Как правильно провести тимбилдинг
4 принципа командообразования
Все знают, что тимбилдинги укрепляют команду. Но если проводить их неправильно, получаются бесполезные и скучные мероприятия. Рассказываем, как этого избежать.
исследовал вопрос
Тимур Слободин
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Кому нужен тимбилдинг
Принцип тимбилдинга используется в менеджменте с 70-х годов прошлого века и пришел из командных видов спорта: у каждого игрока есть своя роль, но все вместе работают на общий результат.

Грамотный тимбилдинг дополнительно мотивирует сотрудников и помогает улучшить показатели бизнеса. Но работает это не везде. Например, в крупном ретейле нет смысла делать команду из продавцов, кассиров и охранников, ведь на этих должностях люди редко задерживаются надолго. А вот если в компании есть проектные группы со своими руководителями, то командообразование может принести отличные результаты.
Нужен ли тимбилдинг компании или конкретному отделу, решают руководители топ-уровня и линейный менеджмент совместно с HR-подразделением. Это зависит от направления деятельности, графиков работы сотрудников и многих других факторов. Но если вы заметили снижение эффективности, связанное со сложностями коммуникаций внутри подразделений или между разными департаментами, стоит обратить внимание на развитие корпоративной культуры. На мой взгляд, это работает для всех отраслей и для предприятий с любым объемом выручки. Другой вопрос, что не всегда нужен именно тимбилдинг или корпоративное мероприятие для всей команды. Иногда достаточно провести дополнительное обучение или тренинг только для тех сотрудников, кому трудно взаимодействовать с остальными или не хватает soft skills.
Мария Высоцкая, коммерческий директор Red Digital
Имеет смысл заранее подбирать тех, кто сможет работать в команде. HR-специалисты должны учитывать в портретах кандидатов на определенные должности не только профессиональные навыки, но и личностные характеристики. Так проще построить сплоченную команду, где люди будут понимать друг друга.
Часто тимбилдинг необходим, когда в организации назревают перемены и люди чувствуют неуверенность в будущем из-за них. Также бывает полезно использовать тимбилдинг как элемент поощрения коллектива или признания определенных заслуг: показывать сотрудником, что руководство готово вкладывать деньги в их развитие и поощрять за хорошую работу.
Алексей Дракин, генеральный директор Projectivity
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.

Почему только зарплаты недостаточно

У руководителей и собственников бизнеса часто возникает вопрос: сотрудник получает деньги за свою работу, неужели он не может ее выполнять без дополнительных стимулов?

Однако не все люди считают размер зарплаты самым главным. Согласно исследованию, проведенному сервисом Работа.ру и Viber, 58% россиян ценят стабильность, а для 48% важнее всего хороший коллектив. К тому же сотрудник, которого держат только деньги, моментально уйдет в другую компанию, если ему предложат зарплату выше. Поэтому стоит применять комплексный подход к мотивации и стараться укреплять связи между людьми.
Нужно не только укреплять, но и создавать команду. Особенно там, где очень важен человеческий фактор. Люди должны работать, не испытывая дискомфорта. Впрочем, важно следить за тем, чтобы команда в какой-то момент не превратилась в «закадычных друзей». Дисциплина плюс командообразование формируют очень устойчивый коллектив, который классно работает. У человека при зарплате более определенной планки появляются уже другие интересы и потребности, это хорошо видно на рынке IT, где в борьбе за квалифицированных специалистов компании соревнуются не только уровнями зарплат, но и условиями работы: бесплатные обеды, интересные задачи и т. д. И один из сильных факторов, который будет задерживать человека, — это хороший коллектив. А чтобы его раскрыть и показать, нужно объединять команду.
Федор Задков, владелец сервиса самостоятельного продвижения gvozd.org
Обсудить эту статью и задать вопросы специалистам по HR можно в нашем Яндекс. Кью

Посмотреть
4 принципа грамотного тимбилдинга
Некоторые работодатели путают тимбилдинг с корпоративом и ограничиваются мероприятиями, где люди прыгают в мешках, лазают по деревьям, играют в пейнтбол или просто веселятся. Конечно, это тоже атмосферно, но не помогает построить рабочую команду. Да и угадать с активностью, которая понравится всем, довольно сложно.
1. Определитесь с целями командообразования
Например, улучшить связи между сотрудниками нового отдела. Или помочь уже давно работающей команде решить новую задачу. Уже под эти цели стоит выбирать формат мероприятия: будут это стратегические сессии, тренинги или же командные игры на взаимовыручку.
Нужно заранее спланировать роли членов команды и распределить их между участниками мероприятий. В помощь придут методики Р. Белбина, Т. Ю. Базарова, Д. Кейрси. Они помогут определить и точки роста команды, и форму проведения мероприятий и отследить в динамике, достаточно одного мероприятия или необходима целая серия. Кроме того, я рекомендую воспользоваться социометрическими тестами — это поможет определить внутригрупповые связи, иерархии в малых группах и больших коллективах, межличностные отношения.
Наталья Усова, бизнес-тренер, руководитель Академии Натальи Усовой
2. Соблюдайте баланс между работой и отдыхом
Важно, чтобы тимбилдинги не превращались в очередные совещания для решения текущих задач. Сотрудники могут воспринять это как дополнительную нагрузку.
3. Подключайте руководителей
Они должны участвовать во всех активностях — так сотрудники увидят, что это действительно важно для компании.
У нас всё просто: если компания поработала хорошо в течение года и достигла плановых показателей, все сотрудники едут на четыре-пять дней за границу в прекрасный отель у моря загорать, купаться и размышлять на стратегических сессиях, как сделать так, чтобы следующий год стал еще лучше. Такая понятная идея: «Я хорошо поработал, это оценили. Я часть команды. Команда хорошо поработала. Это тоже оценили. И поэтому теперь хорошо отдыхают не только акционеры, но и я». И она отлично работает на сплочение коллектива и долгосрочную мотивацию к успешной и эффективной работе.
Мария Высоцкая
4. Бережно относитесь к ресурсам сотрудников.
Не стоит поручать им организаторские вопросы, тем более бесплатно, «за идею». Мало кто согласен заниматься организацией мероприятия параллельно с работой.
Очень важно ни к чему не принуждать сотрудников и учитывать их желания. В конце концов, кто-то любит почитать книгу в своей выходной и потому достаточно наладить обмен книгами в компании. Это тоже объединяет и создает атмосферу: люди видят, кто что читает и чем интересуется. В нашей компании мы сначала делали все типовые ошибки, но когда пришли к правильным вещам, то получили:

  • снижение текучки в несколько раз;
  • уменьшение стресса на работе (по данным CRM-системы);
  • уменьшение опозданий (у нас нет штрафов на работе) и много других подобных плюсов.
Федор Задков
Расскажите о ваших успехах в найме сотрудников и управлении командой на HR Galaxy Awards!

  • Первая HR-премия о цифровых достижениях компаний.
  • 11 номинаций.
  • Прием заявок до 3 февраля 2022 года.

Подать заявку
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.