Выходное интервью: как провести и о чем спросить сотрудника
Выходное интервью проводят после того, как человек подписал документы об увольнении, сдал имущество, за которое нес ответственность, и получил расчет.
Эйчары и рекрутеры часто забывают о проведении exit interview, а зря: такой опрос может принести массу пользы компании. Рассказываем, как получить честную обратную связь от сотрудника, который увольняется.
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Главное на exit interview
Нужно создать атмосферу, в которой человек сможет говорить откровенно, не боясь, что с ним начнут спорить или осудят. Даже если его уволили за халатность или серьезную ошибку — нужно отключить эмоции и выяснить, что стало причиной. Возможно, она связана не с его личными качествами. Или не только с ними.
Есть три момента, которые нужно учесть, чтобы выходное интервью удалось.
1. Время
Идеальное время для проведения экзита — вторая половина последнего дня работы увольняющегося. Чтобы было так: разговор закончен — человек уходит. Это позволит бывшему сотруднику быть более откровенным и не думать о том, что коллеги могут начать задавать ему неудобные вопросы о собеседовании.
2. Человек
Выходное собеседование не должен проводить непосредственный начальник. Здесь нужен специалист, далекий от области, в которой работал сотрудник, — например, рекрутер или эйчар. Если причиной увольнения стал конфликт, то встречу должен проводить тот, кто в нем не участвовал. Генеральный директор в качестве интервьюера не всегда хорошая идея: руководителям бывает трудно спокойно отнестись к тому, что происходит в коллективе. А эмоции тут не нужны.
3. Настрой
Exit interview — это не прощание влюбленных и не попытка наказать увольняющегося фразами вроде «И что же тебе у нас не понравилось? Ты на себя посмотри!». Задача выходного собеседования — сделать работу остальных комфортнее, а компанию успешнее. Представьте, что бывший сотрудник — ваш постоянный клиент, у которого возникли претензии. Для того чтобы услышать правду, нужно слушать, а иногда и соглашаться с чем-то неприятным.
Скидки до 50% для тех, кто продолжает нанимать
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
При приеме на работу эйчар начинает разговор с обсуждения резюме соискателя — это логично и удобно. Перед выходным интервью сотрудника также стоит попросить заполнить небольшую анкету.
Предложите работнику отметить, насколько он удовлетворен условиями труда, атмосферой в коллективе, зарплатой, отношением начальства и т. д. Ответы позволят оценить эмоциональное состояние собеседника и дадут отправную точку для экзита:
«Вы поставили отрицательные отметки по всем пунктам, но что вам не нравилось больше всего?»
или:
«Спасибо за честные ответы. Давайте конкретнее обсудим вот этот пункт».
Если штат в вашей компании неоднороден по уровню образования и компетенциям, следует составить несколько вариантов анкеты: одну для инженеров, другую для продавцов, третью для водителей.
Что не стоит обсуждать
Личные и семейные трудности работника
Если человеку нужно поддержка — ее стоит оказать, но превращать exit в сеанс психотерапии не следует. Сосредоточьтесь на рабочих моментах.
Других сотрудников
Даже если причиной увольнения стал личный конфликт с кем-то из коллег, не следует говорить только об этом человеке.
Условия, на которых человек мог бы остаться в компании
Выходной разговор не должен затрагивать тему повышения зарплаты, новой должности, улучшения условий труда.
Что не стоит обсуждать
Каждый, кто увольняется, может сравнить свое изначальное представление о работе у вас (когда он только пришел в компанию) с реальностью. Одна из задач выходного интервью — понять, насколько представления соискателей об HR-бренде совпадают с тем, что думают сотрудники.
Узнайте:
насколько просто человеку было влиться в коллектив;
какие моменты ему больше всего понравились;
есть ли вещи, которые он хотел бы знать до начала работы в компании;
с какими приятными и неприятными неожиданностями ему пришлось столкнуться.
Еще одна важная тема — соответствует ли то, что обещает компания при найме, действительным условиям. Выходной разговор может показать, что какой-то из отделов работает не совсем так, как вы пишете в вакансии.
Спросите:
«Как бы вы организовали работу отдела, если бы были руководителем?»
«Были ли у вас дополнительные обязанности, не прописанные в договоре?»
«Какая часть работы была для вас наиболее тяжелой/неприятной?»
«Кто-либо из коллег поступал с вами несправедливо?»
Уволенные сотрудники часто испытывают негатив по отношению к компании, но и у них были радостные дни — об этом тоже нужно задать вопросы во время exit:
«Какой корпоратив вам больше всего понравился и почему?»
«Что вы считаете своим главным достижением за время работы?»
«За что вас хвалило руководство? С чем поздравляли коллеги?»
«Чему вы научились за время работы?»
Если известно, что человек переходит в другую компанию или к конкурентам, важно понять, как его переманили.
Уточните:
когда он стал задумываться о смене места работы;
что стало для него главным фактором при выборе нового места работы;
в чем конкурентные преимущества компании, в которую он уходит;
есть ли, с его точки зрения, у вашей компании нераскрытый потенциал и в чем он заключается.
Во время выходного интервью порой открывается информация о махинациях и воровстве. Менеджер по продажам может рассказать, как в отделе коллеги перекидывают друг другу клиентов, чтобы кто-то один перевыполнил план и поделился с остальными премией: работник склада — о сговоре со службой безопасности; водитель — о хитростях с карточками на бензин. Это ценная информация, но слепо полагаться на нее нельзя: нужно всё тщательно проверить.
Если возникли подозрения, что кто-то в компании ведет себя не совсем честно, стоит поинтересоваться:
«Есть ли в команде кто-то, кому напрасно платят зарплату?»
«Случались ли ситуации, когда работники компании обманывали клиентов?»
«Какие слабые места есть в нашей системе безопасности?»
«Сталкивались ли вы с нарушениями трудового законодательства в отношении вас или ваших коллег?»
Не откладывайте анализ выходного разговора на потом. Сразу по окончании составьте небольшой отчет, отметив негативные и позитивные моменты, названные сотрудником.
2
Собирайте статистику. Данные, полученные в ходе exit с одним сотрудником, могут ни о чем не говорить, но если какие-то моменты будут повторяться в анкетах у других — на них стоит обратить внимание.
3
Информацию о воровстве и махинациях нужно проверять сразу.
4
Возможно, будет полезно провести добровольное анкетирование других работников компании — чтобы сравнить их ответы с теми, которые дают увольняющиеся. Это поможет оценить настроения в команде.