Лиана Хазиахметова
автор
7 советов-вызовов для эффективного управления
Лидерские навыки можно совершенствовать бесконечно, и в этой статье мы поделимся семью способами, как их прокачать. Идеи взяли из книги Скотта Джеффри Миллера, исполнительного вице-президента программы по развитию интеллектуального лидерства компании FranklinCovey. В его книге «Больше чем руководитель» — еще 23 совета-вызова, основанных на принципах и практиках самых успешных лидеров.
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Вызов 1. Проникнуться духом изобилия: делитесь успехами с другими
Существует две точки зрения о шведском столе. Первая: «Количество еды ограничено, поэтому хватай быстрее». Вторая: «Еды больше, чем можно съесть, поэтому можно пропустить вперед пожилого мужчину с кислородным баллоном».

По сути, в этом и состоит разница между менталитетом дефицита (взять свое, пока не расхватали другие) и менталитетом изобилия (много, хватит на всех).
Природа человека — мыслить в духе дефицита: мы боимся, что будем испытывать в чем-то недостаток, будь то деньги, подарки, внимание, похвалы и далее по списку.
Когда вы ловите себя на мысли, что только вы заслуживаете признания в случае успеха и каких-то достижений, остановитесь и основательно задумайтесь: «Почему? В чем причина?» Снимите шелуху, докопайтесь до сути — и обнаружите менталитет дефицита.

Проанализируйте запомнившиеся (хорошие или плохие) моменты в своей карьере. Можно ли проследить какую-то закономерность? Определите те сферы своей жизни, где менталитет дефицита мешает вам выдвигать других на первый план и признавать их заслуги. Представьте, какое влияние может оказать менталитет изобилия на всю вашу жизнь. Напишите, как вы могли бы мыслить и действовать в духе изобилия в своей дальнейшей деятельности.
Скидки до 50% для тех, кто продолжает нанимать
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Вызов 2. Заявлять о намерениях: пусть люди понимают, что вы хотите
Мы тратим очень много времени и сил на то, чтобы разгадать намерения людей и придумать, как реагировать. Но когда человек прямо говорит о том, чего он хочет, — лишнего шума и ментальных помех, которые мешают его понять, становится меньше.

Старайтесь, чтобы людям было очевидно, чего вы планируете добиться. Чем менее ясны ваши намерения, тем бó‎льшую ответственность вы несете за то, что другие вас не понимают.
Понаблюдайте, насколько часто вы начинаете разговор с заявления о своих намерениях: четко ли вы сообщаете о своих целях или заставляете собеседников строить догадки?
Завершая беседу, попросите собеседника подтвердить, что он понял, что вы имеете в виду.
Подумайте, даете ли вы возможность другим свободно заявлять о своих намерениях.
Вспомните о ком-то, кого вы уважаете и кто уважает вас, но, по вашему мнению, неправильно вас понимает или не совсем представляет, куда вы клоните, чего добиваетесь. Постарайтесь встретиться с ним в неформальной обстановке (например, за кофе) и во время беседы четко и ясно обсудить ваши идеи.
Прежде чем заявлять о своих намерениях, убедитесь в том, что они истинны и согласуются с вашими действиями.
Высказывание своих намерений может требовать определенного мужества — прокачивайте этот навык, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.
Вызов 3. Носить свою погоду в себе: контролируйте свои эмоции в период потрясений
Умение контролировать свои эмоции — ключевая составляющая эмоциональной зрелости. В моменты потрясений легко забыть, что у нас есть возможность выбрать способ реагирования на происходящее. Между тем, что случается с нами, и тем, как мы на это реагируем, есть определенный временной промежуток, когда мы можем выбрать адекватную реакцию.

Конечно, порой мы сталкиваемся с ситуациями, которые вынуждают реагировать быстро, не задумываясь. Но к ним можно подготовиться:
Сформулируйте свои ценности
Определите свои личные и профессиональные ценности (с опорой на них будет строиться ваше поведение как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях).
Не стесняйтесь «нажимать на паузу»
Столкнувшись с ситуацией, которая грозит всплеском эмоций, «нажмите на паузу». Сделайте вдох и тщательно обдумайте свою реакцию, чтобы не навредить окружающим и своей репутации.

Далеко не всегда ваша реакция должна быть моментальной. Иногда достаточно сказать: «Спасибо, что поделились со мной».
Просите об отсрочке
Тщательно обдумывайте свою реакцию, чтобы избежать сожалений и необходимости пересматривать ее в дальнейшем. В большинстве случаев спонтанная реакция сильно отличается от того, как вы станете воспринимать ситуацию уже час спустя (не говоря о том, что будет завтра). Вы можете попросить у собеседника пару часов, чтобы сформулировать свою позицию.
Вызов 4. Распределять должности правильно: подбирайте удачные роли для подчиненных
Управленческий талант можно уподобить игре в шахматы: ты применяешь разные стратегии, но ситуация меняется и достаточно одного неверного шага, чтобы тщательно продуманные планы потерпели крах. Порой непросто решить, кого принять, а кому отказать, кого на какой участок назначить, когда предложить человеку повышение, а когда не предлагать.

Чтобы скорее найти подходящего сотрудника, ответьте на несколько вопросов:
Какими навыками обладает этот человек, какие у него интересы и увлечения и в команде какого типа можно их использовать с максимальной выгодой?
Лидер какого типа поможет этому человеку преуспеть и использовать свои сильные стороны?
С какими типами людей ему будет трудно работать и сможете ли вы вовремя справиться с проблемой, откровенно обсудить ее и помочь команде добиться успеха?
Какие организационные системы и процессы помогут этому человеку преуспеть в новой роли? Имеет ли он привычку начинать с нуля и добиваться всего самостоятельно или нуждается в серьезных ресурсах для поддержки?
Достаточно ли новый сотрудник гибок, чтобы встроиться в устоявшуюся корпоративную культуру, или влиятелен, чтобы возглавить создание и внедрение новой, более прогрессивной системы?
Вызов 5. Пересмотреть свои парадигмы: исправляйте ошибочные представления
Парадигмы — совокупность ощущений, систем взглядов, мировоззрений, ценностных ориентиров. Своего рода призма, через которую мы интерпретируем все, что видим и испытываем. И это один из самых мощных инструментов, которым мы пользуемся, взаимодействуя с другими.

Важно тщательно анализировать, почему мы воспринимаем людей именно так, а не иначе, и исправлять ошибочные представления и устаревшие взгляды. Вот небольшая инструкция, как это можно сделать:
1
Составьте список всех своих подчиненных. Проанализируйте вашу текущую парадигму в отношении каждого из них с точки зрения профессионализма или возможности продвижения по службе. Готовы ли вы подвергнуть ее сомнению? Возможно, она изначально была неполной?
2
Если бы вам пришлось отказаться от нынешней парадигмы в отношении кого-либо из сотрудников, могли бы они заслужить другую? Если да, то как? Что вы должны увидеть в них для этого?
3
Взгляните на себя через призму этой задачи. Выберите друга или коллегу, которому доверяете, и попросите изложить его парадигму по отношению к вам — в роли руководителя, друга, коллеги или в любой другой, в которой они вас наблюдают. Достаточно ли в вас зрелости и способности к самоанализу, чтобы дорасти до парадигмы, которой, на ваш взгляд, они должны придерживаться применительно к вам?
Чтобы этот пересмотр парадигм был эффективен, понадобится серьезный и длительный самоанализ.
Вызов 6. Сочетать принципиальность и отзывчивость: будьте тем, кто решает сложные вопросы и помогает
Принципиальность предполагает умение говорить всё как есть, выявлять проблемы, вести трудные переговоры и решать сложные вопросы. Но есть моменты, когда она может обернуться запугиванием окружающих, грубостью и бестактностью или отсутствием эмпатии.
Отзывчивость тоже может проявляться по-разному. С одной стороны, это склонность проявлять доброту, вежливость и умение предполагать лучшее в людях. Но важно не дойти до уклонения от сложных решений и ответственности, сдачи своих позиций, пренебрежения обязанностями и бесправия.

Как сочетать эти два разных качества и не переусердствовать?

Выберите коллегу, которому доверяете. Попросите вспомнить конкретные случаи, когда он мог заметить у вас проявление дисбаланса между этими качествами. Задайте следующие вопросы:
1
«Когда, по-твоему, я излишне добр или деликатен по отношению к людям?»
2
«Когда ты заметил, что я веду себя слишком жестко, грубо или вызывающе агрессивно с другими?»
Не забывайте о триггерах, способных заставить вас проявить излишнюю принципиальность или отзывчивость. Ими могут быть конкретные люди, ситуации или темы для обсуждения.
Вызов 7. Поощрять правдивость: вдохновляйте коллег на честную обратную связь
В общении многие люди изначально ведут себя довольно робко. Возможно, эта привычка родом из детства — когда взрослые советуют молчать, если не можешь сказать что-то приятное, никогда не говорить собеседнику того, что не хочешь услышать о себе, и т. д.

Неудивительно, что мы слишком зациклены на том, чтобы проявлять уважение, быть вежливыми или сдержанными. И поскольку большинство из нас не говорят то, что думают, наши собеседники полагают, что всё отлично (и никаких проблем!). Но люди способны значительно повысить свой уровень эмоциональной зрелости, навыков межличностного общения и самоосмысления, если их усилия будут поддержаны или скорректированы с помощью обратной связи.
Интересное наблюдение Скотта Джеффри Миллера: чем более высокую позицию вы занимаете в организации, тем больше вы изолированы от достоверной информации. К тому моменту, когда вы окажетесь в кабинете руководителя на 20-м этаже, обратная связь может совсем истончиться, как разреженный воздух на этой высоте.
Подумайте, что вы делаете для того, чтобы побудить людей говорить вам правду о вас или, наоборот, отбить у них всякую охоту на это.

Когда кто-то хочет дать вам обратную связь, не отметайте ее с ходу, не игнорируйте и не оправдывайтесь. Выслушайте, поблагодарите за откровенность, а затем сами определите, стоит ли учитывать эту критику в своих дальнейших действиях.

Советы-вызовы взяли из книги

«Больше чем руководитель»
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.