Юлия Корочкина
Директор по персоналу ТСТН
Как рост вовлеченности сотрудников увеличил прибыль на 20%
Высокий уровень вовлеченности команды помогает быстро и качественно решать самые нетривиальные бизнес-задачи, оптимизировать процессы и получать больше прибыли. А еще облегчает подбор и адаптацию персонала.
Кейс торговой сети «ТЕХНОНИКОЛЬ»
25 мая 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Директор по персоналу «Торговой сети „ТЕХНОНИКОЛЬ“» (ТСТН) Юлия Корочкина рассказала:
1
как за три года компании удалось повысить вовлеченность сотрудников более чем на 13% и снизить текучесть с 40 до 22%,
2
как это повлияло на общие результаты и прибыль.
Что такое вовлеченность персонала
Вовлеченность — это состояние, в котором сотрудник осознанно, с удовольствием и радостью выполняет работу наиболее эффективным образом, готов прилагать максимум усилий для лучшего результата.

Вовлеченность необходимо рассматривать в комплексе с лояльностью, но не стоит эти понятия смешивать.

Лояльность — преданность руководителю, компании и ее ценностям, команде. При этом лояльный сотрудник может быть непродуктивным, держаться в стороне от новых проектов, неохотно проявлять инициативу.

А вовлеченный человек может не разделять ценности компании и легко уйти в другую, если получит выгодное предложение. Но при этом будет показывать прекрасные результаты.

На уровень вовлеченности влияют:
внутренний настрой работника: любовь к профессии, стремление приносить пользу;
среда и процессы, которые для него сформированы в компании: помогают ли они эффективно справляться с поставленными задачами или препятствуют этому.
Высокая вовлеченность сотрудников гарантирует компании экономическую выгоду.
10 метрик, по которым мы оценивали уровень вовлеченности сотрудников ТСТН:
1. Руководитель
Компетентный управленец создает в команде атмосферу доверия, вдохновляет сотрудников, ставит понятные задачи и проводит короткие, но эффективные совещания. Это помогает людям поэтапно решать стоящие перед ними задачи и сильно влияет на вовлеченность.
2. Понимание стратегии компании
Когда оно есть, каждый член команды видит свой вклад. Удовлетворенность от работы растет. По оценкам экспертов, компании, в которых сотрудники понимают и разделяют общую стратегию, тратят до 79% меньше ресурсов на достижение целей.
3. Признание заслуг
Недостаток похвалы демотивирует сотрудников — особенно это характерно для молодежи. Но важно соблюдать баланс и хвалить обоснованно, честно и своевременно.
4. Обратная связь
Грамотный фидбэк от руководителя помогает сотрудникам чувствовать себя частью команды и ощущать собственный рост.
5. Прозрачность рабочих процессов
Сотрудник должен понимать, где находятся границы его ответственности.
6. Готовность к изменениям
Современный бизнес невозможен без изменений и новшеств. Но от реакции команды во многом зависит успешность их внедрения. Невовлеченные сотрудники не заинтересованы в проектах развития.
7. Карьера
Одна из частых причин увольнения — отсутствие карьерного роста. А продвижение по карьерной лестнице повышает уровень вовлеченности.
8. Коллеги
Доверительные отношения в коллективе, совпадение ценностей и взглядов напрямую влияют на вовлеченность.
9. Work-life balance
Его отсутствие также может стать причиной увольнения. Сотрудники, не соблюдающие баланс между жизнью и работой, чаще сталкиваются со стрессом, быстрее выгорают и менее продуктивны.
10. Оплата и условия труда
Это очень важное направление. Но есть нюанс: если сотрудников устраивают оплата и условия труда, то невозможно повысить уровень вовлеченности, улучшив только эту метрику.
Чем вредна низкая вовлеченность
Согласно исследованию института Gallup, невовлеченные сотрудники:
не понимают особенностей продуктов компании и не могут назвать ее преимущества перед конкурентами,
на 20% менее продуктивны,
на 41% чаще совершают ошибки в работе.
В то же время вовлеченные сотрудники работают с клиентами на 25% эффективнее и в среднем приносят на 20% больше прибыли.

В исследовании компании Happy Job приведено сравнение двух департаментов одной компании, сотрудники которых отличались по уровню вовлеченности на 7 п. п. Департамент с более низкими показателями в течение года потерял на 26% больше клиентов, и те жаловались на равнодушное отношение сотрудников и неумение презентовать продукт.

Кроме того, при низком уровне вовлеченности команды фокус внимания руководителя смещается от принятия управленческих решений к регулярному контролю подчиненных. Он требует массу отчетов, сотрудники тратят время на их заполнение в ущерб работе с клиентами. В итоге эффективность бизнес-процессов падает.
Как работают с вовлеченностью в ТСТН
Команда ТСТН насчитывает более полутора тысяч сотрудников более чем в 100 городах трех стран присутствия. Компания экстенсивно развивается, и при внедрении новых проектов текучесть персонала могла возрасти. Чтобы избежать этого, мы поставили задачу увеличить вовлеченность до 80%, а также укрепить лояльность сотрудников. Нам важно было убедить людей, что компания неравнодушна к их интересам и открыта для новых идей, которыми они могут поделиться.

Мы провели серию первичных опросов — это помогло определить точку отсчета и выявить проблемные зоны. Вопросы для сотрудников готовились при помощи платформы Happy Job. Затем директор по персоналу встретился с руководителем каждого подразделения, чтобы обсудить, как работать со слабыми сторонами и улучшать показатели.

По итогам беседы тимлиды писали план действий и утверждали его с HRD. Всего мы провели примерно 90 таких встреч: как правило, они длились один-два часа и проходили онлайн.
Мы запустили несколько проектов для улучшения ключевых метрик вовлеченности:
1. Корпоративный университет «Академия директоров»
Поступить в академию могут только те сотрудники ТСТН, кто получил рекомендацию от своего руководителя. Обучение включает лекции, домашние задания, летнюю практику, защиту диплома на реальном проекте развития, который предварительно согласовывается с генеральным директором компании.

«Академия директоров» развивает знания и навыки, которые будут полезны как топ-менеджерам, так и мидл-руководителям: понимание бизнес-процессов и причинно-следственных связей, стратегическое видение. Мы сформировали из них кадровый резерв вовлеченных сотрудников, разделяющих ценности компании, амбициозных, готовых участвовать в развитии. Таких людей могут в любой момент отправить на усиление того или иного блока. В частности, коллеги подписывают согласие на переезд.

Влияет на метрики: «Руководитель», «Стратегия», «Рабочие процессы», «Внедрение изменений», «Карьера».
2. Карьерная среда
Проект предполагает карьерное консультирование и индивидуальные планы развития (ИПР) для каждого сотрудника.

ИПР нужны для того, чтобы подтянуть недостающие компетенции. Мы редко приглашаем на руководящие позиции людей извне: как правило, «растим» на них внутри компании. Так что индивидуальное развитие — важная стадия на пути к новым достижениям.

Влияет на метрику «Карьера».
3. Школа тренеров
Каждый сотрудник может передавать свои знания и навыки коллегам. В выигрыше все — и те, кто готов и хочет быть наставником, и их коллеги, которым важно учиться у практиков и получать практически применимые знания и навыки.

Влияет на метрики: «Коллеги», «Баланс», «Карьера».
4. Рационализаторство
Любой сотрудник может предложить свою идею развития и раскрыть, в чем ее польза для компании. Еженедельно собирается комиссия, которая рассматривает все предложения и принимает решение, действительно ли то или иное нововведение положительно скажется на показателях работы. Если идею внедряют, то ее автор получает премию.

Влияет на метрики: «Стратегия», «Рабочие процессы», «Внедрение изменений», «Карьера».
5. Признание
Сотрудники часто отмечали, что им не хватает похвалы от руководителей. А тимлиды — что боятся перехвалить своих подчиненных. Чтобы изменить ситуацию, мы обучили руководителей коуч-подходу. Это способ признавать заслуги сотрудников без страха переборщить, структурированно и по делу.

Влияет на метрики: «Коллеги», «Признание заслуг», «Обратная связь».
Что получилось в итоге
За три года нашего эксперимента:
текучесть персонала снизилась на 19,8%;
вовлеченность не опускалась ниже 80% (а максимально достигла 90,8%);
лояльность увеличилась до 88,9%, прибавив более чем 10 п. п.;
не более 5% новичков увольняются по собственному желанию во время испытательного срока;
прибыль от продаж выросла на 20%, так как менеджеры по продажам стали работать эффективнее.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.