Как платить налоги за сотрудников
Что платить и как сэкономить
Как платить налоги и взносы за сотрудников так, чтобы и не переплатить, и не получить штрафы от ФНС? Разбираемся вместе с директором онлайн-бухгалтерии «Небо» Артемом Туровецом.
Тимур Слободин
Общался с экспертом
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Индивидуальный предприниматель начинает платить налоги за сотрудника сразу после того, как примет его на работу. Появление первого наемного работника сразу же делает ИП работодателем с дополнительными обязанностями.

Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец напоминает, что в случае с ООО ситуация немного другая:
Если зарегистрировать ООО, то там сразу появляется сотрудник — это генеральный директор. Поэтому автоматом придется отчитываться по налогам. Это требование законодательства.
Какие налоги и взносы нужно платить?
Работодатель по закону обязан платить налоги (13%) и страховые взносы (30%), и вместе они составляют 43% от того, что получает работник на руки.

Распределяется это так:
НДФЛ (налог на доход физических лиц) — 13%;
ОПС (обязательное пенсионное страхование) — 22%;
ОМС (обязательное медицинское страхование) — 5,1%;
ВНиМ (временная нетрудоспособность и материнство) — 2,9%;
НСиПЗ (несчастные случаи и профессиональные заболевания) — в пределах 0,2%.
Если зарплата сотрудника — 30 тысяч рублей, то он получит на руки 26 100, а работодатель в целом потратит 39 060 рублей.
НДФЛ — это деньги работника, 85% от которых поступает в региональный бюджет, а 15% — в местный. В некоторых странах этот налог платят сами сотрудники. Они получают зарплату, а в конце года заполняют декларацию и отправляют деньги в бюджет. В России этот процент удерживает работодатель.

Остальные взносы идут на оплату больничных, декретов, пенсий. То есть работодатели скидываются, чтобы у государства были деньги на социальные выплаты. Поэтому важно, чтобы зарплаты были белые, ведь так в бюджет поступит больше денег.

Артем Туровец подчеркивает, что недостаточно оплатить налоги и взносы:
Кроме этого, нужно отчитываться о кадровом составе работников. Каждый месяц до 15-го числа работодатели сдают отчет СЗВ-М с информацией о каждом сотруднике. Плюс с 2021 года ввели электронные трудовые книжки. Поэтому появился отчет СЗВ-ТД. Его сдают при приеме, увольнении и кадровых перемещениях. Сделать это надо в первые два дня после изменений, иначе предприниматель получит штраф.
Для оплаты налогов и отправки отчетов используют декларации по форме контролирующих органов. Их можно скачать на сайтах ведомств; также для сдачи отчетности используются онлайн-сервисы.
Что будет, если не заплатить налоги и взносы?
Это нарушение налогового законодательства, и за него предусмотрены штрафы. Самое серьезное наказание грозит за просрочку НДФЛ. Если работодатель выплатил зарплату и не перечислил налог на доходы на следующий рабочий день, то компания получит штраф — 20% от суммы налога.

За просрочку взносов санкции не такие существенные. Каждый день идут пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка. Это впервые 30 календарных дней, затем пени увеличиваются до 1/150 ставки.

Поэтому НДФЛ платят сразу, а взносы иногда задерживают. Потому что пени меньше, чем кредит в банке. Если у компании в данный момент нет денег, то взносы она оплачивает позже.

Государство штрафует и за просрочку отчетов. Если не сдать СЗВ-М, то придется заплатить 500 рублей за каждого сотрудника. То есть если в отчете будет 10 сотрудников — это уже пять тысяч. Согласитесь, немало. Поэтому иногда Пенсионный фонд даже обзванивает и предупреждает, что нужно сдать отчет. Другие нарушения караются не так жестко — штраф обычно составляет не более тысячи рублей за весь отчет.
Как сократить налоги и взносы?
Нужно различать законные возможности и серые схемы. Если вы пытаетесь сократить налоги, то действуйте в рамках закона. К сожалению, предпринимателям часто дают советы, которые могут привести к санкциям со стороны ФНС, так что нужно быть очень внимательными.

Давайте разберемся, что делают чаще всего:
Оформление по договору гражданско-правового характера
Главная экономия в том, что работодатель не обязан создавать рабочее место. Кроме этого, есть возможность немного сэкономить на взносах. При оформлении по ГПХ не отчисляют деньги за травматизм, материнство и временную нетрудоспособность. Все остальные налоги и отчисления придется заплатить.
Сотрудничество с ИП
Этот способ был популярен некоторое время назад, но сейчас его редко используют. Потому что появились самозанятые. Тем не менее если сотрудник становится индивидуальным предпринимателем, то отпадает обязанность тратить 13% на налоги и 30% на взносы. ИП платит 6% по «упрощенке» с каждой выплаты. Этот процент берет на себя работодатель, то есть он добавляет к зарплате сотрудника сумму на выплату налога.

Но у ИП есть еще обязательные страховые взносы. В 2021 году в бюджет придется заплатить 40 874 рубля — однако даже эта сумма будет меньше, чем выплаты с зарплаты за год.

Договор с физическим лицом нужно составить так, чтобы не было признаков трудовых отношений. Плюс такой сотрудник в любой момент может не выйти на работу, и наказать его невозможно. Впрочем, уволить его также можно легко.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Сотрудничество с самозанятыми
Сегодня это самый удобный способ сэкономить на налогах. При сотрудничестве с юридическими лицами самозанятые платят всего 6%. Достаточно получить чек — и больше никаких отчетов. Но есть проблема. ФНС запрещает самозанятым сотрудничать с бывшими работодателями, если после увольнения не прошло более двух лет. Поэтому не получится уволить сотрудника и заключить с ним договор как с плательщиком налога на профессиональный доход. Это трактуется как уход от налогов.
Зарплата в конвертах
К сожалению, в России это не редкость. По данным Совета Федерации, 30−40% россиян получают серую зарплату. Этот способ лучше не применять, потому что предприниматель сразу же переходит в зону черной экономики. В дальнейшем вряд ли получится вести все дела честно. Для выплаты зарплаты придется как-то обналичивать деньги и использовать другие незаконные схемы. Всё это — угроза санкций со стороны ФНС. И может закончиться не только штрафом, но и уголовным делом.

Артем Туровец подчеркивает, что ФНС весьма изощренно подходит к отслеживанию нарушителей:
Налоговики прекрасно видят бизнес. Например, сегодня из компании уволились 15 сотрудников, а завтра они стали ИП и оформили договоры с бывшим работодателем. Конечно же, в ФНС это видят, но это не значит, что они завтра же придут с проверкой. Если бизнес небольшой и на налоги уходит 100 рублей, то его вряд ли сразу тронут. Вот когда бизнес вырастет и возможная сумма доначислений налогов увеличится в несколько раз, то появится интерес и со стороны ФНС. Будет проверка, найдут нарушения, доначислят налоги и выпишут штрафы. Итоговая сумма будет больше, чем предприниматель уплатил бы в качестве налогов.
Как еще можно сэкономить
Лучше всего тщательно изучить систему налогообложения вашего бизнеса. Практически в каждой системе есть возможность уменьшить отчисления. Например, стоимость патента уменьшается на страховые взносы, для IT-компаний работает налоговый маневр, в УСН налог уменьшают на сумму затрат. Это легальные и работающие способы, которые не вызовут подозрений со стороны ФНС.

Реальность такова, что на налоговые платежи уходят внушительные суммы. Поэтому нужно тщательно продумывать бизнес-стратегию, чтобы все эти выплаты не приводили к критическим ситуациям.
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.