Оффер на работу: как правильно его оформить

Раньше все договоренности с кандидатом фиксировались на собеседовании. Но в последнее время многие российские компании практикуют другой подход — высылают понравившимся соискателям оффер. Рассказываем, что такое оффер от работодателя, есть ли у него юридическая сила и как правильно его оформить.
24 марта 2025 года
Александра
Смаракова
автор статей
И зачем это делать работодателю
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Что такое оффер при приеме на работу
Джоб-оффером, или просто оффером, называют формализованное предложение о работе. Его направляют кандидату на последних этапах воронки подбора, после всех собеседований и тестовых заданий. В оффер включают все условия, о которых договорились работодатель и соискатель: зарплату, график, должность и другие.

Сейчас офферы в основном высылают наиболее ценным сотрудникам — например, топ-менеджерам или уникальным специалистам. Но в некоторых компаниях и сферах, прежде всего в IT, их получают и кандидаты на линейные должности.

Кроме обычного оффера, есть также контроффер. Его делают, чтобы перебить предложение конкурента. Например, ключевого сотрудника позвали в другую компанию и надо дать ему такие условия, чтобы он остался. Или кандидат выбирает между несколькими работодателями и вы хотите сделать лучшее предложение.
Зачем нужен оффер
Даже если на финальном собеседовании кажется, что все обо всём договорились, кандидат и работодатель могут видеть эти договоренности по-разному. К примеру, эйчар говорит о зарплате, имея в виду и премии тоже, а кандидат думает, что речь только об окладе. Потом он выйдет на работу и может решить, что на собеседовании его обманули и в компании делать нечего. В итоге все деньги на привлечение и адаптацию окажутся потраченными впустую.

В оффере всё прописано четко, и это позволяет снять все недопонимания до трудоустройства. Есть и другие плюсы:
Оффер показывает, что вы настроены серьезно. Это поможет выделиться на фоне конкурентов, которые его не направляют.
Если кандидат принял оффер, скорее всего, и он тоже настроен серьезно. Можно выдохнуть и остановить поиск по вакансии — деньги и силы на наем уже потрачены не зря.
С оффером кандидат видит, что вам нечего скрывать, вы не прячетесь за размытыми формулировками на собеседованиях и уверены в своем предложении. А еще не делаете ничего незаконного вроде снижения зарплаты на испытательном сроке. Это повышает доверие к вам как к потенциальному работодателю.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymkcHW8
Что включать в оффер
В оффере указывают основные условия трудоустройства. Какие пункты должны быть обязательно:
1
Описание должности и обязанностей.
2
Дата выхода на работу. Если кандидат будет отрабатывать две недели после увольнения, не забудьте учесть этот момент.
3
Данные о команде: в какое подразделение приходит сотрудник, кто его руководитель и подчиненные (если они есть).
4
Доход: какой оклад, как начисляются премии, когда перечисляется зарплата.
5
Бонусы и компенсации: что получит сотрудник, кроме зарплаты. К примеру, компенсацию обучения, ДМС, бесплатный спортзал в офисе.

6
График: как работает компания и как будет работать новый сотрудник.

7
Формат работы: офис, удаленка, гибрид.
8
Сроки, в которые кандидат должен вам ответить.
Кроме того, в оффер стоит включить все нестандартные условия, о которых вы договорились с конкретным кандидатом. Например, он проходит лечение и ему нужно будет отпрашиваться к врачу. Или планирует свадьбу — тогда по Трудовому кодексу сотруднику положен дополнительный отпуск за свой счет.
Хотя это и прописано в ТК, включить такой пункт в оффер тоже можно — вы покажете, что соблюдаете законы и заботитесь о сотрудниках.

Дополнительные условия могут быть и со стороны работодателя. К примеру, проверка службой безопасности или испытательный срок.
Как может выглядеть оффер

ООО «Работодатель»

Уважаемый Иван!
Вы успешно прошли финальное собеседование. Мы рады пригласить вас на должность копирайтера в направление контент-маркетинга.

Что входит в обязанности:
  • писать тексты для промоматериалов и презентаций,
  • писать пресс-релизы,
  • готовить тексты о нашей продукции для внешних партнеров,
  • писать новости и другие тексты для блога на нашем сайте.
Зарплата: 80 000 рублей после вычета налогов + ежеквартальная премия при выполнении KPI.
График: с понедельника по пятницу, 9:00–18:00, перерыв на обед 1 час. Вы будете работать удаленно, но по желанию можно приходить в офис.

Мы предлагаем нашим сотрудникам бонусы и компенсации:
  • курсы и тренинги за счет компании,
  • ДМС со стоматологией,
  • компенсация проезда на корпоративные мероприятия.
Вашим руководителем будет Игорь Иванов, глава направления контент-маркетинга.

Предлагаем вам приступить к работе с 1.04.2025. Испытательный срок продлится месяц, после этого вам будет доступно корпоративное обучение и ДМС.

Ждем вашего ответа до 25.03.2025. Если вы заинтересованы в нашем предложении или у вас возникли вопросы, напишите, пожалуйста, об этом в ответном письме.

Как сделать оффер, чтобы от него не отказались
Персонализируйте свое предложение

Кандидаты не всегда прямо говорят о своих ожиданиях и потребностях. А иногда ведут себя так, как будто не считают их важными. Если замечать такие моменты и учитывать их в оффере, для соискателя это может стать важным аргументом в пользу работодателя.

Например, вы зовете в штат специалиста, который долго работал на фрилансе. Ему нужно закрыть пару проектов, но он готов выйти на работу и доделывать их в свободное время. Можно предложить ему ненадолго отложить трудоустройство, чтобы он спокойно всё закончил, — если вы готовы пойти навстречу и подождать. Так вы покажете, что компания действительно заинтересована в специалисте и может проявить гибкость.

Проведите подготовку

Если кандидату что-то не понравится, он может отказаться от оффера. Часто проблема в том, что финальные условия оказались не такими, как человек себе представлял. Либо он просто посмотрел на них свежим взглядом — ведь при чтении информация воспринимается иначе, чем в разговоре.

Чтобы кандидат не испарился в последний момент, рекомендуем направлять оффер в несколько шагов:
Сделайте преоффер. Свяжитесь с кандидатом после финального собеседования и обсудите его впечатления. О чем, как он считает, удалось договориться и что он думает об этих условиях? Так вы сможете проработать возражения кандидата до оффера и убедиться, что одинаково видите дальнейшее сотрудничество. И помните: преоффер нужен, чтобы свериться с позицией кандидата, а не пообещать ему работу. Поэтому важно аккуратно подбирать формулировки.
Предупредите кандидата, когда оффер будет готов. Лучший вариант — позвонить. Сообщите, что готовы пригласить его на работу и направите оффер в такой-то срок. Можно поздравить соискателя с тем, что он успешно прошел все собеседования и тесты.
Отправьте оффер. Советуем продублировать в начале письма ключевую информацию: должность, дату выхода на работу и сроки, в которые вы ждете ответа.
Можно ли отозвать оффер на работу и чем это грозит
Трудовые отношения начинаются, когда работодатель и сотрудник подписывают трудовой договор. Оффер не является юридическим документом, и его можно отозвать в любой момент. Но здесь есть свои риски.

Репутационные

Когда кандидат получает оффер, он рассчитывает, что работа у него в кармане. И не обрадуется внезапным отказам. Чего можно ждать:
Негативных отзывов на сайтах поиска работы, в соцсетях и на других площадках.
Проблем с репутацией в профессиональном сообществе, особенно если соискатель — высококвалифицированный специалист и к его мнению прислушиваются.
Юридические

Хотя у оффера на работу нет юридической силы, это не значит, что недовольный кандидат не пойдет в суд. Он может решить, что столкнулся с трудовой дискриминацией, то есть ему отказали не из-за деловых качеств, а по другим причинам. Судебная практика по таким вопросам неоднозначная. Например, суд может обязать работодателя всё же заключить трудовой договор. Поэтому направлять оффер, если компания в нем не до конца уверена, рискованно.
Иногда работодатель обязан нанять сотрудника:
  • тем, кто попал под сокращение или не может работать на прежнем месте по состоянию здоровья, нужно предложить другие подходящие вакансии, если они есть в компании;
  • тем, кто пришел в порядке перевода от другого работодателя, отказать в трудоустройстве нельзя.
Фактически всё это похоже на оффер, который нельзя отозвать. Но, в отличие от оффера, эти ситуации прописаны в законодательстве.
Утечка информации

Это может произойти, если в оффере плохо продуманы формулировки или фактические условия работы не соответствуют тем, что описаны в вакансии. Если кандидат решит уйти к конкурентам и показать, что предлагал несостоявшийся работодатель, для последнего это будет не слишком приятно. Поэтому мы рекомендуем следить за тем, чтобы в оффере была только та информация, которую вы готовы сделать публичной.

Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.