Бывает, что кандидаты с прекрасными резюме и сопроводительными письмами при встрече совсем не оправдывают ожиданий. Первичное телефонное интервью помогает отсеять большинство неподходящих соискателей еще до собеседования.
Рассказываем, как подготовиться к телефонному интервью, чтобы сэкономить время себе и нервы кандидатам. В конце статьи — чек-лист, который можно сохранить или распечатать.
Инструкция и чек-лист для рекрутера
Автор
Елена Тимофеева
17 февраля 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Заранее
Подготовьте список кандидатов
Стопка с подходящими или заинтересовавшими вас резюме — самый простой и быстрый вариант, но лучше ее дополнить списком фамилий соискателей, в котором вы сможете делать заметки (и с ним же намного легче сразу вычеркивать тех, кто явно не подходит).
Другой вариант — гугл-таблица: вы сможете вносить в нее важную информацию во время разговора.
Если воронка на входе узкая и кандидатов немного или вы подозреваете, что требования заказчика завышены, не торопитесь вычеркивать кандидатов: ставьте знаки вопроса в таблице и откладывайте «спорные» резюме в отдельную стопку. Можно будет пересмотреть их, если кандидатов не хватит.
Создайте вакансию со скидкой! По промокоду PRORABOTA — на 20% дешевле. Подробности акции — по ссылке.
То есть параметры/характеристики, чтобы по ним определять, подходит вам человек или нет. Например:
кандидат должен обладать приятным голосом и располагающей манерой говорить (для работы в колл-центре, в продажах);
кандидат должен быть готов приступить к работе как можно скорее, потому что сотрудник нужен срочно;
кандидата должна устроить предложенная зарплата, так как ограничения жесткие и торг невозможен;
кандидат должен быть не слишком амбициозным, так как компания объективно не сможет ему предложить быстрый карьерный рост или развитие профессиональных компетенций.
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Составьте список «звоночков»
Опытный рекрутер заметит негативные сигналы без подсказок и напоминаний, но список сэкономит время и прибавит вам уверенности.
Сигналы, которые намекнут (или прокричат), что кандидат вам не подходит, могут быть очевидными:
он слишком много говорит о деньгах и интересуется только ими;
путается в том, на какую должность претендует;
не уверен, что вообще хочет эту работу, колеблется при ответе на вопросы «Ищете ли вы еще работу?» и «Чем вам интересна наша вакансия?»;
противоречит в ответах по телефону той информации, которую указал в резюме или сопроводительном письме;
употребляет исключительно местоимение «я», рассказывая о проектах и задачах, которые явно выполнялись не в одиночку;
плохо отзывается о текущем или прежних работодателях;
вообще не задает вопросов.
Некоторые звоночки могут быть очевидны и понятны только вам как инсайдеру вашей компании, например:
кандидат говорит очень формально, постоянно использует канцелярит — а у вас молодой IT-стартап с открытой, гибкой корпоративной культурой;
упоминает наличие вредных привычек — а в вашей компании руководители публично и личным примером пропагандируют и поощряют ЗОЖ;
явно придерживается в работе стиля «одинокий волк», а должность или корпоративная культура подразумевают командную работу нон-стоп.
Звоночки отличаются от фильтров тем, что они не решают судьбу кандидата, но дают повод переложить его резюме в конец стопки или при случае задать уточняющие вопросы.
Подготовьте вопросы для телефонного интервью
Люди разные, и на каком-то этапе беседа с кандидатом может пойти в направлении, которое бесполезно для скрининга и отсева. Список вопросов, открытый перед глазами, быстро напомнит о приоритетах.
Можно выделить следующие условные группы:
Для разогрева;Ищет ли человек работу, почему ищет, когда сможет приступить к ней в случае успеха на собеседовании
На совпадение ожиданий;О зарплате и графике работы
На точность указанной в резюме информации;Об опыте и уровне развития навыков
«Фильтрующие» вопросы;На соответствие требованиям, которые критически важны именно для вашей компании
Средняя продолжительность телефонного интервью — 15 минут, в случае взаимного интереса допустимо пообщаться 25−30 минут. Это накладывает жесткие ограничения на количество вопросов.
С учетом приветствия, вступительных фраз, ответов на встречные вопросы и прощания вы в лучшем случае сможете задать до 10 вопросов, поэтому исключите из списка или сведите к минимуму те, которые не будут вам полезны при отсеве.
В идеале список должен быть единым для всех кандидатов — так проще проводить сравнение в дальнейшем. Но бывает, что в весьма привлекательном резюме есть какой-то аспект, который хочется прояснить: например, долгий перерыв в работе. Тогда стоит задать отдельный уточняющий вопрос.
Примерный список вопросов для телефонного интервью, из которых вы можете выбрать уместные и подходящие к вашей вакансии и ситуации, ищите в конце этой статьи.
Перед звонком
Положите перед собой блокнот для заметок и записи уточняющих вопросов.
Откройте гугл-таблицу — если составили ее.
Поставьте перед глазами таймер.
Еще раз просмотрите резюме кандидата, освежите в памяти информацию о нем перед тем, как набрать номер.
Во время звонка
Представьтесь и напомните об отклике на вакансию
Коротко расскажите о вакансии и о том, чем занимается ваша компания. Большинство кандидатов отправляют много откликов, ориентируясь на примерную статистику «10 откликов — одно собеседование», поэтому человек может не сразу понять, откуда именно ему звонят.
Предупредите, сколько времени займет разговор
Многие кандидаты ищут новое место, продолжая работать на прежнем. И о своих поисках они коллегам и руководителям не сообщают.
Предупреждение о продолжительности разговора поможет соискателю быстро сориентироваться, например выйти из помещения «попить кофе» или «по личному делу», чтобы спокойно ответить на ваши вопросы.
Порой кандидаты говорить отказываются. Вам решать — стоят ли они того, чтобы позвонить повторно (или у вас и так хватает желающих любой ценой получить должность).
Как бы жестко вы ни были ограничены во времени, не оставляйте возникшие в голове уточняющие вопросы без ответа. Иначе телефонное интервью не позволит в должной мере оценить кандидата.
Предложите задать вопросы
Встречные вопросы по телефону помогут некоторым кандидатам определиться, интересна ли им вакансия, — и отказаться, если нет (вы же сэкономите время на личной встрече). Кроме того, хотя бы один вопрос — своего рода «норма», способ подчеркнуть интерес к вакансии (и соискатели об этом знают).
На вопросы постарайтесь отвечать емко, но кратко.
Поблагодарите кандидата за его время
Сообщите, что будет дальше: например, если он успешно прошел отбор, вы свяжетесь с ним в течение определенного времени и позовете на личную встречу. Так соискатель поймет, что спустя x дней «тишины» можно искать место дальше. Интересному кандидату оставьте свои координаты — на тот случай, если у него возникнут вопросы.
После звонка
Положив трубку, сверьтесь с фильтрами и примите предварительное решение — отложить резюме или работать с ним дальше.
Общие рекомендации
✓
После того как представитесь, переходите сразу к делу: лишнего времени нет ни у вас, ни у кандидата.
✓
Принять решение будет проще, если во время разговора вы будете делать заметки, фиксировать важное.
✓
Старайтесь меньше говорить и больше слушать.
✓
Если в ответ на вопрос о желаемой зарплате кандидат не называет конкретных цифр или не попал в вашу зарплатную вилку — сообщите ему, какой диапазон предлагаете, и спросите, по-прежнему ли он заинтересован в этой должности.
✓
Если вам приходится обсуждать с кандидатом зарплату в присутствии его будущих коллег или людей, которые могут передать им эту информацию, озвучивать цифры, вероятно, неэтично. В такой ситуации стоит спросить у соискателя о его ожиданиях и ответить: «Нас это устраивает» или «Это несколько больше, чем мы предлагаем».
✓
Во время разговора не просто слушайте ответы кандидата и истории, которые он рассказывает, но и отмечайте его навыки. Например, коммуникабельность, умение решать проблемы, лидерские качества, инициативность. Эта информация может быть не слишком полезной на этапе телефонного скрининга, но пригодится, если человек придет на собеседование.
✓
Помните, что не только вы выбираете подходящего человека, но и кандидат принимает решение, соглашаться на работу у вас или нет. Будьте предельно тактичны и доброжелательны. Избегайте высокомерия, даже если приглашаете в топовую компанию, и уделяйте разговору всё свое внимание.
✓
Если кандидат оказался очень интересным, перед окончанием разговора стоит повторно презентовать ему вакансию, подчеркнув при этом, что она соответствует значимым для этого человека характеристикам.