eNPS сотрудников: как измерить лояльность команды


Когда сотрудники всем довольны и расхваливают своего работодателя каждому, кто только проявит интерес, — это, конечно, приятно. А еще полезно: чем выше лояльность сотрудников, тем лучше они работают и реже увольняются.

Понять, насколько люди лояльны компании, помогает индекс eNPS. В статье разберем, что это за метрика, как правильно измерять eNPS сотрудников и что делать, если результаты вас не устраивают.
25 августа 2025 года
Александра
Смаракова
автор статей
И зачем это эйчарам и руководителям
Зачем оценивать лояльность сотрудников
Для начала поговорим о том, зачем вообще измерять eNPS и почему так важно знать, насколько сотрудники лояльны компании.

Лояльная команда — это та, где люди довольны своим местом работы и в идеале не планируют его менять. У них высокая мотивация, они разделяют корпоративные ценности и заинтересованы в развитии компании. Такие сотрудники:
реже увольняются, а значит, работодатель тратит меньше времени и денег на поиск и обучение новых участников команды;
более продуктивны, что напрямую влияет на бизнес-результаты;
действуют в русле корпоративной культуры — руководителям и эйчарам не приходится на этом настаивать;
положительно влияют на HR-бренд — например, расхваливают работодателя коллегам из других компаний, оставляют хорошие отзывы на сайтах поиска работы;
более склонны действовать в интересах компании и команды — к примеру, внимательнее относятся к конфиденциальной информации, охотнее участвуют в корпоративных мероприятиях, чаще предлагают полезные инициативы и идеи.
Вывод простой: чем больше в компании лояльных сотрудников, тем она успешнее. При этом уровень лояльности напрямую зависит от действий организации: стремится ли она сделать жизнь команды лучше. Оценить, насколько эффективны такие действия, помогает как раз индекс eNPS.
Что такое eNPS
eNPS (Employee Net Promoter Score) — это метод измерения лояльности, основанный на ключевом вопросе:

Насколько вы готовы рекомендовать компанию в качестве работодателя друзьям или семье?

Сотрудник должен дать оценку по десятибалльной шкале, где 0 — «не буду рекомендовать», а 10 — «обязательно порекомендую».
Есть похожая метрика для оценки лояльности клиентов — NPS. Это готовность клиента рекомендовать бренд, продукт или услугу.
По результатам опроса сотрудников обычно разделяют на три категории:
1
сторонники (промоутеры) — те, кто поставил оценку 9−10 баллов;
2
нейтральные или пассивные — поставили оценку 7−8 баллов;
3
критики — поставили от 0 до 6 баллов.
Сама по себе метрика eNPS дает не слишком много информации. Например, если большинство сотрудников критики, это показывает, что есть какая-то проблема, но какая — непонятно. Поэтому к основному вопросу добавляют уточняющие, обязательно открытые:
Почему вы поставили именно такую оценку?
Что, на ваш взгляд, можно улучшить в компании?
Что вам больше всего нравится в компании?
Результаты показывают, насколько сотрудники довольны или недовольны компанией и почему.
Как правильно измерять eNPS сотрудников
Шаг 1. Поймите, зачем вам это

Никто не любит опросы ради опросов — и ваши сотрудники, скорее всего, тоже. Поэтому, перед тем как составлять анкету и собирать мнения, решите, что вы будете делать с этой информацией потом. А для этого важно понять, почему вообще возникла мысль измерить eNPS. Например:
выросла текучесть кадров и нужно понять почему;
просели показатели, и есть гипотеза, что это связано с падением мотивации команды;
стало труднее привлекать новых специалистов.
Кроме того, eNPS можно измерять и для отдельных внутренних проектов. К примеру, запустили программу корпоративного обучения и в ней меньше участников, чем вы ожидали. Опрос поможет понять, как на самом деле сотрудники относятся к такой программе и почему.
Шаг 2. Составьте опрос и предложите сотрудникам его пройти

Здесь стоит обратить внимание на несколько моментов:
По возможности опрос лучше проводить анонимно — это повышает вероятность, что люди ответят честно.
Перед началом опроса мы рекомендуем объяснить сотрудникам, зачем он нужен и на что повлияет. Повторимся: мало кто любит делать что-то для галочки, в том числе отвечать на вопросы.
Попросите руководителей каждой команды собирать статистику: сколько подчиненных прошли опрос и сколько нет. Во-первых, так руководители смогут поторопить «отставших» ближе к дедлайну, и вы получите более полную информацию. Во-вторых, это покажет, насколько люди вообще доверяют таким инициативам — к примеру, если раньше после опросов в компании ничего не менялось, у сотрудников вряд ли будет мотивация делиться обратной связью.
Шаг 3. Соберите и проанализируйте информацию

На этом шаге рассчитывается сама метрика eNPS. Формула такая:

eNPS = % сторонников − % критиков

Предположим, у вас в компании 100 сотрудников и все они прошли опрос. 50 попали в категорию сторонников, 20 — критиков и еще 30 — в категорию нейтральных. Следовательно, eNPS будет считаться так:

50% − 20% = 30%.

Как интерпретировать результаты:
eNPS отрицательный — значит, критиков в компании больше, чем сторонников. В основном сотрудники не лояльны компании и не готовы ее рекомендовать.
eNPS положительный — сторонников больше, чем критиков. А значит, сотрудники в целом довольны работодателем.
Шаг 4. Составьте план дальнейших действий

На этом шаге мы советуем опираться на следующий алгоритм:
1
Вернитесь к целям, которые ставили изначально, и проанализируйте собранную информацию. Допустим, в компании высокая текучесть и вы хотели разобраться в причинах. По ответам видно, что среди сотрудников много критиков, и большинство из них недовольны постоянными переработками.
2
Решите проблему — например, в случае с переработками можно перестроить процессы, нанять больше людей, перераспределить нагрузку и так далее.
3
Расскажите сотрудникам, что вы увидели и изменили благодаря их ответам.
4
Измеряйте eNPS хотя бы раз в год и отслеживайте динамику: растет индекс в ответ на ваши действия или падает.
Как повысить eNPS в компании
Даже если eNPS положительный и сотрудники всем — или почти всем — довольны, важно понять, что именно влияет на их лояльность. Так вы сможете поддерживать eNPS на высоком уровне и дальше.

Какие факторы повышают eNPS — расположили их в порядке значимости по данным опроса Работы.ру:
1
Возможность соблюдать баланс между работой и другими сферами жизни.
2
Хороший руководитель.
3
Достойная зарплата.
4
Хороший коллектив.
5
Интересные задачи.
6
Отсутствие бюрократии и лишних ограничений.
7
Удобный офис.
8
Гибкий график.
9
Возможность работать удаленно.
9
Отсутствие переработок, возможности для профессионального и карьерного роста.
Понять, какие факторы важны именно для ваших сотрудников, поможет сбор обратной связи, и не только через опрос для оценки eNPS. Будут полезны регулярные встречи 1:1 подчиненных и руководителей, общие встречи команды, а также опросы по отдельным аспектам жизни компании — например, корпоративной культуре и организации процессов. Еще один эффективный инструмент — exit-интервью: спрашивайте увольняющихся сотрудников, почему они уходят из компании и что, по их мнению, здесь можно было бы изменить.
Главное
Метрика eNPS показывает, насколько сотрудники довольны компанией. Уровень eNPS зависит прежде всего от того, готова ли компания делать жизнь команды лучше и какие меры принимает для этого.
Чтобы оценить лояльность по методу eNPS, сотрудников спрашивают, готовы ли они рекомендовать компанию как работодателя. Ответ дается по десятибалльной шкале. Метрика считается как разница между количеством сторонников (ставят оценку 9−10 баллов) и критиков (0−6 баллов).
eNPS неэффективно измерять просто так. Важно, чтобы у вас были цели и понимание, как конкретно использовать результаты. Это пригодится в том числе для того, чтобы замотивировать сотрудников делиться обратной связью.
Метрику стоит отслеживать в динамике хотя бы раз в год: растет она или падает в зависимости от того, что меняется в компании.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.