Как провести эффективное телефонное интервью
Бывает, что кандидаты с прекрасными резюме и сопроводительными письмами при встрече совсем не оправдывают ожиданий. Первичное телефонное интервью помогает отсеять большинство неподходящих соискателей еще до собеседования.

Рассказываем, как подготовиться к телефонному интервью, чтобы сэкономить время себе и нервы кандидатам. В конце статьи — чек-лист, который можно сохранить или распечатать.
Инструкция и чек-лист для рекрутера
Автор
Елена Тимофеева
17 февраля 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Заранее
Подготовьте список кандидатов
Стопка с подходящими или заинтересовавшими вас резюме — самый простой и быстрый вариант, но лучше ее дополнить списком фамилий соискателей, в котором вы сможете делать заметки (и с ним же намного легче сразу вычеркивать тех, кто явно не подходит).

Другой вариант — гугл-таблица: вы сможете вносить в нее важную информацию во время разговора.
Если воронка на входе узкая и кандидатов немного или вы подозреваете, что требования заказчика завышены, не торопитесь вычеркивать кандидатов: ставьте знаки вопроса в таблице и откладывайте «спорные» резюме в отдельную стопку. Можно будет пересмотреть их, если кандидатов не хватит.
Создайте вакансию со скидкой! По промокоду PRORABOTA — на 20% дешевле. Подробности акции — по ссылке.
Сформулируйте для себя фильтры
То есть параметры/характеристики, чтобы по ним определять, подходит вам человек или нет. Например:
кандидат должен обладать приятным голосом и располагающей манерой говорить (для работы в колл-центре, в продажах);
кандидат должен быть готов приступить к работе как можно скорее, потому что сотрудник нужен срочно;
кандидата должна устроить предложенная зарплата, так как ограничения жесткие и торг невозможен;
кандидат должен быть не слишком амбициозным, так как компания объективно не сможет ему предложить быстрый карьерный рост или развитие профессиональных компетенций.
Фильтры стоит обдумать заранее.
Скидки до 50% для тех, кто продолжает нанимать
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Составьте список «звоночков»
Опытный рекрутер заметит негативные сигналы без подсказок и напоминаний, но список сэкономит время и прибавит вам уверенности.

Сигналы, которые намекнут (или прокричат), что кандидат вам не подходит, могут быть очевидными:
он слишком много говорит о деньгах и интересуется только ими;
путается в том, на какую должность претендует;
не уверен, что вообще хочет эту работу, колеблется при ответе на вопросы «Ищете ли вы еще работу?» и «Чем вам интересна наша вакансия?»;
противоречит в ответах по телефону той информации, которую указал в резюме или сопроводительном письме;
употребляет исключительно местоимение «я», рассказывая о проектах и задачах, которые явно выполнялись не в одиночку;
плохо отзывается о текущем или прежних работодателях;
вообще не задает вопросов.
Некоторые звоночки могут быть очевидны и понятны только вам как инсайдеру вашей компании, например:
кандидат говорит очень формально, постоянно использует канцелярит — а у вас молодой IT-стартап с открытой, гибкой корпоративной культурой;
упоминает наличие вредных привычек — а в вашей компании руководители публично и личным примером пропагандируют и поощряют ЗОЖ;
явно придерживается в работе стиля «одинокий волк», а должность или корпоративная культура подразумевают командную работу нон-стоп.
Звоночки отличаются от фильтров тем, что они не решают судьбу кандидата, но дают повод переложить его резюме в конец стопки или при случае задать уточняющие вопросы.
Подготовьте вопросы для телефонного интервью
Люди разные, и на каком-то этапе беседа с кандидатом может пойти в направлении, которое бесполезно для скрининга и отсева. Список вопросов, открытый перед глазами, быстро напомнит о приоритетах.

Можно выделить следующие условные группы:
Средняя продолжительность телефонного интервью — 15 минут, в случае взаимного интереса допустимо пообщаться 25−30 минут. Это накладывает жесткие ограничения на количество вопросов.
С учетом приветствия, вступительных фраз, ответов на встречные вопросы и прощания вы в лучшем случае сможете задать до 10 вопросов, поэтому исключите из списка или сведите к минимуму те, которые не будут вам полезны при отсеве.

В идеале список должен быть единым для всех кандидатов — так проще проводить сравнение в дальнейшем. Но бывает, что в весьма привлекательном резюме есть какой-то аспект, который хочется прояснить: например, долгий перерыв в работе. Тогда стоит задать отдельный уточняющий вопрос.

Примерный список вопросов для телефонного интервью, из которых вы можете выбрать уместные и подходящие к вашей вакансии и ситуации, ищите в конце этой статьи.
Перед звонком
Положите перед собой блокнот для заметок и записи уточняющих вопросов.
Откройте гугл-таблицу — если составили ее.
Поставьте перед глазами таймер.
Еще раз просмотрите резюме кандидата, освежите в памяти информацию о нем перед тем, как набрать номер.
Во время звонка
Представьтесь и напомните об отклике на вакансию
Коротко расскажите о вакансии и о том, чем занимается ваша компания. Большинство кандидатов отправляют много откликов, ориентируясь на примерную статистику «10 откликов — одно собеседование», поэтому человек может не сразу понять, откуда именно ему звонят.
Предупредите, сколько времени займет разговор
Многие кандидаты ищут новое место, продолжая работать на прежнем. И о своих поисках они коллегам и руководителям не сообщают.

Предупреждение о продолжительности разговора поможет соискателю быстро сориентироваться, например выйти из помещения «попить кофе» или «по личному делу», чтобы спокойно ответить на ваши вопросы.
Порой кандидаты говорить отказываются. Вам решать — стоят ли они того, чтобы позвонить повторно (или у вас и так хватает желающих любой ценой получить должность).
Задайте подготовленные вопросы
Как бы жестко вы ни были ограничены во времени, не оставляйте возникшие в голове уточняющие вопросы без ответа. Иначе телефонное интервью не позволит в должной мере оценить кандидата.
Предложите задать вопросы
Встречные вопросы по телефону помогут некоторым кандидатам определиться, интересна ли им вакансия, — и отказаться, если нет (вы же сэкономите время на личной встрече). Кроме того, хотя бы один вопрос — своего рода «норма», способ подчеркнуть интерес к вакансии (и соискатели об этом знают).

На вопросы постарайтесь отвечать емко, но кратко.
Поблагодарите кандидата за его время
Сообщите, что будет дальше: например, если он успешно прошел отбор, вы свяжетесь с ним в течение определенного времени и позовете на личную встречу. Так соискатель поймет, что спустя x дней «тишины» можно искать место дальше. Интересному кандидату оставьте свои координаты — на тот случай, если у него возникнут вопросы.
После звонка
Положив трубку, сверьтесь с фильтрами и примите предварительное решение — отложить резюме или работать с ним дальше.
Общие рекомендации
После того как представитесь, переходите сразу к делу: лишнего времени нет ни у вас, ни у кандидата.
Принять решение будет проще, если во время разговора вы будете делать заметки, фиксировать важное.
Старайтесь меньше говорить и больше слушать.
Если в ответ на вопрос о желаемой зарплате кандидат не называет конкретных цифр или не попал в вашу зарплатную вилку — сообщите ему, какой диапазон предлагаете, и спросите, по-прежнему ли он заинтересован в этой должности.
Если вам приходится обсуждать с кандидатом зарплату в присутствии его будущих коллег или людей, которые могут передать им эту информацию, озвучивать цифры, вероятно, неэтично. В такой ситуации стоит спросить у соискателя о его ожиданиях и ответить: «Нас это устраивает» или «Это несколько больше, чем мы предлагаем».
Во время разговора не просто слушайте ответы кандидата и истории, которые он рассказывает, но и отмечайте его навыки. Например, коммуникабельность, умение решать проблемы, лидерские качества, инициативность. Эта информация может быть не слишком полезной на этапе телефонного скрининга, но пригодится, если человек придет на собеседование.
Помните, что не только вы выбираете подходящего человека, но и кандидат принимает решение, соглашаться на работу у вас или нет. Будьте предельно тактичны и доброжелательны. Избегайте высокомерия, даже если приглашаете в топовую компанию, и уделяйте разговору всё свое внимание.
Если кандидат оказался очень интересным, перед окончанием разговора стоит повторно презентовать ему вакансию, подчеркнув при этом, что она соответствует значимым для этого человека характеристикам.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.