Как первый советский стартап дошел до Кремниевой долины
5 секретов успеха, актуальных и в наши дни
Многим ли бизнесменам посвящали стихи поэты-классики? Вряд ли. А вот об IT-предпринимателе Степане Пачикове, основателе «ПараГрафа» и Evernote, написал сам Евгений Евтушенко. В издательстве МИФ вышла книга «Пионеры Кремниевой долины», в которой рассказывается, как стартап, родившийся во время распада СССР, под грохот танков, дошагал до Калифорнии.
Юлия Баяндина,
содиректор издательства МИФ
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Close
Вот те самые строчки, написанные классиком в 2010 году:

Уж если с вами мы завязли в трепе,
я расскажу о Пачикове Степе.
<...>
Среди застоя и его гниений
он был первокомпьютерщик. Был гений.

В чем состояла гениальность предпринимателя, поэт не раскрыл, но описал он Пачикова как первопроходца, сражавшегося с трудностями. Мысль Евтушенко дополнил автор книги «Пионеры Кремниевой долины» Максим Котин:
Когда ставишь по-настоящему грандиозную цель и идешь к ней, то даже благодаря неудачам на этом пути создается что-то полезное и ценное. Великий успех гения бывает побочным продуктом его великих провалов. А еще есть «прямой» успех, до которого тоже надо дойти.
Не дать человечеству поглупеть
Чтобы избежать сложностей с регистрацией компании, начинающие советские предприниматели обычно присоединялись к уже действующим кооперативам. Так поступил и Степан Пачиков, присоединив свой проект «ПараГраф» к «МикроКонтуру» — автономному подразделению строительного кооператива «Контур». Команда Пачикова не просто занималась распознаванием текста. Цель была грандиозной: не дать человечеству разучиться писать от руки и деградировать.

Навык письма развивает мозг: когда человек выводит на листе бумаге буквы, он производит сложнейшую операцию, выполнение которой требует предельной концентрации усилий. Утратив способность писать от руки, люди просто-напросто сильно поглупеют.

Программа Пачикова разрабатывалась для первоклассников. Предполагалось, что дети будут делать то, что им нравится больше всего, — играть, заставляя компьютер отгадывать, какую букву или слово они вывели на этот раз. Но при этом, сами того не замечая, они приобретут бесценный навык и разовьют мозг. Разве нормальный родитель не согласится потратить немного денег на такую программу — особенно если ее создатели доходчиво объяснят, как важно ребенку научиться писать от руки?

А там, глядишь, можно выйти и на международный рынок — и реализовать мечту об экспорте программного обеспечения из России.
Дорога на Запад
Фирма Пачикова довольно быстро стала советской версией стартап-акселератора. Она брала под опеку множество небольших команд, в которых разработчики преследовали самые разные, иногда совершенно безумные, цели, предоставляла рабочие места и решала множество организационных вопросов. Расчет был, как и во все времена, один: успех хотя бы одной идеи окупит расходы на все остальные начинания.

Затея с распознаванием рукописного текста внушала Пачикову особый оптимизм.

Команда советского стартапа начала покорять западный мир, как только у нее появилась возможность показать себя. В марте 1990 года делегация «ПараГрафа» отправилась в Ганновер на крупную отраслевую выставку CeBIT, чтобы заявить о себе и представить обширную линейку своих программных продуктов. Но для настоящего прорыва надо было ехать в США, где работали крупнейшие компьютерные фирмы. И в июне 1990 года делегация «ПараГрафа» высадилась в Атланте (штат Джорджия), чтобы продемонстрировать бета-версию своего распознавателя на крупнейшей международной компьютерной выставке Comdex.

Демонстрация этой технологии распознавания для многих стала шоком. Да, распознаванием текстов занимались, и не только в Купертино, но и в разных компаниях Кремниевой долины, например, в Hewlett-Packard. Но никто в Америке не пытался работать с рукописным текстом — задача считалась слишком сложной.

А тут выяснилось, что советские ученые, возникшие буквально из ниоткуда, если не решили ее до конца, то уже были на пути к этому.
Между секретностью и открытостью
Многие правила ведения бизнеса в Америке поражали Степана, особенно его удивляла характерная для большинства технологичных компаний атмосфера секретности. Просто так в офис не пускали: на входе спрашивали удостоверение личности, проверяли содержимое портфеля. Если при себе был фотоаппарат или диктофон, то его отбирали.

Однажды Пачикова даже сопроводили в туалет — якобы чтобы показать дорогу, но на самом деле чтобы не дать ему возможность отклониться от маршрута.

Самому Пачикову при этом постоянно приходилось лавировать между секретностью и открытостью. Рассказывать о технологии распознавания достаточно, чтобы убедить в ее работоспособности, но и не слишком много, чтобы не направить конкурентов по правильному пути.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Без стратегии выхода
Постепенно Степан Пачиков осознал, что многие люди, которые начинают бизнес, довольно скоро задумываются о том, как его побыстрее продать. Это называется «стратегия выхода», и в Америке у каждого приличного бизнесмена должна быть такая. Ведь развитие компании с нуля — дело нешуточное. Риски, нервы, работа без продыху, дети, забывшие, как выглядят родители… Никому неохота тянуть эту лямку всю свою жизнь.

У советского предпринимателя Степана Пачикова никогда не было такой стратегии выхода.
Самоизоляция в бизнесе
Хоть «ПараГраф» и располагался в Кремниевой долине, он был не американской компанией, а русской, просто по стечению обстоятельств она оказалась в другом государстве. В офисе говорили на русском языке. Пачиков считал это скорее преимуществом, чем недостатком. Наблюдая за эмигрантами в Америке, он заметил, что многие тратили годы на то, чтобы научиться говорить, думать и жить как американцы, но у них всё равно это не получалось.

Сотрудники «ПараГрафа» оставались самими собой. Это позволяло использовать возможности новой страны, не теряя фокуса, драйва и эффективности. Члены команды понимали друг друга с полуслова — а в любом бизнесе это дорогого стоит.

Как это ни парадоксально, но успех в Америке им принесла самоизоляция.
Доверие и контракты
В Советском Союзе граждане не судились друг с другом — их обычно судило государство. Поэтому Пачикову сама суть происходящего была не очень понятна. Глядя на пункты в контракте с Apple, перечисляющие все возможные в ходе сотрудничества проблемы и конфликты, он удивлялся: зачем же об этом писать, если партнеры доверяют друг другу и заинтересованы в совместной работе?

Через некоторое время основатель «ПараГрафа» узнал истинную миссию любого контракта. Когда всё хорошо, договор никому не нужен. Контракт необходим, только если дела идут под откос. И чем больше негативных сценариев в нем описано — в диапазоне от «легкого недоразумения» до «полнейшей катастрофы», — тем легче будет разрешить конфликты.
Глобальное признание
Нельзя сказать, что Степану Пачикову удалось всё, о чем он мечтал, когда замахивался на создание глобального бизнеса, начиная дело в советской Москве. Наоборот, многое не получилось. Он не создал для человечества ни новой виртуальной реальности, ни даже программы, обучающей детей писать от руки.

Но при этом Microsoft решила сделать распознаватель текстов, созданный российскими разработчиками, частью своей операционной системы. Даже годы спустя Степан с гордостью будет говорить знакомым: «Возьмите любой карманный компьютер, напишите на экране мою фамилию, и программа расшифрует ее без проблем».

В свое время имена ключевых сотрудников «ПараГрафа» добавили в словарь, чтобы можно было не бояться ошибок при демонстрации работы распознавателя. Ни у кого в Microsoft не дошли руки, чтобы их из словаря удалить.

Советские ученые во главе с предпринимателем-самоучкой Степаном Пачиковым, приехав в Долину из советской Москвы, так и не создали компанию, которая могла бы сравниться с Apple, Google, Oracle — или хотя бы просто выжить в беспощадном мире американского венчурного бизнеса. Но они всё же вписали свои имена в историю.
Дело в целях
Многих людей заботит только то, что они могут получить от этого большого и богатого мира. Пачикова всегда больше интересовало, что он может этому миру дать, — даже когда у него не было ничего, кроме идей и небольшой команды единомышленников.

В этом, видимо, и заключается секрет успеха в мировой экономике. В этом, видимо, и смысл постановки больших, немыслимых и даже в чем-то наглых целей.

Замахиваясь на нечто совершенно безумное, фантазер и мечтатель увлекает за собой многих, ломает барьеры и в итоге создает что-то значительное, даже не достигнув своей цели, а проделав только часть пути. Что-то сто́ящее становится побочным продуктом сногсшибательной неудачи.
Пять секретов успеха Степана Пачикова:
1
Мечтать сделать мир лучше.
2
Ставить глобальные цели и верить в них.
3
Собрать команду профессионалов.
4
Быть внимательным к людям и к их идеям.
5
Адаптироваться к переменам, не теряя при этом себя.
Историю Степана Пачикова и его команды можно прочитать в книге «Пионеры Кремниевой долины», вышедшей к 16-летию издательства МИФ.
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.