Как составить должностную инструкцию
Должностная инструкция — это документ, в котором закреплены основные требования к сотруднику, его права и обязанности.

Хотя Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателей составлять должностные инструкции для каждого специалиста (но есть и исключения — например, работники ядерных объектов), сделать это полезно. Рассказываем, в каких случаях может понадобиться подобный документ и что в нем стоит прописать.
Памятка для руководителей и эйчаров
9 января 2024 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Когда нужна должностная инструкция
При найме сотрудника на работу

Чем четче работник понимает, чего ждет от него работодатель, тем проще ему влиться в команду и успешно пройти испытательный срок. Разумеется, на этапе собеседования и оффера стороны проговаривают обязанности и задачи, но должностная инструкция помогает их  закрепить.
Для оценки эффективности работы

Вы легко сориентируетесь, добросовестно ли работник относится к своим задачам, есть ли слабые места в его работе. И если есть — вовремя разберетесь, почему так происходит. Возможно, человек не пренебрегает делами, а просто перегружен, и имеет смысл перераспределить нагрузку.
В случае возникновения трудовых споров

Например, сотрудник производства отказывается следить за порядком на своем рабочем месте. Но эта обязанность закреплена в его должностной инструкции, и работодатель вправе ему на нее указать.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


Как разработать должностную инструкцию
Составить должностную инструкцию для сотрудника может его руководитель или специалист отдела кадров. Готовый документ стоит согласовать с юристами.

Что указать в должностной инструкции:
Общие положения. В каком отделе работает сотрудник, кому подчиняется, какими нормативными актами руководствуется в работе (например, уставом организации и приказами генерального директора) и т. д.
Требуемый уровень квалификации. Можно прописать, какое образование нужно работнику, какими навыками и умениями он должен обладать.
Обязанности сотрудника. Их нужно прописать максимально четко и подробно. Избегайте общих формулировок: если у вас уже есть сотрудники, работающие на похожих позициях, пообщайтесь с ними, изучите, чем они занимаются. Если должность новая, опирайтесь на описание задач, которые сотрудник должен решить.
Права работника. Какие документы сотрудник может запрашивать и получать в ходе работы, каким оборудованием ему разрешено пользоваться и так далее.
Ответственность. Пропишите, какие меры может предпринять работодатель, если сотрудник будет пренебрегать своими обязанностями или выполнять их некачественно.
Руководителю необходимо утвердить должностную инструкцию, издав соответствующий приказ. Сотрудник обязан ознакомиться с документом под роспись.
Можно ли вносить изменения в должностную инструкцию
Работодатель имеет право вносить правки в должностные инструкции только в случае, если изменились трудовые условия: содержание работы, режим рабочего времени и пр. (Письмо Минтруда Р Ф от 27.09.2022 № 14−6/ООГ-6058). Причем смена трудовой функции считается переводом сотрудника на другую работу и требует его обязательного письменного согласия (ст. 72.1 ТК РФ).

Порядок внесения изменений зависит от того, как оформлена инструкция. Если это приложение к трудовому договору — придется исправлять договор и делать допсоглашение к нему.

Если должностная инструкция — отдельный документ, руководителю нужно издать приказ о внесении изменений.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.