7 идей для нескучной адаптации новичков в компании
Эксперты выяснили, что 69% сотрудников, прошедших успешную адаптацию в команде, остаются работать в компании три года и более. А текучка в компаниях с хорошо простроенным онбордингом на 50% ниже, чем в тех, где адаптация хаотичная или отсутствует. Мы поговорили с HR-специалистами, как встречают новых сотрудников в их компаниях.
Елена Тимофеева
общалась с экспертами
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Классическая схема адаптации выглядит так:
вводный курс о компании, или welcome-тренинг;
знакомство новичков со справочником, базой знаний или корпоративным порталом для сотрудников;
приветственное письмо-инструкция;
экскурсия по компании и знакомство с сотрудниками;
прикрепление к новичку наставника;
обязательная обратная связь с наставником, руководителем и HR-специалистом по итогам дня, недели, месяца, испытательного срока.
Но некоторые организации идут дальше: придумывают необычные или технологичные варианты, добавляют изюминку в привычные тренинги-курсы-письма.
Виртуальный помощник
У нас в холдинге новичков сопровождает виртуальная помощница Эрика. Сотрудник знакомится с ней в первый день работы, Эрика с ним общается. Она же главное действующее лицо на «Дне нового сотрудника» — это специальный онлайн-курс в прямом эфире, на котором можно познакомиться с компанией в целом и с коллегами из других городов.

Виртуальная помощница Эрика в команде адаптации с лета 2021 года. В ее создании участвовали буквально все сотрудники: мы провели конкурс среди коллег, чтобы они выбрали персонажа, который лучше всего справится с задачей по адаптации новичков, — и нарисовали его. Сейчас проводим кастинг, чтобы Эрика смогла заговорить, и это точно будет голос нашего сотрудника, а не механический голос робота. Мы — за душевные отношения.
Юлия Гуляева, ведущий специалист по адаптации персонала АО «ЭР-Телеком Холдинг»

Адаптационный чат-бот

Бот Мирон с нами два года, он успешно знакомит новичка с основными правилами компании, ее ценностями, внутренней жизнью, помогает быстрее ориентироваться в офисе. Мирон умеет отвечать на самые частые вопросы, которые новые сотрудники задают рекрутерам.

За день до оформления кандидат может подключить бота и узнать от него адрес офиса, контакты людей, к которым нужно будет обратиться, информацию, куда идти и какие документы взять. В первый рабочий день бот просит известить его, когда новичок доедет до офиса, а после этого начинает присылать сообщения о процедуре оформления, графике работы, местах для курения, местах, где можно поесть в округе или внутри компании. И так пять дней активного погружения.
Инна Карелина, руководитель по оценке, обучению и развитию персонала компании «НСПК», платежная система «Мир»
Чат в телеграме
Большинство компаний сети Visotsky Consulting работают онлайн, поэтому перед нами стоит задача организовать адаптацию сотрудников в условиях удаленной работы. В первый рабочий день сотрудник сталкивается с традиционными проблемами: не знает, что делать, к кому обращаться, что спрашивать можно, а что — нет. Мы помогаем новичку во всём разобраться, приглашая его в специальный чат.

Помимо сотрудника в этом чате находятся:

  • IT-специалист — помогает с установкой программ, получением доступов, техническими моментами;
  • администратор по адаптации стажеров — отвечает на все вопросы новичка, разъясняет непонятные слова и моменты;
  • менеджер по введению в должность — проверяет знание инструкций и регламентов компании, добивается отчетов по выполнению задач;
  • непосредственный руководитель сотрудника.

По нашему опыту, чат помогает новичку чувствовать себя увереннее и не терять связь с теми, кто ответственен за его онбординг.
Александр Высоцкий, основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Личная история от топ-менеджера
Уже больше года на каждый welcome-тренинг приходит один из топов компании, чтобы лично поприветствовать новых сотрудников. Руководители делятся историями, которые привели их в банк, рассказывают, что заставляет или вдохновляет их задавать темп изменениям и двигаться вперед.
Александра Остановская, директор по персоналу SBI Bank
Welcome pack
В нашей компании все сотрудники получают welcome pack — набор полезных брендированных вещей, чтобы работа была еще более комфортной.
Екатерина Первушкина, руководитель HR-отдела хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU
Мы вручаем новичкам индивидуальные наборы корпоративных сувениров. Идея не новая, но несет важный смысл: человек с первого дня чувствует себя частью команды и понимает, что ему тут рады. К созданию набора мы постарались подойти с долей юмора.

В него входят:

  • приветственное письмо — Read Me;
  • брендированный блокнот — «Хранилище данных»;
  • подставка для телефона — «Деструктор продуктивности»;
  • ручка — «Устройство ввода»;
  • подставка под чай/кофе — «Допстанция для биотоплива.

Бонус — шоколад, которым можно угостить коллег в обеденный перерыв.
Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум»
Introduction-документ
Еще в 2003 году мы создали документ по введению новичков в компанию. Тогда мы все работали в офисе, и в первый день сразу после включения компьютера новый сотрудник видел на экране файл, который загружался автоматически. Никаких задач мы перед коллегой в этот день не ставили. Человек занимался тем, что ему было рекомендовано в файле, писал или звонил коллегам, чтобы разобраться в цепочках бизнес-процессов.

При переходе на удаленную систему работы нам пришлось существенно переработать этот документ, а сейчас — при переходе на гибридную систему работы — мы вновь его будем редактировать. Я считаю этот меняющийся со временем документ самым главным в компании. Он помогает новым сотрудникам быстрее адаптироваться, а старичкам видеть эволюцию бизнеса.
Ольга Дашевская, основатель и старший партнер коммуникационного агентства PR Inc.
Игры, завтраки и кинопросмотры
Для всех сотрудников мы устраиваем «REG.Завтраки» — и, конечно, приглашаем на них новичков. На завтраках делимся впечатлениями от путешествий или лайфхаками, проводим дегустации кофе или чая, рассказываем об увлечениях. Еще играем в «Мафию», устраиваем квесты, кибертурниры и даже соревнования, кто больше находит шагов за месяц.
Екатерина Первушкина
Конечно, мы используем классические методы адаптации. Но есть и неформальные, например мы практикуем кинопросмотры с обязательным обсуждением фильмов и письменными отзывами, интеллектуальные игры и квизы (один из наших руководителей много лет профессионально ими занимался и в результате приобщил коллектив). Так мы понимаем кругозор и сферу интересов человека, его культурные пристрастия, умение мыслить и формулировать идеи
Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «ТИМ»
Когда новичок попадает в EMAILMATRIX, он сталкивается с большим объемом инструкций и текстовых материалов для изучения. Чтобы упростить процесс погружения в процессы нашего CRM-агентства и заодно помочь подружиться с коллективом, мы придумали настольную игру про этапы реализации digital-проекта.

Это игра с простой механикой, где игроки бросают кубик и перемещаются по полю, проходя наперегонки путь от старта до завершения проекта. Например, можно пропустить ход, если вы попали на клетку, в описании которой значится: «У клиента нет брендбука и фирменного стиля. Дизайнеру придется собирать концепцию с нуля». Или, наоборот, переместиться на несколько шагов вперед, если вы оказались на клетке с более «везучим» описанием. Так или иначе, игроки проходят через все этапы работы, начиная с обсуждения идеи с клиентом, заканчивая дизайном, версткой и сдачей проекта.

В партии обычно участвуют стажер и несколько «старичков». Это помогает познакомиться с новым сотрудником в неформальной обстановке и быстро дать ему общее понимание процессов компании.
Ирина Мартос, маркетолог в EMAILMATRIX
Находите нужных людей в Инсайдере и закрывайте вакансии в вашей компании
база экспертных профилей как замена обычным резюме,
удобный поиск кандидатов по должностям, навыкам и компаниям,
профи, не находящиеся в активном поиске, — в двух кликах от вас,
прямое общение внутри платформы.
Поделитесь своими наработками
Можете дополнить этот список? Участвуйте в первой HR-премии HR Galaxy Awards.

Подайте заявку с описанием кейса вашей компании в номинации «Креативный онбординг» и проголосуйте за лучшие проекты. Победителей выбирает не только профессиональное жюри, но и сами участники!

Награждение финалистов состоится 18 ноября 2021 года. Премия станет первой профессиональной шоу-площадкой для неформального общения и обмена опытом среди HR-специалистов.
Читайте также:
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.