Как давать обратную связь сотрудникам, не снижая их мотивацию

Чтобы сотрудники развивались и работали лучше, важно давать им фидбэк: отмечать достижения и указывать на ошибки. Но не все руководители делают это грамотно. Например, есть те, кто не считает нужным хвалить сотрудников — ведь они получают зарплату, а значит, по умолчанию должны работать хорошо. Другие менеджеры, наоборот, не знают, как подступиться к критике: скажешь что-нибудь не то — и сотрудник решит, что его не ценят. 

В статье поговорим о том, зачем в принципе нужна обратная связь, какой она бывает и как давать ее, не демотивируя команду. 
01 июля 2025 года
Александра
Смаракова
автор статей
Рассказываем, зачем давать фидбэк и как делать это правильно
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Почему обратная связь так важна
Прежде всего обратная связь напрямую влияет на профессиональное развитие сотрудников и их мотивацию:
Если сотрудник не видит своих ошибок и не понимает, как их исправить, он вряд ли станет работать лучше. По данным сервиса Работа.ру, четверти российских сотрудников для профессионального развития не хватает именно качественной обратной связи от руководства.
При этом важно давать фидбэк корректно. Если руководитель просто говорит что-то вроде «надо всё переделать», резко критикует сотрудников или игнорирует достижения, это демотивирует команду. А вот справедливая, обоснованная и регулярная обратная связь, наоборот, повышает вовлеченность — по данным Gallup, на 8−18%.
Благодаря грамотной обратной связи компания получает заинтересованных и компетентных сотрудников, которые доверяют руководству. В результате растет производительность, а с ней и прибыль. Кроме того, компании, где руководители регулярно и конструктивно дают фидбэк, обычно более гибкие. Им проще адаптироваться к изменениям на рынке и желаниям клиентов, поскольку они могут быстро корректировать подходы и вовремя решать проблемы в процессах и проектах.
Какой бывает обратная связь
Есть несколько классификаций. На наш взгляд, самая важная основана на целях: что вы хотите получить, когда даете фидбэк? По этому критерию можно выделить три вида обратной связи:
Поддерживающая. Задача — показать сотруднику, что у него получается хорошо, и отметить его достижения.
Развивающая. Задача — подсветить сотруднику зоны роста: какие навыки стоит прокачать и почему.
Корректирующая. Задача — указать сотруднику на конкретные ошибки и проблемы в работе так, чтобы он смог их исправить.
Используйте все три вида обратной связи в комплексе. Если вы будете говорить только о пробелах в навыках и об ошибках, начнутся проблемы с мотивацией. Но если говорить только о достижениях и избегать любой критики, сотрудники не будут развиваться.
Как понять, что с обратной связью есть проблемы
Вряд ли есть компания, где сотрудники не получают совсем никакой обратной связи. Но как руководителю понять, что стоит уделить этому больше внимания или пересмотреть подходы? Вот несколько признаков:
Сотрудники не исправляют ошибки, на которые вы уже указали. Причина может быть в непонимании, в чем конкретно проблема, как ее решить и почему это важно.
Встречи с руководством — это всегда сильный стресс для команды. Если вы сообщаете о встрече и видите панику в глазах сотрудника, скорее всего, человек сразу думает о жесткой критике или еще чем-то не слишком приятном. Да, иногда люди просто бывают слишком тревожными и любая беседа с руководителем для них стресс. Но если сотрудники явно нервничают слишком сильно, вероятно, подходы к фидбэку стоит скорректировать.
Вы не помните, когда в последний раз хвалили сотрудников или отмечали их сильные стороны. Это не только демотивирует само по себе, но и обесценивает развивающую и корректирующую обратную связь. Сотрудники не получают признания и считают, что к ним в принципе относятся несправедливо, а значит, и критику не стоит воспринимать совсем уж всерьез.
Какие модели обратной связи может использовать руководитель
Чтобы обратная связь была сбалансированной и эффективной, необязательно придумывать собственные подходы. Можно опираться на готовые модели. Разберем самые популярные.
«Бутерброд»
В этой технике три слоя обратной связи:
1
поддерживающая,
2
корректирующая или развивающая,
2
поддерживающая
Руководитель сначала хвалит сотрудника, потом говорит о зонах роста и завершает всё на позитивной ноте. Например: «Олег, в этом месяце ты ни разу не опоздал на работу — молодец! Но пропустил две важные планерки без предупреждения. На будущее: если ты не успеваешь на встречу, говори об этом заранее. А так — у тебя уже большие успехи в тайм-менеджменте!»

Такая сбалансированная модель подходит, когда сотрудник в целом работает хорошо, но есть что улучшить. Для разбора серьезных ошибок и проблем лучше использовать другие техники.
Модель BOFF
Здесь четыре элемента:

1
Behaviour (поведение): какие действия сотрудника спровоцировали проблему.
2
Outcome (результат): в чем суть этой проблемы.
3
Feelings (чувства, влияние): какие последствия и эмоции вызвала проблема.
4
Future (будущее): как действовать сотруднику в дальнейшем.
Например: «Маша, ты занесла в программу неправильное количество товаров в заказе. В результате клиент получил не все позиции. Теперь он хочет расторгнуть договор с нашей компанией. Давай договоримся, что в дальнейшем ты будешь перепроверять данные, перед тем как сохранять их в программе».

Эта модель подходит прежде всего для корректирующей и развивающей обратной связи. Но так можно давать и поддерживающую — просто говорить не о проблеме, а о достижении. К примеру: «Оля, ты предложила изменить дизайн сайта. Когда мы это сделали, пользователи стали проводить на нем больше времени. В результате у нас выросли заказы. В дальнейшем ждем от тебя новых идей!»
Модель SOR
В ней три составляющие:
1
Standard (стандарты): как должен работать сотрудник.
2
Observation (наблюдение): какую проблему видит руководитель.
3
Result (результат): к каким последствиям приводит проблема.
Например: «Петр, мы отправляем все письма партнерам с корпоративной почты. Но за неделю ты отправил уже несколько писем с личной. В результате партнеры их пропустили, поскольку не поняли, что это было от нас».

Такая модель используется, если сотрудник не следует регламентам. Она работает, когда регламенты действительно обоснованны, а не остаются правилами ради правил.
5 советов, как давать любую обратную связь эффективно
Совет №1. Готовьтесь к встречам
Заранее продумайте, что вы хотите обсудить с сотрудником, и составьте примерный план. Определите, на чем сделать акцент: на достижениях или на проблемах. Старайтесь выдерживать баланс и упоминать о сильных сторонах сотрудника, даже если разбираете серьезные ошибки.
Совет №2. Опирайтесь на факты
Неважно, хвалите вы сотрудника или критикуете — всё должно быть обоснованно. Если вы просто скажете: «Иван, ты молодец, продолжай в том же духе!», — человек порадуется, но вряд ли закрепит нужное вам поведение. Поэтому перед встречей соберите факты: какие показатели у сотрудника, как его работа повлияла на команду и проект, в чем конкретно его ошибки.
Совет №3. Давайте фидбэк регулярно
И лучше всего — хотя бы несколько раз в неделю. Это не значит, что надо проводить десятки встреч со всеми сотрудниками. Иногда бывает достаточно просто отметить достижение или попросить исправить ошибку в рабочем чате. Так сотрудники будут развиваться непрерывно и увидят, что вы держите руку на пульсе.
Совет №4. Будьте корректны
Даже если ошибка сотрудника стоила компании больших денег или просто вас разозлила, обсудите ее спокойно. Агрессия и резкость приведут либо к стрессу, либо к сопротивлению, а в таком состоянии человек вряд ли будет готов что-то исправлять. Поэтому рекомендуем говорить конструктивно и держать эмоции под контролем.
Совет №5. Обсуждайте решения с сотрудником
Это нужно не всегда — например, если человек нарушает регламент, можно просто сказать: «Пожалуйста, делай вот так». Но когда речь идет о развитии навыков или системных проблемах, лучше придумать план действий вместе. Спросите сотрудника, что ему поможет исправить ситуацию, каких компетенций и поддержки ему не хватает. Так решение будет учитывать реальные условия, в которых человек работает, его цели и потребности.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.