Пять навыков современного руководителя от менеджеров «Пятерочки»
На смену пятидневкам в офисе пришла удаленная работа, а строгая иерархия теперь уступает технологиям гибкого управления. Эксперты торговой сети «Пятерочка» рассказали, какие навыки необходимы современному руководителю.
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает

1. Управлять сотрудниками на удаленке

Раньше руководитель давал сотруднику задание сделать отчет и в любой момент мог подойти, чтобы убедиться, что процесс идет. Но из-за пандемии многие работники до сих пор находятся на удаленке. К тому же компании чаще стали нанимать фрилансеров и специалистов из других регионов. И ситуация изменилась: удаленный сотрудник может взять задачу, пообещать, что она будет сделана в срок, а потом пропасть.

Поэтому в управлении географически распределенными командами важно соблюдать баланс между контролем и доверием.

Чтобы этого добиться, можно:
регулярно созваниваться и обсуждать, что уже сделано, а что еще в планах;
подключать сотрудников к рабочим встречам и совещаниям;
использовать различные IT-инструменты для контроля, например системы учета рабочего времени.
2. Работать по agile и управлять гибко
Agile предполагает работу над проектом без жесткого планирования и управления. Собирается проектная команда, в которой могут быть IT-разработчики, юристы, финансисты, дизайнеры, маркетологи и так далее. Они вместе принимают решения и двигаются от задачи к задаче. Это экономит время на согласования и ускоряет запуск проектов.
Конечно, гибкое управление позволяет внедрять новые продукты быстрее, эффективнее. При этом agile — это формат работы команды, и, чтобы получить максимальный эффект, важно, чтобы компания поддерживала продуктовый подход на всех уровнях управления. Например, в нашей программе «Обратная связь» работа организована в одном из фреймворков agile (scrum).
Александр Чухонцев, директор департамента клиентского опыта торговой сети «Пятерочка»
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Еще актуальнее стала гибкая модель управления, при которой руководитель дает свободу, не предлагая жесткого списка задач со сроками и вариантами решения «только так и никак иначе».
Еще пять лет назад я регулярно писала руководителю отчеты о том, что сделано за неделю. Сейчас я не знаю, кто и чем в нашей команде занимается в каждую минуту рабочего времени. Люди берут себе задачи на разный период, уходят, делают, возвращаются, сверяются и идут дальше. Гибкое управление — это про личную ответственность и понимание стратегической задачи команды. Если человек выполняет весь объем не за восемь часов, а за пять и остальное время отдыхает — молодец. Или он может взять новые задачи, перевыполнить KPI, тогда и по итогам года покажет хороший результат, получит карьерное и профессиональное развитие. Вот это называется гибким управлением — грамотно подбирать людей в команду, погружать в смысл, доверять и не контролировать каждый шаг.
Наталья Белоусова, начальник управления развития HR-бренда торговой сети «Пятерочка».
3. Пользоваться IT-решениями для бизнеса
К сожалению, не все руководители умеют пользоваться Microsoft Teams, Zoom, BlueJeans, Trello, мессенджерами, чатами и пр. Но без этого сложнее общаться с командой.
Цифровые решения полезны как для личной эффективности, так и для командной. Например, мы перешли в планирование задач через Trello, структурируем мысли и идеи в Notion и Miro, отслеживаем статус задач в Jira, ну и, конечно же, используем Teams и Zoom для встреч. Необходимо подбирать программы и IT-решения под конкретные задачи. Это позволит сотрудникам быть даже более эффективными, чем в офисе, и при этом работать из любой точки, где им комфортно.
Александр Чухонцев
4. Вдохновлять подчиненных
Отлично, если сотрудники хотят брать с руководителя пример, доверяют ему и готовы разделить с ним ответственность за результат, в том числе за ошибки. Чтобы стать таким человеком для подчиненных, нужно постоянно учиться, узнавать новое и делиться этим с командой, вести себя не как босс, а как ментор, лидер-наставник.
Считаю, руководителю нужно проявлять толерантность к ошибкам подчиненных: ошибки — это опыт. Решения проблем мы обсуждаем вместе на встречах. Важно создать атмосферу доверия, чтобы сотрудники не боялись рассказывать об ошибках, не ждали наказания за них. Когда люди работают удаленно, невозможно контролировать процесс полностью, но это и не нужно, так как главное — результат. Кроме общих встреч, с каждым сотрудником мы общаемся лично, я даю обратную связь, координирую действия, если требуется. Часто сама прошу совета, как сделать лучше. Поощряю эксперименты, потому что они позволяют уйти от шаблонов и стереотипов.
Марина Троянова, директор департамента по методологии и управлению эффективностью деятельности торговой сети «Пятерочка»
Под словом «учиться» важно понимать не только учебу на курсах, участие в тренингах, мастер-классах, получение второго высшего образования. Нужно учиться: ориентироваться в насыщенном информационном пространстве, считывать тренды, улавливать изменения, чтобы применять новые знания в команде.

Важно помнить, как быстро сейчас стираются границы между профессиями (например, PR и маркетингом), внутренними и внешними коммуникациями, офлайн- и онлайн-ретейлом. Компании объединяются в экосистемы. Эти вещи тоже важно учитывать при выстраивании работы в команде. И руководителю нужно быть тем самым человеком, который говорит остальным: «Я тут такое узнал, посмотрите на это тоже!»
5. Поддерживать отношения в коллективе
Спустя полтора года после начала пандемии люди привыкли к работе из дома и нашли в этом свои плюсы: остается больше времени на общение с семьей и друзьями, хобби. Стало настолько хорошо и комфортно, что сотрудники некоторых крупных корпораций отказываются выходить в офис. Но отказываться от офлайн-встреч — как рабочих, так и не очень — всё равно не стоит.
Нельзя сказать: «Ну и ладно, работаем по домам» — и всё. Имеет смысл выбрать один день в неделю, когда вы будете приходить в офис на очные совещания. Или периодически собираться всем вместе, чтобы посидеть в кафе и пообщаться.
Наталья Белоусова
Я регулярно общаюсь с командой, спрашиваю, как у них дела и самочувствие, как прошли выходные. Конечно, рассказываю и о своих новостях, достижениях в спорте, хобби и так далее. Выстраиваю диалог. Это важно, так как у всех есть жизнь вне работы. Общаясь с сотрудниками, я всегда помню, что они в первую очередь люди. Они хотят и крутых результатов, и драйва от работы, и хорошего руководителя, и чтобы дома всё складывалось.
Марина Троянова
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.