Елена Тимофеева
Автор
10 книг о том, как построить HR-бренд компании
HR-бренд — это ассоциация, которая сразу же возникает у соискателя, когда он слышит название компании. Работу над позитивным HR-брендом обычно возлагают на руководителей HR-подразделений или на единственного в компании HR-специалиста.

Мы сделали подборку книг про HR-брендинг, написанных российскими и зарубежными экспертами.
От российских и зарубежных авторов
5 июня 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Большинство книг на русском, но есть и бонус — список для знающих английский. Нельзя не учитывать тот факт, что именно международные корпорации когда-то придумали брендинг и HR-брендинг и разложили эти понятия по полочкам задолго до того, как о построении бренда задумались в российских компаниях.
«HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала»
Автор: Руслан Мансуров, к. э. н., директор по управлению персоналом, эксперт-практик в HR-брендинге.
О чем книга? О подходах к построению бренда работодателя, которые успешно применяются на практике, в том числе в российских компаниях. О том, как побеждать в конкурентной борьбе за сильных специалистов — которая, вопреки популярному мнению, лишь усилилась на фоне кризисных явлений в экономике.
Уровень сложности: для опытных практикующих специалистов.

Почему стоит прочесть:
Автор предлагает четкий алгоритм построения HR-бренда.
Аргументированно доказывает, что HR-брендинг не дань моде и не способ раздуть бюджет, а эффективный инструмент работы с сотрудниками и имиджем компании на рынке труда.
Книга не навязывает «обязательность» бренда — наоборот, подсказывает, когда и в каких случаях о нем можно или стоит задуматься.
Вы узнаете о типичных ошибках, которые мешают компаниям построить HR-бренд (и вместе с тем портят репутацию термина).
Почему может не понравиться:
HR-брендинг описан недостаточно комплексно, мало внимания уделяется работе с вовлеченностью, мониторингу и улучшению онлайн-имиджа.
Книга 2011 года, потому не охватывает глобальные явления последних 10 с лишним лет: пандемию, санкции, развитие искусственного интеллекта и др.
Не мелочь и приятно:
Без воды и абстракций.
Много примеров из практики, есть кейсы.
Слог легкий и слегка ироничный.
«Ловушки HR-брендинга. Как стать лучшим работодателем для сотрудников и кандидатов»
Автор: Светлана Иванова, бизнес-тренер и автор 17 книг-бестселлеров, эксперт в области управления персоналом.
О чем книга? Обо всём, что может пойти не так при построении бренда работодателя. О нюансах, которые игнорируют авторы книг с алгоритмами и кейсами.
Уровень сложности: для начинающих и продолжающих.

Почему стоит прочесть:
Чужие ошибки могут сэкономить время, а рекомендации и лучшие практики (в формате кейсов) помогают научиться строить HR-бренд, поэтому ими автор тоже делится.
Книга вышла в 2023 году, поэтому в ней описано много актуальных проблем и ситуаций.
Почему может не понравиться: опытным эйчарам, работающим в компаниях с развитым HR-брендом, книга может показаться поверхностной, а подход — упрощенным.
Не мелочь и приятно:
Простой слог.
Есть образцы опросников и анонсов вакансий.
«HR-бренд без бюджета. 100 шагов к компании мечты без больших затрат на продвижение»
Автор: Елена Русанова, эксперт в области HR, PR и маркетинга, автор онлайн-школы по брендингу работодателя HR-ME.
О чем книга? О создании и продвижении HR-бренда — силами собственной команды, с минимальными затратами, без привлечения внешних консультантов или сторонних провайдеров. О том, как на практике связать HR-бренд со стратегическими целями компании.
Уровень сложности: для начинающих.

Почему стоит прочесть:
В книге много практических инструментов формата «бери — делай» — при этом достаточно универсальных, подходящих для построения бренда компании в любой отрасли.
Книга мотивирует пробовать, так как автор не стремится «нагнетать», пугать описанием проблем, ловушек и трудностей.
Приоритетным направлением HR-брендинга автор считает внутренний брендинг: вовлекать, изучать, выходить на открытый диалог, так чтобы люди сами становились соавторами HR-бренда, а не критиками. И приводит конкретные инструменты для решения этих задач.
Почему может не понравиться: опытным эйчарам может не хватить глубины и выстроенных взаимосвязей.
Не мелочь и приятно:
Без воды.
С примерами.
С юмором.
«HR-квест: как сделать сотрудников адвокатами бренда»
Авторы: Михаил Воронин, Дарья Кабицкая, Тихонова Наталья — руководители и специалисты агентства стратегических событий «Подъёжики».
О чем книга? О том, как переосмыслить и усилить бренд компании. Также о том, как может выглядеть пошаговый план действий по превращению «обычной» компании в такую, в которой хотелось бы работать самым талантливым и востребованным сотрудникам.
Уровень сложности: для начинающих и опытных (как информация к размышлению).

Почему стоит прочесть:
Книга написана в жанре бизнес-романа. Есть сюжет, путь и развитие героини, присвоенные ей мысли и инсайты автора. Если устали от нон-фикшен-литературы — книга обеспечит передышку (но с пользой).
Оригинальная подача делает информацию более интересной и понятной.
Почему может не понравиться: не всем нравится жанр бизнес-романа. Одним не хватает «романа», другим — «бизнеса». Если не читали прежде ничего подобного, будьте готовы удивиться или разочароваться.
«Бренд работодателя. Лучшее из бренд-менеджмента — в работу с кадрами»
Авторы: Саймон Бэрроу, Ричард Мосли — эксперты по HR-брендингу.
О чем книга? Об основах и предпосылках HR-брендинга, а также о практических шагах, необходимых для успеха в этом направлении.
Уровень сложности: для тех, кто копает глубоко.

Почему стоит прочесть:
В книге приводится много исследований и актуальных (на момент ее выхода) практических инструментов.
Примеры, на которых авторы предлагают учиться, буквально энциклопедические: Tesco, Reuters, Walmart, British Airways, Marks & Spencer, Greggs plc, Procter & Gamble и др.
Почему может не понравиться: книга вышла в России в 2007 году (а за рубежом еще раньше), поэтому в некоторых аспектах морально устарела. С тех пор, уже в 2014 году, Ричард Мосли выпустил еще одну книгу, которая в России не вышла, — «Управление брендом работодателя: практические уроки от ведущих мировых работодателей» (Employer Brand Management: Practical Lessons from the World’s Leading Employers).
Где купить: Ozon.
Бонус для знающих английский
Ниже пять популярных в англоязычном сегменте книг по HR-брендингу от признанных экспертов. В отличие от книг на русском, бо́льшая часть списка — для опытных бренд-строителей.
Авторы: Ричард Мосли, Ларс Шмидт
В книге предложены советы о том, как создать, масштабировать и измерить привлекательность HR-бренда, — причем изложено всё в максимально простой и понятной форме. Книга идеально подойдет, если не хотите копать глубоко, но интересуетесь различиями в российском и зарубежном подходах (кроме того, получили базу для сравнения, прочитав книги из списка выше).
Авторы: Брайан Адамс, Шарлотта Маршалл
Авторы переосмысливают концепцию EVP и хотят донести идею: «Хватит соблазнять кандидатов деньгами, „плюшками“ и престижем — вместо этого привлекайте их совпадением ожиданий и реальности и отсекайте лишних». В книге рассказывается, как создать «умный фильтр» для кандидатов, правильно ответить на волнующие их вопросы, развить и подчеркнуть сильные стороны компании.
Авторы: Гита Рана, Шивани Агарвал, Равиндра Шарма
Авторы переосмысливают концепцию EVP и хотят донести идею: «Хватит соблазнять кандидатов деньгами, „плюшками“ и престижем — вместо этого привлекайте их совпадением ожиданий и реальности и отсекайте лишних». В книге рассказывается, как создать «умный фильтр» для кандидатов, правильно ответить на волнующие их вопросы, развить и подчеркнуть сильные стороны компании.
Автор: Симон Кейнц
Автор разработала модель, которая описывает драйверы HR-брендинга. Кроме того, придумала и проверила на практике шкалу оценки силы внешнего бренда работодателя (EXEBS-Scale), позволяющую изучать влияние отдельных факторов и задействовать их в процессе HR-брендинга.
Автор: Джоди Ордиони
Опираясь на свой многолетний опыт основателя брендингового и коммуникационного агентства Brandemix, автор описывает процесс создания и архитектуру сильного HR-бренда. В книге описан разработанный Brandemix процесс HR-брендинга, включая инструменты, шаблоны для мозговых штурмов и кейсы с лучшими практиками и успешным опытом клиентов агентства.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Изображения взяты с сайта giphy.com