Сильные IT-специалисты и белые воротнички сейчас на вес золота. Сначала на фоне пандемии усилился тренд на цифровизацию — и вырос спрос на тех, кто умеет создавать и продавать цифровые продукты. А недавно страну покинули многие IT-специалисты и белые воротнички с уверенным знанием английского, и компании столкнулись с дефицитом кадров.

Если ваша компания его не ощущает — поздравляем! Но не расслабляйтесь. Недостаточно заполучить редкого сотрудника: его еще нужно удержать. Мы спросили руководителей компаний о том, как они справляются с этой задачей.
8 способов удержать IT-специалистов и белых воротничков в компании
Автор
Елена Тимофеева
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
А надо ли удерживать?
В 2019 году Usetech перевела сотрудников по желанию на удаленный формат работы. Все процессы были четко выстроены, многие — автоматизированы, но спустя четыре месяца работы на удаленке мы заметили, что теряем связь с сотрудниками. Спустя еще два месяца столкнулись с оттоком специалистов. Мы внедрили пульс-опросы, чтобы получать обратную связь, расширили внутрикорпоративные программы и стали искать способы удержать сотрудников и повысить их мотивацию. Сейчас считаем, что удачное решение нашли, и активно им пользуемся.
Мария Николаева, директор по маркетингу IT-компании Usetech
Мы не фиксируем отток кадров, напротив — компания сильно выросла с конца февраля за счет найма команд, которые высвободились после ухода западных IT-вендоров. Но и этого недостаточно, так как в IT-отрасли давно наблюдается дефицит квалифицированных специалистов.
Юлия Заря, директор по маркетингу Crosstech Solutions Group
В Skyeng мы не наблюдаем оттока сотрудников из IT-сферы, нет и высокой текучки специалистов из других подразделений. Но на протяжении нескольких лет мы сталкиваемся с проблемой дефицита кадров, особенно остро это касается высшего менеджмента, узкоспециализированных сотрудников и IT-сферы.
Ирина Жиганова, HR-менеджер Skyeng
Скидки до 50% для тех, кто продолжает нанимать
Все акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Как удержать IT-специалистов и белых воротничков
1. Повысить зарплаты и пересмотреть соцпакет
Бесконечно повышать зарплату сотрудникам не получится, но занятые в IT-сфере специалисты рассчитывают на уровень оплаты не ниже, чем предлагают на Западе.

Еще один способ укрепить лояльность — щедрый соцпакет:
ДМС и страхование жизни,
оплата фитнеса или детского сада,
скидки на обучение иностранным языкам,
скидки у партнеров на приобретение товаров и услуг.
Особенно ценным специалистам всё чаще предлагают опционы — доли в компании, которые можно получить на определенных условиях.
Наши клиенты занялись вопросом материальной мотивации сотрудников: повысили зарплаты, разработали системы поощрения за активное участие в решении проблем компании или внедрение новых идей. Чтобы рост расходов на оплату труда не ударил по рентабельности бизнеса, некоторые клиенты зарегистрировались в реестре IT-компаний и воспользовались поддержкой государства: льготными кредитами, налоговыми послаблениями.
Данил Ильин, директор и основатель IT-кадрового агентства HEAAD
Наряду с другими мерами поддержки сотрудников руководство нашей компании приняло решение увеличить уровень базового ежемесячного вознаграждения с 1 апреля.
Татьяна Урусова, HR-директор компании «Альфа-Лизинг»
Мы считаем важным отслеживать актуальное на рынке вознаграждение для специалистов разного уровня. Это позволяет не только вовремя пересматривать заработные платы, но и сохранять лояльность команды. Например, мы в Skyeng делаем это четыре раза в год, иногда чаще — в зависимости от специфики направления.
Ирина Жиганова
2. Улучшение условий работы
IT-специалисты не любят быть привязанными к офису. То есть для удержания стоит их отпустить на удаленку.
У нас сотрудники сами решают, откуда они будут работать. Мы оцениваем результаты работы, а не формальный график. Сегодня мы фиксируем потребность у некоторой части самих соискателей в выходе в офис, поэтому на собеседованиях даем возможность выбрать тот или иной формат работы. Около 80% наших сотрудников предпочитают гибридный.
Юлия Заря
3. Прозрачная коммуникация
В условиях экономической нестабильности честность окупается, тем более что IT-специалистам и белым воротничкам известны трудности, с которыми сталкивается бизнес.
Мы стараемся быть источником твердости для сотрудников: остаемся на связи, верим и транслируем, что после кризисов наступает подъем. Сейчас инвестируем в создание здоровой и комфортной рабочей атмосферы. В этом отлично помогают регулярные совещания и летучки, на которых мы обмениваемся последними новостями, выстраиваем стратегию и ближайшие планы, а также заряжаемся позитивом.
Юлия Заря
4. Участие в интересных проектах
Не всех мотивируют зарплата и бонусы, особенно если базовые потребности удовлетворены. Если новые проекты пока не запускаете — предлагайте сотрудникам варианты горизонтального перемещения, смежные задачи, поддержку в собственных микропредпринимательских или хобби-проектах.
Мы даем возможность нашим специалистам быть задействованными в интересных, высокотехнологичных и нужных проектах. В них профессионал может не только продемонстрировать свою экспертизу, но также бросить себе вызов и получить новые навыки.
Татьяна Урусова
5. Организация своих мероприятий и участие в чужих
Участие в профильных конференциях, встречи с партнерами и клиентами помогают вызвать у сотрудников чувство причастности к чему-то большему, чем просто работа за зарплату. Повышают лояльность и командообразующие активности, хорошо организованные тимбилдинги.
В Cross Technologies мы регулярно устраиваем корпоративные выезды — это работает на сплочение команды и позволяет новым сотрудникам поближе познакомиться с коллегами. Недавно в компании была организована команда по футболу, и теперь наши ребята занимаются подготовкой к будущим большим матчам под руководством профессионального тренера.
Юлия Заря
6. Обучение и помощь в профессиональном развитии
IT-специалистам и белым воротничкам важно понимать, что их ценят. Покажите им это, предоставив возможности для роста и развития. Например, оплатите изучение иностранного языка, предложите специализированное обучение по профессии со скидкой или помогите с переквалификацией, если в своей сфере они достигли потолка.
Чтобы поддержать людей, которые хотят расти, мы используем наставничество, создаем кадровый резерв и привлекаем внутренних карьерных консультантов — они помогают выбрать новое направление для работы. Мы прописываем EJM (employee journey map) своих сотрудников и доносим до них все возможности, траектории и бенефиты. Чем понятнее этот путь — тем больше сотрудники ценят то, что для них делает компания.
Ирина Жиганова
Чтобы укрепить лояльность, мы предлагаем сотрудникам выбрать нужные для работы курсы повышения квалификации и тренинги. Кроме того, регулярно сами организовываем обучающие мероприятия. Например, недавно провели тренинг для топ-менеджмента на тему «Лидерство в эпоху хаоса». Повышение квалификации — это, с одной стороны, возможность карьерного роста, а с другой — свидетельство доверия руководства к сотруднику.
Юлия Заря
7. Геймификация рабочего процесса
Использование игровых элементов в рабочих ситуациях помогает решать разные задачи — от повышения продуктивности и поиска свежих идей до внедрения work-life balance.
В Usetech сотруднику начисляется внутренняя валюта (UseCoin) за полезные для компании действия, не относящиеся к прямым обязанностям. Это может быть:

  • репост новости в социальной сети;
  • выступление с докладом на внутренней или внешней конференции, митапе;
  • менторинг или наставничество;
  • спортивная или социальная активность;
  • пополнение ящика идей;
  • развитие корпоративного университета или библиотеки;
  • написание статьи для корпоративного или внешнего ресурса.

Внутреннюю валюту можно потратить в корпоративном интернет-магазине на брендированные вещи (футболки, худи, кружки, пледы, рюкзаки и многое другое), технику (пауэрбанки, наушники, зарядные устройства, электросамокат) или получить дополнительные скидки на обучение и другие услуги. Количество виртуальной валюты отображается на корпоративном портале, в личной карточке сотрудника.

В прошлом году сотрудница за UseCoins приобрела в корпоративном магазине Apple iPhone, активно выступая на конференциях и митапах, а также публикуя статьи в корпоративном блоге компании. А самый популярный у сотрудников мерч — уточка, талисман Usetech.

В целом геймификацию считаем эффективной: опрос сотрудников, проведенный в 2021 году, показал, что 76% готовы провести ближайшие два года в компании, а 91% готовы воспользоваться реферальной программой и порекомендовать компанию в качестве надежного и привлекательного работодателя.
Мария Николаева
8. Предложение релокации
Релокация не самый простой и точно не универсальный способ сохранить команду или удержать сотрудников, но он подходит компаниям, ориентированным на внешний рынок.
Некоторые наши клиенты создали юридические лица в странах, которые не попали в санкционный список, и начали открывать там офисы, предлагая сотрудникам релокацию и выплату заработной платы в валюте. Так компании смогли адаптироваться к новым условиям рынка и остановить отток IT-специалистов.
Данил Ильин
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.