокус-групп с участниками или свидетелями конфликта;
Попросите конфликтующие стороны описать свои эмоции в письменной форме. Это поможет (в том числе им самим) точнее понять мотивацию, отфильтровать несущественное.
3
Помогите участникам конфликта вернуть взаимопонимание
Инструменты и техники:
активное слушание — дайте собеседникам понять, что их не только слушают, но и слышат, понимают, разделяют их чувства;
я-сообщения — говорите только о своих эмоциях и переживаниях, не переходя на личности;
рефрейминг высказываний — например, вместо «Ты всегда игнорируешь мои предложения, это уже невыносимо!» используйте «Мне кажется, мои предложения могут быть полезными. Давай найдем способ лучше интегрировать их в нашу работу»;
медиация (этапы: активное слушание, разделение интересов, формулировка общих целей, переформулирование интересов, генерация вариантов решений и вариантов достижения согласия);
метод двух стульев — ролевая игра, в которой участники конфликта пересаживаются на стулья друг друга и пытаются воспроизвести и обосновать точки зрения друг друга.
Организуйте «микроконфликты» — короткие встречи, на которых за раз обсуждается лишь один аспект конфликта.
4
Предложите решения и выберите подходящее
Инструменты и техники:
формулирование SMART-решений** (аналогично SMART-целям);
SWOT-анализ решений;
brainwriting — процесс, похожий на мозговой штурм, только люди записывают идеи, а не проговаривают (это снижает эмоциональную напряженность, уравнивает статус участников);
мозговой штурм с наблюдателями и заинтересованными сторонами, но не с участниками конфликта;
визуализация или схематичное изображение решений.
Предложите участникам конфликта самим найти выход из него или хотя бы составить план действий по тому варианту, который выбран руководителем или HR-специалистом. Так вы повысите ответственность сторон за дальнейшие действия.
5
Проследите за разрешением конфликта и оцените результаты
Инструменты и техники:
наблюдение за взаимодействием в команде, психологической обстановкой;
оценка тона переписки;
опросы о качестве взаимодействия и об удовлетворенности работой;
оценка метрик производительности (в динамике, в сравнении с периодом до конфликта).
Лайфхак. Проведите встречу, на которой предложите участникам и свидетелям конфликта оценить, как руководитель и HR-специалист разрешили конфликт: назвать, что получилось хорошо, а над чем можно в будущем поработать.
* SWOT — strengths, weaknesses, opportunities, threats; ‘сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы'

** SMART — specific, measurable, achievable, relevant, time; ‘конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, сроки'
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Изображения взяты с сайта giphy.com