Как эффективно работать с сотрудниками из поколения Z
Они не гонятся за повышением и зарабатывают ровно столько, чтобы хватало на жизнь. Не любят соблюдать правила и пренебрегают дресс-кодом. Не боятся выговоров, штрафов или увольнения. И конечно, они уверены: всё, что они делают, правильно.

Это главные стереотипы о молодых сотрудниках. Для многих эйчаров и руководителей работа с ними — вызов. А как по максимуму использовать их потенциал?
Елена Тимофеева
исследовала вопрос
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Кого считать молодежью
Молодость — понятие относительное. В компании, где 80% сотрудников «за пятьдесят», и сорокалетний секретарь будет считаться молодым. Но обычно «молодыми» называют людей до 30 лет — поколения Y (миллениалов) и Z (зумеров). Именно они часто ставят в тупик эйчаров и руководителей своим отношением к жизни.

Что особенного в Y и Z

У поколения, которое родилось и выросло на волне распространения интернета и повсеместной цифровизации, новые ценности:
свобода и мобильность,
творчество,
интерес,
самореализация.
Миллениалы и зумеры действительно могут долгое время работать за небольшую зарплату и без соцпакета. Дело не в том, что они не знают цену деньгам, просто сверхдоходы не основная их мотивация. Они не станут терпеть начальника-самодура или годами выполнять скучные задачи только ради зарплаты или престижа компании. Им нужны интересный опыт, непринужденная атмосфера, цель, которую можно достигнуть быстро, а еще ощущение, что они делают нечто значимое.
По моему опыту, стереотипы вроде «зумеры не заинтересованы в карьере» или «поколение Z не готово нести ответственность за результат» не стоит брать в расчет. Я рекомендую не фокусироваться на общепринятом, а идти от требований конкретной позиции и от конкретного кандидата.
Мария Высоцкая, коммерческий директор Red Digital
Три причины, почему их сложно нанимать
  • Неадекватная оценка своих способностей и возможностей
Молодой соискатель может быть уверен, что способен свернуть горы и понимает работу лучше, чем будущие коллеги и руководитель, просто потому что еще свежи в памяти знания, полученные в вузе. Он склонен недооценивать важность опыта, навыков, репутации и связей.
  • Завышенные ожидания
Бывает, что, заразившись идеей быстрого и легкого заработка, навязанной псевдокоучами и инфоцыганами, молодые соискатели озвучивают нереалистичные зарплатные ожидания. Особенно ясно это можно увидеть в сфере интернет-маркетинга, где, как им кажется, деньги платят просто за то, что в должности есть приставка digital-. При наличии минимального опыта они ожидают хорошую должность, высокий оклад, бонусы, гибкий график, макбук в личное пользование и PlayStation в переговорке. Впрочем, такие соискатели почти всегда отсеиваются на стадии собеседования.
Мария Высоцкая
  • Конкуренция за молодых специалистов
В большинстве сфер молодежь — драйвер развития. А к 2025 году большинство трудоспособного населения составят представители поколений Y и Z, поэтому нужно научиться с ними работать. Несмотря на отсутствие опыта и навыков, молодым действительно есть из чего выбирать, и компании вынуждены предлагать нечто большее, чем зарплату и запись в трудовой книжке.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
2 причины, почему с ними бывает трудно работать
  • Нежелание долго работать на одном месте
Молодежи свойственно пробовать и бросать себе вызов, а долго работать в одном месте скучно. Опрос, проведенный компанией Deloitte, показал, что более 40% миллениалов рассчитывают уйти с работы в течение двух лет и менее 30% хотят проработать на одном месте более пяти лет.
Для компании главное не превратиться в «кузницу кадров». Это когда вы берете неопытных людей, прокачиваете их, а потом они уходят на большую зарплату. Если новых перспективных вакансий не наблюдается, молодой сотрудник уйдет туда, где есть возможность карьерного роста. Когда компания не растет, она неизбежно превращается в «кузницу кадров». А это больно и дорого.
Александр Высоцкий, автор книг, консультант по управлению, основатель Visotsky Consulting
  • Конфликт поколений
Трудности вызывает выстраивание отношений руководителей более старшего возраста с новичками поколения Z. Поэтому мы специально учим руководителей коммуницировать с молодыми специалистами и управлять ими.
Елена Акулова, руководитель HR-департамента компании «Аванпост»
Как эффективно работать с Y и Z
Перестаньте быть начальником — будьте наставником
Молодые сотрудники печально известны своим неуважением к субординации и жестким регламентам. Им посчастливилось вырасти в исторически спокойное время, из-за чего они не создают себе кумиров и не испытывают уважения к руководству по умолчанию.

Начальству в молодых коллективах следует сойти с пьедестала, стать ближе к команде и доступнее, при этом проявлять неизменный профессионализм, гибкость, готовность учиться и стратегическое мышление. Так вы завоюете уважение.
Помогайте учиться и развиваться
Исследования, проведенные компанией Cone Communications, показывают, что 93% миллениалов хорошо мотивированы к работе, если могут получать новые навыки, посещать учебные занятия и наращивать профессионализм. Вопреки стереотипам о том, что современная молодежь не стремится к успешной карьере, у большинства есть карьерный план и понимание того, куда они идут и как туда попадут. Готовность компании обучать — ее преимущество на конкурентном рынке работодателей.
В любом поколении есть так называемая золотая молодежь — инфантильные персонажи, не способные к ответственной работе. Но большинству молодых ребят важнее, кто они сами по себе, они очень хорошо отделяют себя от семейных сценариев и родительских достижений. Многие приезжают в крупные города из регионов, чтобы строить карьеру, есть те, кто не связывает свое будущее с Россией. Такие ребята очень стараются.
Мария Высоцкая
Создавайте команду, состоящую из звезд
Миллениалы и зумеры привыкли состоять в виртуальных сообществах и стремятся воссоздавать их в реальной жизни. Глубоко укорененная практичность подсказывает им, что работать на благо группы эффективнее, чем быть «звездой-одиночкой».

Одно из исследований, проведенных компанией Deloitte, показало, что молодые специалисты предпочитают решать задачи самостоятельно, но при этом не любят изоляцию. Они готовы просить совета или помощи у своих коллег, чтобы добиться лучших результатов.
Находите нужных людей в Инсайдере и закрывайте вакансии в вашей компании
база экспертных профилей как замена обычным резюме,
удобный поиск кандидатов по должностям, навыкам и компаниям,
профи, не находящиеся в активном поиске, — в двух кликах от вас,
прямое общение внутри платформы.
Сохраняйте баланс между работой и личной жизнью
Молодые сотрудники умеют много работать, но не согласны превращаться в трудоголиков, ведь в жизни много интересных занятий наряду с работой: хобби, спорт, общение с друзьями, волонтерство, путешествия, личные бизнес-проекты.

Многие компании называют баланс своей ценностью, но негласным принципом в них остается «пахать, пахать и еще раз пахать»: объем задач превышает возможности сотрудников, сверхурочные и работа из отпуска считаются нормой. Работодатель, который тщательно охраняет личное время сотрудников, — мечта любого молодого специалиста.

Впрочем, многие готовы обрести баланс иначе. Когда коллеги становятся семьей, дружно занимаются общим хобби и стирается грань между корпоративами и дружескими посиделками, сотрудники не считают задержки на работе нарушением личных границ.
Не мешайте использовать технологии
Миллениалы и зумеры буквально живут в соцсетях, и их запрет может подтолкнуть людей к поиску новой работы. Разрешение использовать соцсети в рабочее время показывает, что руководство доверяет сотрудникам, и многие не просто не злоупотребляют соцсетями, но используют свой социальный капитал (многочисленных подписчиков и грамотный нетворкинг), чтобы укрепить репутацию и продвигать продукты компании.

В целом большое количество каналов коммуникации создает цифровую среду, которая помогает молодым сотрудникам лучше справляться с работой.
Для представителей поколения Z характерен переход от ПК к смартфону и от текстов к видео. Мы в ICL Services стараемся следовать этим трендам. Чтобы зумеры могли оперативно отслеживать актуальные новости компании, у нас есть мобильное приложение. Задействуем и телеграм-каналы: один — для анонсов корпоративных мероприятий, развлекательных активностей и конкурсов для сотрудников, другой — для популяризации экологических акций и экопривычек.
Анна Архипова, менеджер по связям с общественностью ICL Services
Готовьте их к руководящим должностям
Современные молодые специалисты уверены, что невозможное возможно, и готовы упорно трудиться ради достижения цели. У большинства высокая самооценка, они буквально с порога готовы к свершениям и высоким должностям (хоть и не всегда осознают масштаб ответственности). Поощряйте их амбиции, демонстрируйте веру в их способности и продвигайте при первой же возможности.
Есть простой секрет нашего успеха среди молодежи: наши акционеры и руководители стоят за то, чтобы сбывались мечты всех сотрудников. Мечта, возможность ее воплотить и показать всему миру, что ты этого добился сам, — важнейшая мотивация для поколения Z.
Мария Высоцкая
Как зацепить и удержать молодежь
Приглашайте молодых сотрудников тестировать и оценивать технологические платформы, программы и инструменты: они это любят, а главное — умеют.
Предлагайте постоянную обратную связь, а не только ежегодный обзор результатов работы.
Отмечайте все достижения молодых сотрудников, даже самые незначительные.
Зумеров можно и нужно хвалить, рассказывать об их сильных качествах и успешных проектах, причем желательно публично, ведь это первое поколение, которое родилось и выросло с интернетом и видеоиграми. Они в каком-то смысле живут напоказ, не считая постоянное присутствие в эфире чем-то неудобным или особенным. Если через свою работу молодой сотрудник сможет выразиться, скорее всего, в компании он останется надолго.
Мария Высоцкая
Запускайте экологические проекты. Согласно исследованию компании Cone Communications, 94% зумеров и 87% миллениалов верят, что работодатели должны участвовать в экологической или социальной повестке.
По возможности разрешите молодым сотрудникам работать по гибкому графику или удаленно.
Кому-то важно успеть на утреннюю пробежку до прихода на работу, кому-то комфортно делать отчеты и презентации вечером из дома, после похода в кино или занятий вокалом. Если у работодателя будут жесткие рамки «строго в офисе с 9 до 18», с зумерами такая компания уживаться будет с трудом
Мария Высоцкая
Превращайте миллениалов и зумеров в амбассадоров бренда вашей компании. Разработайте правила, чем и как допустимо делиться в соцсетях, и подкидывайте сотрудникам информационные поводы, связанные с деятельностью компании, — такие, которыми приятно поделиться с друзьями и подписчиками.
Мы осознаем, что для молодых сотрудников очень важен интернет, они живут как бы параллельно в двух реальностях. Поэтому мы предоставляем им возможность проявить свои умения в группе «Вконтакте». Сотрудники снимают и выкладывают фото и ролики про принципы сервиса, свои поездки на отдых и т. д.
Юлия Абраменко, директор по персоналу компании «Теремок»
Ставьте цели, представляйте ресурсы, знакомьте с наставниками и экспертами — а затем позволяйте молодым специалистам самим решать, как быстрее достичь целей.
При работе с молодыми сотрудниками не стоит использовать директивы, давать указания выполнить ту или иную задачу. Чтобы они с энтузиазмом взялись за проект, им важно объяснить, зачем его делать, к каким результатам это может привести, дать возможность сотрудникам внести свои предложения. Когда человек видит, что приложением, в разработку которого лично он внес свой вклад, пользуются тысячи людей, ценность труда и всей компании в его глазах возрастает.
Екатерина Артюшина, директор по персоналу глобальной IT-компании SimbirSoft
Создайте маркетплейс или витрину проектов, в которых по желанию могут участвовать все сотрудники: разнообразие задач позволит молодежи пробовать себя в чем-то новом, использовать все свои таланты и способности, при этом каждый раз прокачивать новые навыки.
Наша команда в 2015 году в одном из городских отелей начала создавать экосистему, ставшую и дополнительным источником дохода и возможностью развития персонала через интересные проекты. Мы вовлекали начинающих специалистов в работу над развитием новых направлений: кейтеринг для теплоходных компаний, городской консьерж, развитие бренда кондитерской и многое другое. Каждый мог стать частью проектной команды в любом из направлений.
Светлана Жукова, HR-директор гостиничной УК Upro Group
Задействуйте в работе механики геймификации: «ачивки», челленджи, рейтинги, «баттлы» и общее «повышение уровня».
Проводите командные мозговые штурмы и поощряйте сотрудничество между отделами. Зумерам и миллениалам важно, чтобы к их мнению прислушивались.
Поэкспериментируйте с горизонтами планирования и оценкой эффективности. Так, склонным к клиповому мышлению молодым сотрудникам зачастую нравится работать недельными спринтами (что, кстати, позволяет сохранять баланс между работой и личной жизнью).
Каждый сотрудник уникален, и обобщения могут навредить, но у молодых людей есть общая черта: они верят, что способны изменить мир к лучшему, и благодаря этому в большинстве случаев превосходят ожидания.
Обсудить эту статью и задать вопросы специалистам по HR можно в нашем Яндекс. Кью

Посмотреть
Читайте также:
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.