Плох тот эйчар, который не мечтает… Если ваша цель — руководить отделом персонала, шаги такие:

1) прокачать понятный набор навыков;
2) продвигаться внутри своей компании / искать вакансии с повышением.

Рассказываем про 10 скилов, на которых стоит сосредоточиться в первую очередь.
Как возглавить HR-отдел
Хард- и софт-скилы руководителя отдела персонала
20 апреля 2023 года
карьерный консультант
Ирина Рузавина
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Руководитель отдела персонала — кто это?
Многое зависит от размера компании. В крупных организациях с тысячей или более сотрудников руководитель отдела персонала — это один из топ-менеджеров HR-отдела, находящегося под руководством директора по персоналу.
Небольшому бизнесу или стартапу на первых порах хватает одного HR-менеджера, но через год-два требуется уже два-три человека. Структура отдела выглядит так:
Однако хард- и софт-скилы, которые необходимы главе отдела персонала, практически не зависят от того, является бизнес крупным, средним или малым.
Хард-скилы руководителя HR-отдела
1. Знание трудового законодательства и нормативных актов
Стоит внимательно изучить:
1
Трудовой кодекс РФ, начиная со статей, которые посвящены найму и трудовым отношениям:

  • статья 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда»;
  • глава 2 целиком, включая новые статьи — 22.1, 22.2 и 22.3, об электронном документообороте.
2
Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022). МРОТ регулярно пересматривают, и руководителю необходимо следить за изменениями.
3
Локальные нормативные акты, в которых могут быть прописаны особенности начисления зарплаты или льготы для вашего региона.
4
Нормативные акты компании, которые регулируют взаимоотношения с сотрудниками:

  • положение о заработной плате;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор (особенно важно для бюджетных организаций).
Если вы работаете в молодой компании, велика вероятность, что эти документы пока отсутствуют. Тогда придется составить их самостоятельно или заказать у экспертов.
2. Анализ и планирование кадровых ресурсов
Кадровая стратегия зависит от того, как будет развиваться вся компания. Поэтому минимум за месяц-два до начала нового календарного года HR-руководителю стоит узнать о планах на ближайшие кварталы.

Некоторые топ-менеджеры и собственники компаний отмахиваются от этого вопроса, поскольку считают ситуацию в обществе и бизнесе слишком непредсказуемой. Но обычно есть три варианта стратегии развития:
1
пессимистичный,
2
оптимальный,
3
оптимистичный.
Исходя из них строится три плана по управлению кадрами.

Если вы не успели спланировать наем персонала на весь год — начните с плана на следующие квартал и полугодие.
3. Оценка эффективности персонала, развитие и мотивация сотрудников
Такую задачу собственники бизнеса обычно ставят через два-три года работы, и руководителю отдела персонала стоит освоить базовые инструменты оценки. Это:
система 360 градусов, когда обратную связь о работе сотрудника дают его коллеги, руководители и клиенты;
оценочные листы и анкеты;
анализ на основе показателей производительности;
тестирование и ассесмент-центры.
Некоторые компании приглашают консультантов для оценки. Это имеет смысл, если бизнес устойчивый, в компании более тысячи сотрудников и потери от низкой эффективности превышают стоимость консалтинга.
4. HR-брендинг и привлечение талантов
Важно уметь рассказать о компании так, чтобы люди захотели в ней работать, и учить этому навыку свою команду.

Начать освоение этой темы можно с профильных курсов, например «Бренд работодателя и культурный код», и со специализированных книг. Хороший вариант для старта — «HR-брендинг: лучшие практики десятилетия» (Нина Осовицкая, изд. «Питер», 2016 год).

А затем — призовите на помощь управленческую команду, запустите сбор идей или проведите стратегическую сессию, чтобы придумать что-то подходящее именно вашей компании и вашим соискателям.
5. Знание основ бизнес-процессов и финансового управления
HR-специалист должен ориентироваться на финансовые показатели бизнеса, стараться сохранить и приумножить средства компании. Поэтому будущему руководителю отдела персонала стоит изучить основы финансового менеджмента.

Умение выстраивать бизнес-процессы пригодится, чтобы стандартизировать процедуры, которые повторяются в компании регулярно и помогут сделать бизнес более устойчивым.
6. Умение работать с базами данных, заниматься аналитикой, строить отчетность
Если начальство не понимает, что вы делаете, — в его глазах вы не делаете ничего. Поэтому HR-руководитель должен знать, какие метрики стоит отслеживать, и заранее продумать систему отчетности для отдела персонала.

Чем больше становится компания, тем чаще приходится работать с большими объемами данных. Если вы планируете возглавить отдел персонала, разберитесь с метриками HR-аналитики, а в идеале — освойте SQL.
Для HR-руководителя полезны следующие инструменты:

  • управление персоналом — 1С: ЗУП, SAP SuccessFactors, Oracle Cloud HCM и т. п.;
  • подбор персонала — CRM для рекрутеров СберПодбор и др.;
  • онлайн-обучение — GetCourse, Coursera, Udemy и т. п.;
  • аналитика — «Яндекс.Метрика», Tableau, Superset и др.;
  • основы программирования и построения баз данных — Python, SQL;
  • управление проектами — Trello, Asana, Jira и др.

Не обязательно уметь всё сразу: для начала достаточно освоить четыре-пять инструментов из списка и прокачивать навыки уже в ходе работы.
Софт-скилы
1. Коммуникабельность
Руководитель отдела отличается от рядового специалиста тем, что умеет:
убеждать;
приводить аргументы;
мягко, но настойчиво возвращаться к важным для решения поставленных задач вопросам.
А еще знает, какие доводы скорее подействуют на директора, какие — на разработчика и т. д.
2. Умение вести переговоры, решать конфликты и находить компромиссы
Конфликты случаются — и не всегда потому, что кто-то неправ или плохо работает. Порой это чуть ли не единственный способ справедливо решать производственные задачи, не замалчивать, а открыто доносить свою позицию.

Задача руководителя отдела персонала — помочь участникам спора найти конструктивное решение, чтобы они при этом не переходили на личности, не эскалировали конфликт.
3. Навыки делегирования
Хороший руководитель не тот, кто делает всё сам, а тот, кто умеет ставить задачи сотрудникам, следить за равномерностью нагрузки и своевременно контролировать выполнение всех пунктов.
4. Способность планировать и быстро принимать решения
При планировании любого проекта:
учитывайте максимум факторов и рисков;
формируйте несколько сценариев — негативный, нейтральный и позитивный;
составьте план Б на случай, если что-то пойдет не так.
Имеет смысл почитать книгу «PMBOK: полное руководство по управлению проектами» — она поможет лучше сориентироваться в процессах.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.