Елена Тимофеева
Автор
10+ способов мотивировать сотрудников
Чтобы привлечь лучших специалистов, нужно:

1) понять, каких условий и бонусов они ждут от работодателя;
2) подробно рассказать в вакансии о том, как вы благодарите за отличную работу.

Мы спросили экспертов о способах, которые мотивируют людей работать в компании долго и эффективно. А еще о том, как подобрать вид стимулирования именно для своих сотрудников.

В подготовке статьи нам помогали:

  • Дарья Павленко, HR generalist в digital-агентстве «Ключ»;
  • Анна Быкова, руководитель отдела по работе с персоналом российской IT-компании;
  • Наталья Прахова, директор департамента по управлению персоналом в логистической компании.
От премий и опционов до обучения и гибкого графика
8 мая 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Какие виды мотивации персонала бывают
Способы мотивации бывают материальные и нематериальные.
Материальные
Оклад я бы не относила к мотивации. Это гигиенический минимум, база. Если сотрудника не устраивает уровень оклада или зарплаты, то человека сложно сподвигнуть к чему-либо. Мотивация же — всё, что «сверху» гигиенического минимума: премии, комиссионные, надбавки, проценты с продаж.
Анна Быкова
Премии

Применяются, когда необходимо поощрить сотрудников за выполнение определенных задач или KPI, за получение результатов, соответствующих целям компании. Эффективны для стимулирования офисных сотрудников и руководителей.
Бонусы

Эффективны для мотивации сотрудников, выполняющих проектную работу, особенно растянутую по времени и направленную на достижение стратегических целей компании.
Проценты с продаж, комиссионные

Подходят для стимулирования сотрудников отдела продаж и других профессионалов, чья работа напрямую влияет на выручку и прибыль компании.
Опционы, проценты с прибыли, дивиденды по акциям

Можно использовать, если у вас стартап, результата достичь сложно (или он не подразумевается вовсе), «все отвечают за всё» и «живут на работе» ради идеи.
Пенсионные программы

Обычно применяются, когда расходы на поиск, наем, адаптацию и онбординг, внутреннее обучение сотрудников так высоки, что компании выгодно, чтобы люди работали долго.
Прочее

Доплата больничного до оклада, дополнительные дни отпуска к положенным законом 28, компенсация сотрудникам сверхурочной работы или выхода в выходные (в том числе дополнительными днями отпуска). Как правило, такое предлагается IT-сотрудникам и востребованным редким специалистам.
Нематериальные
Устная/письменная благодарность

А также почетные грамоты, размещение фото сотрудника на реальной или виртуальной доске почета. Этот способ мотивации особенно вдохновляет людей старшего поколения, предпенсионного возраста. Применяется в компаниях с госучастием.
Скидки для персонала на собственную продукцию/услуги

Эффективны, если собственная продукция относится к товарам/услугам первой необходимости (например, в предприятиях общепита, розничной торговли) и/или стоит дорого (например, сотрудники частной клиники получают ее же услуги со скидкой — как способ стимулирования).
Корпоративы и тимбилдинги

Главное, чтобы они не были скучными и «для галочки». Определитесь с целями мероприятия, выберите подходящую активность и не превращайте подобные встречи в очередные совещания для решения рабочих задач.
Обучение за счет компании, оплата участия в профильных конференциях, добавление в кадровый резерв

Отлично приживется в компаниях, где преимущественно работают амбициозные молодые сотрудники.
Гибкий график работы или оплачиваемые дополнительные выходные

Помогают привлекать и мотивировать удаленных сотрудников, IT-, digital-, творческих специалистов.
Соцпакет, который может включать бесплатные обеды, ДМС, абонемент в спортзал, трансфер до работы и др.

Стимулирует сотрудников крупных корпораций, офисных специалистов, компаний с преимущественно семейными и/или возрастными сотрудниками.
По моему опыту соцпакет, который включает ДМС или оплату корпоративного психолога, хорошо привлекает кандидатов с опытом работы до пяти лет и тех, кто делает первые шаги в профессии. Для профессионалов наличие соцпакета уже не так критично: они идут за своими ценностями, поэтому в описании вакансии можно ограничиться общими стимулирующими моментами (включая оплату «в рынке»), а на собеседовании — обсуждать смыслы и пользу.
Анна Быкова
Как понять, какой вид мотивации подходит сотрудникам
Перечислим факторы, которые следует учитывать при выборе способов стимулирования и при составлении текстов вакансий.
Ситуация в отрасли или сфере работы компании
Относительно недавно мы активно лоббировали введение у себя ДМС: у большинства компаний нашего уровня оно было, а у нас нет. И было труднее привлекать лучших кандидатов.
Дарья Павленко
Уровень должности
Для каждого уровня должностей должны быть свои стимулы. Наша компания занимается логистикой по всей России, и диапазон должностей очень широк. Если рабочего можно поощрить грамотой и премией, то директору больше подойдет обучение за счет компании.
Наталья Прахова
Профиль должности
Если в компании больше молодых сотрудников, которые ориентированы на развитие, то в приоритете будут такие методы стимулирования, как внутреннее обучение или оплата внешних курсов, включение в кадровый резерв. Если же сотрудники преимущественно семейные — им более интересны ДМС и другие социальные льготы, в том числе распространяющиеся на детей и родственников.
Дарья Павленко
Профессия
Менеджеров по продажам принято стимулировать бонусами при выполнении запланированных объемов продаж. Интернет-маркетологов, рекрутеров, разработчиков — премиями и бонусами за достижение KPI. Производственному рабочему мы можем предложить повременную, сдельную или комбинированную (в разных пропорциях) оплату труда в зависимости от задач, стоящих перед производством или цехом.
Дарья Павленко
Нагрузка и уровень ответственности
Сотрудников, которые занимают руководящие позиции, стоит стимулировать высвобождением рабочего времени: личный водитель, ассистент, который избавит их от рутинных задач. А топовые специалисты больше вовлекаются в работу, если для них предусмотрены опционы, привязка дохода к прибыли, пенсионные программы.
Дарья Павленко
Уровень профессионализма
По мере повышения профессионализма человек всё в меньшей степени интересуется материальными стимулами и всё больше идет «за смыслом» — и руководству следует смещать акценты в сторону нематериальной мотивации. А новичка можно эффективно стимулировать с помощью KPI, премий и т. п.
Анна Быкова
Характер работы
При проектной работе, распространенной в digital-сфере и консалтинге, эффективна система постпроектного поощрения: это премии или бонусы всей команде.
Дарья Павленко
Формат работы
Если сотрудники работают в офисе, их можно мотивировать с помощью оплаты обедов или трансфера до работы. «Яндекс», например, компенсирует расходы на питание сотрудникам, которые работают в офисе не менее четырех дней в неделю. Удаленщикам подойдут другие способы: компенсация мобильной связи, интернета, выдача оборудования для работы, скидки на фитнес или лечение.
Дарья Павленко
Размер компании
Чем больше бизнес — тем больше социальных льгот и плюше ожидают от компании кандидаты.
Дарья Павленко
Особенности региона
Наша компания работает по всей России — и виды мотивации в разных регионах разные. Если в Москве в качестве поощрения я могу вручить, например, билет в театр или абонемент на фитнес, то в каком-нибудь северном городке театра — нет. Там сотрудники будут рады компенсации питания. Люди из небольших городков стараются на лето вывозить семьи на юг, и для них компенсация билетов важнее возможности ходить в тренажерный зал.
Наталья Прахова
Может ли неудачно выбранный способ стимулирования навредить?
Может, но не мотивации сотрудников — в худшем случае она не изменится. А вот бизнес-показатели компании пострадают: расходы будут существенными, однако на выручку и прибыль это не повлияет.
Какие виды мотивации стоит указывать в вакансии
Подход может быть утилитарным, тактическим — или смысловым, стратегическим. Оба работают и приводят кандидатов.
Тактический
В вакансиях нужно указывать диапазон зарплаты (фиксированную и переменную часть), ДМС и скидки на дополнительные услуги: фитнес, изучение английского, питание. Диапазон зарплат сразу отсекает тех, кому вакансия неинтересна. Остальные стимулы указывают на то, что компания стремится проявлять заботу о сотрудниках.
Наталья Прахова
Стратегический
В вакансиях стоит указывать те виды стимулирования, которые помогут вам:

1) собрать вашу аудиторию — кандидатов, соответствующих корпоративной культуре, портрету сотрудника, того, кто легко впишется в вашу команду;
2) найти лучших специалистов — для этого нужно сделать систему стимулирования конкурентоспособной, более привлекательной, чем у компаний, в чем-то похожих на вашу.

Например, в компании много семейных специалистов — с детьми и ипотекой. В вакансии разумно указать такие методы стимулирования, как ДМС, новогодние подарки детям, компенсация поездок и т. п.
Дарья Павленко
Общие рекомендации по стимулированию персонала
Подходите к стимулированию комплексно
Система стимулирования зависит от очень многих факторов. В вакансиях от стартапа соискатели не будут ожидать большого соцпакета, но такие компании часто стимулируют сотрудников привязкой дохода к прибыли. В больших корпорациях кандидатов привлекают соцпакетами и плюшками.
Дарья Павленко
Будьте объективны
Мотивация должна быть объективной и измеримой. Вы должны понимать, как объяснить сотруднику каждый предусмотренный стимул. Например, с помощью KPI. Это помогает избежать конфликтных ситуаций.
Анна Быкова
Анализируйте и пересматривайте систему стимулирования
Проводите анализ использования премий, бонусов и других стимулов. Допускайте возможность их корректировок, чтобы не случилась ситуация «бонусы ради бонусов».
Наталья Прахова
Показатели эффективности и систему стимулирования нужно регулярно пересматривать. Так, мы в HR-отделе пересматриваем свои раз полгода. Рынок, ситуация, цели компании могут измениться — а значит, и суммы или проценты в системе стимулирования должны быть изменены.
Анна Быкова
Создавайте или адаптируйте систему мотивации под задачи
Мотивация не будет работать или даже навредит, если она противоречит целям отдела. Например, вы начисляете премию за количество отработанных часов, а задача — повысить продажи. Нужно понять, какие действия сотрудников дадут максимальную бизнес-отдачу, — и стимулировать людей совершать именно их.
Анна Быкова
А всегда ли надо стимулировать?
Нет. Если соблюдается гигиенический минимум, человек получает зарплату за то, что выполняет свои задачи достаточно хорошо, и при этом не стремится делать больше — стимулировать незачем. Например, с точки зрения бизнеса неэффективно начислять гардеробщику или уборщику премии просто за то, что они ежедневно справляются с несложными функциями.
В современных компаниях HR-процессы выстроены так, чтобы человек без особых внешних стимулов стремился выполнять задачи хорошо. Этому способствуют комфортная рабочая среда, отлаженные внутренние процессы, эффективные коммуникации, дружный коллектив и многое другое. Речь уже не о построении системы стимулирования, а о создании особой атмосферы и сильного HR-бренда.
Дарья Павленко
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.