Знакомьтесь, это Василий. Он работает в поте лица, с утра понедельника и до вечера пятницы (да что там, иногда и субботы) — а КПД близок к нулю. Коллеги Василия недоумевают, в чем его польза. А вы, как его начальник, вынуждены разгадывать загадку: кто же Вася — трудоголик, которого нужно поддержать, или имитатор бурной деятельности и лучше заменить его кем-то более понятным и полезным?
Мы обсудили с экспертами — опытными руководителями, как понять, устал ли сотрудник, выгорел или же буксует по объективным причинам. И как вовремя вычислить лентяя, от которого в отделе и компании мало толку.
Елена Тимофеева
общалась с экспертами
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Как понять, что сотрудник больше говорит, чем работает
Сотрудника, который устал или не справляется, и сотрудника, который старается недостаточно, объединяет только одно — отсутствие результата, а отличает их друг от друга множество деталей.
Честность в обсуждении проблемы
“
Когда я разговариваю с тем, у кого дело не идет, он мне честно рассказывает о своих неудачах. Любители же пустить пыль в глаза обычно бодрым голосом активно делятся несущественными деталями.
Василий Пигин, председатель TTISI в России — международного экспертного сообщества по оценке и развитию талантов, HR-tech-эксперт
Поиск причин и отношения в коллективе
“
Тот, кто имитирует бурную деятельность, объясняет отсутствие результата внешними признаками. А тот, кто действительно пытается решить задачу и буксует, ищет причину внутри себя. Первый считает себя «звездой», просто сейчас от него «ничего не зависит». А второй осознает, что ему надо где-то чему-то научиться. Первый пытается сократить контакты с начальством или коллегами, избегает лишних вопросов. А второй, наоборот, ищет помощи у более опытных сослуживцев.
Константин Дубровин, руководитель компании TOPsharing.center
Наличие или отсутствие четкого плана действий
“
Чтобы выявить имитацию деятельности, обсудите с сотрудником: • уже пройденные этапы в реализации проекта или задачи; • последующий план действий (по пунктам); • на чем конкретно стопорится реализация в данный момент.
Четкие ответы сразу дадут понимание, насколько работник на самом деле вовлечен в рабочий процесс и какие реальные действия предпринимает. У имитатора ответы будут пространные и неконкретные.
Влада Хмельницкая, управляющая филиалом № 13 «Энергокомплект» ОАО «МОЭК»
Как быть, если у вас завелся «имитатор работы»
Есть вероятность, что поиск виноватых превратится в охоту на ведьм. Время будет уходить на слежку, допросы и разбирательства. А по итогу сотрудник «под подозрением» может оказаться полезным и продуктивным, но душная атмосфера в коллективе вынудит его положить на ваш стол заявление об уходе. Эксперты предлагают действовать тоньше.
Наблюдайте в течение продолжительного времени
“
Случается, человек, уже находящийся в штате, не показывает результата, но при этом говорит, что перегружен. Способ проверить, так это или нет, один — понаблюдать за ним. Конечно, на это потребуется много времени, но иначе не получится. Обратите внимание: сотрудники иногда заняты тем, что «думают». Но размышления не должны выглядеть как бесцельное изучение потолка.
Александр Высоцкий, автор книг, консультант по управлению, основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting
Определяйте четкие критерии эффективности
“
Предложите имитатору отчитываться в четкие сроки по достигнутым результатам. Поговорите с его непосредственным руководителем и предложите тому усилить за сотрудником контроль. С помощью объективных метрик не позволяйте подменять реальную работу чем-то иным.
Влада Хмельницкая
Давайте грамотную обратную связь
“
Иногда достаточно одной короткой и уместной фразы, чтобы вернуть человека в привычное русло. В нашей компании работает большое количество менеджеров по продажам, и часто непонятно, имитирует сотрудник бурную деятельность или по каким-то объективным причинам буксует. Простой вопрос руководителя отдела продаж «Почему ты не звонишь клиентам?» заставляет менеджера вернуться к основным обязанностям.
Константин Дубровин
Порой сотрудники имитируют работу в силу вредных привычек или особенностей характера. Так, демонстративный, артистичный тип личности вынуждает человека преувеличивать свои заслуги, делать часть задач напоказ. Внимательное наблюдение со стороны руководителя, во-первых, дисциплинирует тех, кто «мог бы лучше», во-вторых — дает им понять, что их работу и вклад замечают.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Сотрудники бывают неэффективными по разным причинам, и в каждом случае нужно понимать, почему именно возникли проблемы. Не ждите, что «само рассосется». Если у сотрудника нет результатов, а руководитель ситуацию игнорирует, остальные работники быстро заразятся настроением «ничего не знаю, моя хата с краю».
Выясните истинную причину
“
Поставьте себе цель понять причины пробуксовки «уставшего» сотрудника: • недостаточно знаний для данного проекта или задачи, • недостаточно информации или исходных данных, • загруженность основной работой, • недопонимание целей и задач, • отсутствие слаженности действий с другими работниками в проекте.
Чтобы действительно помочь сотруднику, устраняйте конкретную причину.
Влада Хмельницкая
“
Если сотрудник буксует, но действительно хочет решить задачу, а не ссылается на внешние факторы — значит, руководитель тоже не справляется со своими обязанностями. Либо сотруднику поручили работу, которую он изначально выполнить не мог, либо ему не обеспечили ресурсы, которые требуются для выполнения задачи. Это может быть время, навыки, знания, материалы, помощь коллег.
Константин Дубровин
Найдите и устраните «бутылочное горлышко»
“
Декомпозируйте задачу «уставшего» сотрудника на этапы. Картина станет более понятной, и вы увидите, каких ресурсов не хватает. В нашей компании мы исходим из того, что не надо менять цель — надо добавить ресурсов, причем не на всю задачу, а на конкретный этап ее выполнения. Многие сталкивались с ситуацией: в целом всё хорошо, но в каком-то конкретном месте не хватает мелочи. И именно из-за этой мелочи сотрудник буксует и не добивается результата.
Константин Дубровин
Помогите сотруднику понять его истинные цели и желания
“
Нет проблемы научить человека чему-то. Сейчас для этого много всевозможных онлайн-курсов. Я как руководитель охотно их оплачиваю. Но вот если не прет, не хватает сотруднику мотивации, то нужно разговаривать по душам: как сделать так, чтобы на работу он ходил как на праздник. В половине случаев приходится расставаться, а в остальных — удается так «оттюнинговать» должность, что человеку становится приятно на ней работать. Самое сложное — это добиться от сотрудника понимания, чего он хочет, потому что обычно люди сами этого не знают.
Василий Пигин
Продублируйте функции
“
Если в компании есть только один человек, которому поручили задачу, и он «забуксовал», а никто другой в этой теме не разбирается — задачу надо продублировать. Отдайте ее на аусорс, наняв специалиста со стороны. Сравнив результаты, вы сразу увидите, кто усердно работает, а кто просиживает штаны, получая деньги. У расслабившегося сотрудника не останется шансов оправдать отсутствие результатов внешними факторами.
Константин Дубровин
Попрощайтесь, если человек неэффективен
“
Слабого сотрудника можно попытаться понизить, но результат зависит от того, сможете ли вы с ним договориться. Мой опыт в предпринимательстве и консалтинге говорит следующее: если владелец или руководитель задумывается над увольнением сотрудника — значит, увольнять нужно было давным-давно. Согласитесь, в отношении продуктивных сотрудников такой мысли не возникает. И в увольнении нет ничего разрушительного или плохого, наоборот: сотрудник, который показывает плохие результаты, чувствует себя плохо. Но большинство людей нерешительны и не хотят менять свою жизнь — поэтому не давайте вторых-третьих шансов.
Александр Высоцкий
Как не нанять имитатора бурной деятельности
Спасибо трудовому законодательству за испытательный срок.
“
Испытательный срок должен быть коротким и насыщенным. Создайте максимальный ритм, завалите новичка работой — только так вы увидите все его профессиональные и личные качества. Если что-то не нравится или сотрудник не справляется — заканчивайте испытательный срок, не ждите чуда.
Иногда вы готовите сотрудника на одну должность, а «расцветает» он на другой. Так происходит потому, что люди себя обманывают: приписывают себе качества, которых нет, и обесценивают достоинства. Здорово, если есть возможность попробовать человека в разных подразделениях, — у нас это стандартная практика. Так новичок сориентируется в вашем бизнесе, поймет, что ему больше подходит, и с меньшей вероятностью будет имитировать неинтересную ему работу.
Александр Высоцкий
Что следует запомнить
Сотрудник, который устал, выгорел или буксует по объективным причинам, на первый взгляд похож на сотрудника, который ленится и имитирует работу. И тот и другой не показывают результатов. Но «имитатор» будет уходить от откровенного разговора, обвинять в проблемах коллег или внешние обстоятельства, не имея при этом внятного плана дальнейших действий.
Чтобы вычислить имитатора, сначала нужно понаблюдать, затем — предложить четкие критерии оценки его работы и по итогу, не стесняясь, дать объективную обратную связь. Отличный инструмент, который поможет выявить бесполезную бурную деятельность, — дублирование функций.
Если в целом успешный и эффективный сотрудник выгорел, устал или не справляется из-за нехватки ресурсов, выявите истинную причину или «бутылочное горлышко» в его задаче или проекте и устраните их.
Ради отличных результатов и нормальной психологической атмосферы в коллективе с неэффективным сотрудником стоит попрощаться, можно также предложить ему понижение или другую должность.