Релокация сотрудников: как организовать переезд и привлечь таланты
Иногда кандидат хорош всем, кроме одного: он живет не в вашем городе. Если вакансия не подразумевает удаленку, компания может остаться без ценного сотрудника. Чтобы такого не произошло, работодатели предлагают релокацию.
Рассказываем, что это такое и как организовать процесс с выгодой для всех.
17 марта 2025 года
Александра Смаракова
автор статей
И сделать это с выгодой для обеих сторон
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Что такое релокация и когда она оправданна
Релокация — это переезд сотрудника в другой город или страну по причинам, связанным с работой. В процессе компания поддерживает сотрудника — например, помогает с жильем, документами, компенсирует расходы на проезд.
Поскольку релокация, особенно длительная, — это дорого и непросто с организационной точки зрения, работодатели обычно предлагают ее самым ценным кадрам. Когда это может быть оправданно:
Есть идеальный кандидат — внешний или внутренний, — который живет в другом городе или стране, а удаленка ему (или вам) не подходит.
Компания переезжает и хочет сохранить команду.
В другой локации есть масштабные задачи, для которых нужны проверенные люди и которые нельзя решить в командировке. Например, открыть новое подразделение, перестроить процессы в действующем, обучить коллег.
Сотрудник сам просит о переводе в другой город — ради карьерного роста или по личным обстоятельствам.
Кроме того, сама возможность релокации может работать как на HR-бренд, так и на внутренние процессы. Сотрудники и кандидаты видят, что компания заинтересована в них — настолько, чтобы потратить на релокацию деньги, время и другие ресурсы. Это позволяет:
привлекать и удерживать ценных специалистов;
повышать мотивацию;
укреплять связи между разными филиалами;
предлагать больше вариантов развития карьеры.
Однако здесь есть и подводные камни. Во-первых, если человек после релокации уволится, потраченные на нее ресурсы вы уже не вернете. Во-вторых, важно учитывать интересы сотрудника. Переезд — это всегда стресс, поэтому сотрудник должен понимать, зачем лично ему ехать в другой город или страну. Мотивировать может зарплата, новая должность, интересная локация и, конечно, поддержка работодателя — релокационный пакет.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870). erid: 2RanymkcHW8
Что входит в релокационный пакет
Релокационным пакетом называют набор компенсаций, которые компания готова дать релокантам. Список чаще всего примерно такой:
помощь с поиском и оплатой жилья;
оплата билетов и транспортировки вещей;
помощь с юридическими вопросами, налогами, медицинской страховкой;
разовая материальная помощь.
Адаптируйте релокационный пакет к потребностям сотрудника. Например, если человек переезжает с семьей, можно помочь с поиском школы для детей или расширить ДМС. А при переезде в другую страну — оплатить языковые курсы.
Что предложить сотруднику, чтобы он согласился переехать
В том, что касается релокации, статистика довольно оптимистична: согласно исследованию Работы.ру, 79% россиян готовы рассмотреть такую возможность. Но это не значит, что сотрудник или кандидат примет любое ваше предложение:
Главный аргумент в пользу переезда — рост зарплаты. Это важно для 79% из тех, кто готов к релокации.
На втором месте проживание: 76% ждут, что работодатель обеспечит жильем.
Еще один важный фактор — город. 38% потенциальных релокантов обращают внимание на инфраструктуру, 35% — на климат, 28% — на экологию. Среди других ожиданий — активная культурная жизнь и развитое профессиональное сообщество. При этом 40% опрошенных готовы переехать в Москву и столько же — в Санкт-Петербург.
Как организовать релокацию
Перед тем как перейти к инструкции, расскажем о требованиях законодательства. Если вы релоцируете сотрудника, а не кандидата, предупредите его в письменной форме минимум за два месяца. Сотрудник может отказаться от переезда — тогда у вас будет два варианта:
оставить всё как есть;
предложить ему другие вакансии, для которых он подходит по опыту, навыкам и состоянию здоровья. Если сотрудник откажется от таких вакансий, с ним можно расторгнуть трудовой договор.
Вероятность отказа растет, если сотрудник узнаёт о релокации внезапно. Иногда подготовить человека к этой новости практически невозможно. Например, компания закрывает филиал и срочно переводит всю команду в другой город. Но в большинстве случаев релокацию можно организовать так, чтобы и сотрудник (кандидат), и работодатель остались довольны. Давайте посмотрим, как это сделать.
Шаг 1. Определите цели релокации
Прежде чем говорить о переезде с сотрудником, подумайте, зачем это компании. Есть ли варианты проще, например перевести человека на удаленку, или без переезда не обойтись? Релокация — это всегда дополнительные расходы, и важно четко понимать, насколько они оправданны.
Продумайте также, что именно вы предложите сотруднику:
куда и на какой срок надо будет переехать;
изменятся ли обязанности и как;
вырастет ли должность или зарплата;
что входит в базовый релокационный пакет.
По ТК работодатель обязан компенсировать расходы на переезд работника с семьей и перевозку имущества, а также расходы по обустройству на новом месте.
Шаг 2. Поговорите с сотрудником
Расскажите обо всём, что сформулировали на предыдущем этапе. Лучше сделать это хотя бы за три месяца до релокации. За два месяца сотрудника нужно предупредить официально, а дополнительный месяц нужен для всех размышлений, обсуждений и согласований.
Обязательно спросите сотрудника, как компания может помочь ему с переездом и адаптацией. Это позволит подстроить релокационный пакет под потребности работника, и тот с большей вероятностью согласится на переезд.
Шаг 3. Спланируйте и проведите релокацию
Предположим, сотрудник готов переехать и вы договорились, как компания ему в этом поможет. Теперь надо составить четкий план: что конкретно нужно сделать и в какие сроки. Вот чек-лист, на который можно опираться:
1
Оформление документов. В трудовом договоре должно быть указано место работы, зарплата и другие условия. Если что-то меняется, нужно прописать это в приложении. Кроме того, придется подготовить приказ о переводе и занести информацию в трудовую книжку. Если речь о кандидате, а не уже работающем сотруднике, условия релокации можно сначала прописать в оффере.
2
Инструктирование сотрудника. Объясните, как будет проходить релокация и к кому идти, если что-то непонятно. Лучше, чтобы сотрудник обращался по всем вопросам к одному человеку, — это упростит процесс для всех.
3
Организация переезда. Здесь всё зависит от релокационного пакета. Обычно работодатели помогают с логистикой, поиском жилья, страховкой, юридическими вопросами, в том числе с уплатой налогов.
4
Адаптация на новом месте. И новичкам, и опытным сотрудникам после релокации понадобится онбординг. Нужно познакомить их с коллегами, рассказать о процессах и обязанностях, провести экскурсию по офису. Можно помочь релокантам сориентироваться в городе: рассказать, что посмотреть, куда идти за покупками и так далее. Это ускорит и упростит адаптацию, особенно если человек переехал в другую страну.
5
Форс-мажоры. Ситуации бывают разными. Например, сотрудник захочет вернуться или переезд затянется из-за проблем с документами. Подготовиться к таким ситуациям почти невозможно. Поэтому важно поддерживать контакт с сотрудником и сразу реагировать, если понадобится помощь.
6
Обратная связь. Когда сотрудник уже обустроится на новом месте, запросите фидбэк. Как прошел переезд? Что понравилось, чего не хватило? Может ли компания помочь с чем-то сейчас? Это полезно, чтобы улучшить процессы в будущем.