1) понять, каких условий и бонусов они ждут от работодателя; 2) подробно рассказать в вакансии о том, как вы благодарите за отличную работу.
Мы спросили экспертов о способах, которые мотивируют людей работать в компании долго и эффективно. А еще о том, как подобрать вид стимулирования именно для своих сотрудников.
В подготовке статьи нам помогали:
Дарья Павленко, HR generalist в digital-агентстве «Ключ»;
Анна Быкова, руководитель отдела по работе с персоналом российской IT-компании;
Наталья Прахова, директор департамента по управлению персоналом в логистической компании.
От премий и опционов до обучения и гибкого графика
8 мая 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Какие виды мотивации персонала бывают
Способы мотивации бывают материальные и нематериальные.
Материальные
“
Оклад я бы не относила к мотивации. Это гигиенический минимум, база. Если сотрудника не устраивает уровень оклада или зарплаты, то человека сложно сподвигнуть к чему-либо. Мотивация же — всё, что «сверху» гигиенического минимума: премии, комиссионные, надбавки, проценты с продаж.
Анна Быкова
Премии
Применяются, когда необходимо поощрить сотрудников за выполнение определенных задач или KPI, за получение результатов, соответствующих целям компании. Эффективны для стимулирования офисных сотрудников и руководителей.
Бонусы
Эффективны для мотивации сотрудников, выполняющих проектную работу, особенно растянутую по времени и направленную на достижение стратегических целей компании.
Проценты с продаж, комиссионные
Подходят для стимулирования сотрудников отдела продаж и других профессионалов, чья работа напрямую влияет на выручку и прибыль компании.
Опционы, проценты с прибыли, дивиденды по акциям
Можно использовать, если у вас стартап, результата достичь сложно (или он не подразумевается вовсе), «все отвечают за всё» и «живут на работе» ради идеи.
Пенсионные программы
Обычно применяются, когда расходы на поиск, наем, адаптацию и онбординг, внутреннее обучение сотрудников так высоки, что компании выгодно, чтобы люди работали долго.
Прочее
Доплата больничного до оклада, дополнительные дни отпуска к положенным законом 28, компенсация сотрудникам сверхурочной работы или выхода в выходные (в том числе дополнительными днями отпуска). Как правило, такое предлагается IT-сотрудникам и востребованным редким специалистам.
Нематериальные
Устная/письменная благодарность
А также почетные грамоты, размещение фото сотрудника на реальной или виртуальной доске почета. Этот способ мотивации особенно вдохновляет людей старшего поколения, предпенсионного возраста. Применяется в компаниях с госучастием.
Скидки для персонала на собственную продукцию/услуги
Эффективны, если собственная продукция относится к товарам/услугам первой необходимости (например, в предприятиях общепита, розничной торговли) и/или стоит дорого (например, сотрудники частной клиники получают ее же услуги со скидкой — как способ стимулирования).
Корпоративы и тимбилдинги
Главное, чтобы они не были скучными и «для галочки». Определитесь с целями мероприятия, выберите подходящую активность и не превращайте подобные встречи в очередные совещания для решения рабочих задач.
Обучение за счет компании, оплата участия в профильных конференциях, добавление в кадровый резерв
Отлично приживется в компаниях, где преимущественно работают амбициозные молодые сотрудники.
Гибкий график работы или оплачиваемые дополнительные выходные
Помогают привлекать и мотивировать удаленных сотрудников, IT-, digital-, творческих специалистов.
Соцпакет, который может включать бесплатные обеды, ДМС, абонемент в спортзал, трансфер до работы и др.
Стимулирует сотрудников крупных корпораций, офисных специалистов, компаний с преимущественно семейными и/или возрастными сотрудниками.
“
По моему опыту соцпакет, который включает ДМС или оплату корпоративного психолога, хорошо привлекает кандидатов с опытом работы до пяти лет и тех, кто делает первые шаги в профессии. Для профессионалов наличие соцпакета уже не так критично: они идут за своими ценностями, поэтому в описании вакансии можно ограничиться общими стимулирующими моментами (включая оплату «в рынке»), а на собеседовании — обсуждать смыслы и пользу.
Анна Быкова
Как понять, какой вид мотивации подходит сотрудникам
Перечислим факторы, которые следует учитывать при выборе способов стимулирования и при составлении текстов вакансий.
Ситуация в отрасли или сфере работы компании
“
Относительно недавно мы активно лоббировали введение у себя ДМС: у большинства компаний нашего уровня оно было, а у нас нет. И было труднее привлекать лучших кандидатов.
Дарья Павленко
Уровень должности
“
Для каждого уровня должностей должны быть свои стимулы. Наша компания занимается логистикой по всей России, и диапазон должностей очень широк. Если рабочего можно поощрить грамотой и премией, то директору больше подойдет обучение за счет компании.
Наталья Прахова
Профиль должности
“
Если в компании больше молодых сотрудников, которые ориентированы на развитие, то в приоритете будут такие методы стимулирования, как внутреннее обучение или оплата внешних курсов, включение в кадровый резерв. Если же сотрудники преимущественно семейные — им более интересны ДМС и другие социальные льготы, в том числе распространяющиеся на детей и родственников.
Дарья Павленко
Профессия
“
Менеджеров по продажам принято стимулировать бонусами при выполнении запланированных объемов продаж. Интернет-маркетологов, рекрутеров, разработчиков — премиями и бонусами за достижение KPI. Производственному рабочему мы можем предложить повременную, сдельную или комбинированную (в разных пропорциях) оплату труда в зависимости от задач, стоящих перед производством или цехом.
Дарья Павленко
Нагрузка и уровень ответственности
“
Сотрудников, которые занимают руководящие позиции, стоит стимулировать высвобождением рабочего времени: личный водитель, ассистент, который избавит их от рутинных задач. А топовые специалисты больше вовлекаются в работу, если для них предусмотрены опционы, привязка дохода к прибыли, пенсионные программы.
Дарья Павленко
Уровень профессионализма
“
По мере повышения профессионализма человек всё в меньшей степени интересуется материальными стимулами и всё больше идет «за смыслом» — и руководству следует смещать акценты в сторону нематериальной мотивации. А новичка можно эффективно стимулировать с помощью KPI, премий и т. п.
Анна Быкова
Характер работы
“
При проектной работе, распространенной в digital-сфере и консалтинге, эффективна система постпроектного поощрения: это премии или бонусы всей команде.
Дарья Павленко
Формат работы
“
Если сотрудники работают в офисе, их можно мотивировать с помощью оплаты обедов или трансфера до работы. «Яндекс», например, компенсирует расходы на питание сотрудникам, которые работают в офисе не менее четырех дней в неделю. Удаленщикам подойдут другие способы: компенсация мобильной связи, интернета, выдача оборудования для работы, скидки на фитнес или лечение.
Дарья Павленко
Размер компании
“
Чем больше бизнес — тем больше социальных льгот и плюше ожидают от компании кандидаты.
Дарья Павленко
Особенности региона
“
Наша компания работает по всей России — и виды мотивации в разных регионах разные. Если в Москве в качестве поощрения я могу вручить, например, билет в театр или абонемент на фитнес, то в каком-нибудь северном городке театра — нет. Там сотрудники будут рады компенсации питания. Люди из небольших городков стараются на лето вывозить семьи на юг, и для них компенсация билетов важнее возможности ходить в тренажерный зал.
Наталья Прахова
Может ли неудачно выбранный способ стимулирования навредить?
Может, но не мотивации сотрудников — в худшем случае она не изменится. А вот бизнес-показатели компании пострадают: расходы будут существенными, однако на выручку и прибыль это не повлияет.
Какие виды мотивации стоит указывать в вакансии
Подход может быть утилитарным, тактическим — или смысловым, стратегическим. Оба работают и приводят кандидатов.
Тактический
“
В вакансиях нужно указывать диапазон зарплаты (фиксированную и переменную часть), ДМС и скидки на дополнительные услуги: фитнес, изучение английского, питание. Диапазон зарплат сразу отсекает тех, кому вакансия неинтересна. Остальные стимулы указывают на то, что компания стремится проявлять заботу о сотрудниках.
Наталья Прахова
Стратегический
“
В вакансиях стоит указывать те виды стимулирования, которые помогут вам:
1) собрать вашу аудиторию — кандидатов, соответствующих корпоративной культуре, портрету сотрудника, того, кто легко впишется в вашу команду; 2) найти лучших специалистов — для этого нужно сделать систему стимулирования конкурентоспособной, более привлекательной, чем у компаний, в чем-то похожих на вашу.
Например, в компании много семейных специалистов — с детьми и ипотекой. В вакансии разумно указать такие методы стимулирования, как ДМС, новогодние подарки детям, компенсация поездок и т. п.
Дарья Павленко
Общие рекомендации по стимулированию персонала
Подходите к стимулированию комплексно
“
Система стимулирования зависит от очень многих факторов. В вакансиях от стартапа соискатели не будут ожидать большого соцпакета, но такие компании часто стимулируют сотрудников привязкой дохода к прибыли. В больших корпорациях кандидатов привлекают соцпакетами и плюшками.
Дарья Павленко
Будьте объективны
“
Мотивация должна быть объективной и измеримой. Вы должны понимать, как объяснить сотруднику каждый предусмотренный стимул. Например, с помощью KPI. Это помогает избежать конфликтных ситуаций.
Анна Быкова
Анализируйте и пересматривайте систему стимулирования
“
Проводите анализ использования премий, бонусов и других стимулов. Допускайте возможность их корректировок, чтобы не случилась ситуация «бонусы ради бонусов».
Наталья Прахова
“
Показатели эффективности и систему стимулирования нужно регулярно пересматривать. Так, мы в HR-отделе пересматриваем свои раз полгода. Рынок, ситуация, цели компании могут измениться — а значит, и суммы или проценты в системе стимулирования должны быть изменены.
Анна Быкова
Создавайте или адаптируйте систему мотивации под задачи
“
Мотивация не будет работать или даже навредит, если она противоречит целям отдела. Например, вы начисляете премию за количество отработанных часов, а задача — повысить продажи. Нужно понять, какие действия сотрудников дадут максимальную бизнес-отдачу, — и стимулировать людей совершать именно их.
Анна Быкова
А всегда ли надо стимулировать?
Нет. Если соблюдается гигиенический минимум, человек получает зарплату за то, что выполняет свои задачи достаточно хорошо, и при этом не стремится делать больше — стимулировать незачем. Например, с точки зрения бизнеса неэффективно начислять гардеробщику или уборщику премии просто за то, что они ежедневно справляются с несложными функциями.
“
В современных компаниях HR-процессы выстроены так, чтобы человек без особых внешних стимулов стремился выполнять задачи хорошо. Этому способствуют комфортная рабочая среда, отлаженные внутренние процессы, эффективные коммуникации, дружный коллектив и многое другое. Речь уже не о построении системы стимулирования, а о создании особой атмосферы и сильного HR-бренда.