«Я больше не могу» — что делать, если сотрудник жалуется вам на депрессию и апатию?
Обычный рабочий день, перегруженный задачами. И тут в ваш кабинет входит сотрудник и с мрачным лицом сообщает, что у него депрессия, выгорание, апатия — настолько сильные, что работать он не может.

Каким будет ваш ход? Делимся идеями и рекомендациями экспертов.
Автор
Елена Тимофеева
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Как это бывает: часть первая
Сотрудница работала в клиентском сервисе больше восьми месяцев и показывала стабильный положительный результат. Ей нравилась работа, задачи и команда. Она поддерживала тимлида и была лояльной к компании. Мы решили повысить ее до менторской позиции. Под ее руководством новые сотрудники успешно проходили тренинги, к ней не было никаких вопросов. Спустя всего месяц она сообщила тимлиду, что хочет уйти из компании из-за эмоционального выгорания.
Шоира Ибрагимова, HR на международной онлайн-платформе английского для детей Novakid
Я начала работу в агентстве в октябре 2021 года, примерно через пару недель заметила у двух сотрудников типичные паттерны выгорания: постоянные переработки, при этом отсутствие интереса и потеря продуктивности. В первом случае сотрудник сам обратился за помощью: рассказал о том, какие эмоции и ощущения в теле испытывает, поделился своими догадками о возможном выгорании. Во втором случае пришлось «вытаскивать» из сотрудника проблемы, и я не ошиблась. Помогло то, что сама однажды пережила сильное выгорание.
Юлия Миклина, HR-специалист агентства IDEAS
В «Логомашине» работал технический дизайнер, выполнял задачи важные, но по большей части однотипные: подгонял различные визуальные элементы и баннеры под размеры сайтов и иных площадок. В какой-то момент мы заметили резкое снижение его продуктивности: работа выполнялась некачественно и не в срок, а на связь он выходил с перебоями (мы работаем удаленно). Появились мысли уволить дизайнера, но для начала мы с ним поговорили. Не всегда сотрудник сам решается на открытый разговор с руководителем, но проблема от этого не исчезает, и разговор всё равно необходим.
Роман Горбачёв, директор и основатель брендингового агентства «Логомашина»
Не каждый может у себя заметить выгорание, и редко кто признается. Так что мне повезло, что сотрудники ставят и обсуждают задачи онлайн. В отчетах по активности за месяц я всегда вижу, кто что делал. Там я слежу за количеством комментариев (оно показывает, насколько человек активен) и просроченных задач (а это о том, как сотрудник справляется с обязанностями). Если я замечаю, что кто-то перестал отписываться в карточках задач, стал срывать сроки, хотя раньше был активен и проявлял ответственность, — это явный сигнал встретиться с человеком лично и поговорить.
Сергей Козлов, директор компании — разработчика CRM для малого и среднего бизнеса «Мегаплан»
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Как построить разговор
Оставим в стороне ситуацию, когда вы не лучшего мнения о сотруднике, не верите по определенным причинам в его разглагольствования и в глубине души рады, что он решил уйти. Так тоже бывает — любой эйчар вспомнит не одного сотрудника-лентяя или -ипохондрика. Поговорим о ситуациях, когда человек ценен, вы уважаете его, считаете полезным компании и готовы ему всячески помочь.
1. Начало: не обесценивайте
В разговоре очень важно избегать фраз:
«Да ерунда это всё».
«Мне бы ваши проблемы».
«Вы просто устали, возьмите выходной».
«Ваши личные трудности должны остаться за порогом рабочего кабинета».
«Мне всё равно, как вы себя чувствуете, главное, чтобы работа была выполнена в срок».
Они усугубят эмоциональное состояние сотрудника и могут спровоцировать агрессию.
Внимательно выслушайте человека. Поблагодарите за доверие и сообщите, что цените его как сотрудника и его вклад в организацию. Скажите, что понимаете, насколько важно иметь физические и психоэмоциональные силы, чтобы качественно выполнять свои должностные функции. Пообещайте, что со своей стороны постараетесь обеспечить его комфортными условиями труда. Предложите вместе разобраться и посмотреть, чем вы можете ему помочь.
Алла Нагинайло, практикующий психолог
2. Проясните детали
Для этого:
Спросите, как именно человек ощущает выгорание, депрессию, в чем это проявляется.
Я провела интервью с наводящими вопросами о состоянии: «Что ты испытываешь?», «Как ты думаешь, почему это происходит?», «Какие пути решения для себя ты видишь?» Отмечу, что искренние ответы получаешь, только если есть доверительные отношения с сотрудниками.
Юлия Миклина
Выясните, что именно привносит в проблему эмоциональную составляющую, почему работа вызывает спад настроения, негативные мысли.
Многие сотрудники устают от того, что их не ценят. Бывают истории, когда человек выполняет работу настолько хорошо, что ее просто не замечают. У нас в компании достаточно таких вспомогательных функций. И тут задача руководителя — уметь оценить и подчеркнуть то, чего не видят другие.
Игорь Логинов, руководитель ГК Clever bros.
Проявите причины — порой они глубже, чем усталость.
В разговоре с выгоревшей сотрудницей мы выяснили, что после повышения новые задачи для нее оказались не мотивирующим фактором, признанием и очередным профессиональным этапом, а обременением, причем даже при росте зарплаты. Она не хотела и не могла брать на себя больше, чем условный «обязательный минимум», но не находила в себе сил сказать об этом.
Шоира Ибрагимова
3. Выясните, какое решение видит сам человек
Разве кто-то знает человека лучше, чем он сам? У некоторых сотрудников есть идеи, как себе помочь в состоянии выгорания, при низкой мотивации к работе, и им нужен лишь зеленый свет от руководителя.
4. Отговорите от резких движений
Если сотрудник считает выходом из ситуации лишь увольнение, предложите поискать альтернативы. Порой взгляд со стороны — тем более взгляд человека авторитетного, уважаемого — отрезвляет.
Ко мне в кабинет как-то пришел сотрудник, сказал, что устал от работы, выгорел и хочет переехать в другой город. Специалист он был опытный, терять его не хотелось, поэтому я предложил ему еще подумать, рассмотреть вариант повышения и освоения нового функционала. Он подумал, решил попробовать и остался.
Филипп Щиров, директор и сооснователь сервиса облачной автоматизации бизнеса «Альтап»
Выгоревшим сотрудникам свойственно зацикливаться на негативных мыслях и не видеть никакого решения, кроме как бросить всё нажитое и отправиться с узелком за плечами куда глаза глядят. Спокойно объясните, что увольнение, особенно в никуда, не избавит от апатии и депрессивного состояния, а только усугубит ситуацию, ведь оставит еще и без дохода. Расскажите о возможности отдохнуть, перевестись в другой отдел, сменить обстановку или спектр задач. Приведите примеры сотрудников, которым это уже помогало.
Антон Максименко, HR-директор компании Fix Price
5. Предложите помощь или помогите сразу
Обсудите с сотрудником, как компания и вы лично можете помочь ему восстановить силы, вернуть мотивацию к работе и позитивный взгляд на мир. Среди решений могут быть следующие:

  • снизить требования;
  • пересмотреть график или формат работы, например организовать переход на частичную занятость или удаленку;
  • раздробить крупные задачи на более мелкие с четкими и понятными критериями, сроками, оценками качества выполненной работы;
  • делегировать ряд задач;
  • дать сотруднику помощника — временного или постоянного;
  • перевести сотрудника в отдельный кабинет или в другой отдел — временно или навсегда;
  • сменить пул задач или перевести на новую должность;
  • обеспечить помощь корпоративного психолога, если такой есть, или материальную помощь на оплату его услуг;
  • предоставить дополнительный выходной или внеочередной отпуск.
Алла Нагинайло
Заниматься нужно не только симптомами болезни, но и причинами. Эмоционально выгоревший сотрудник может просто не знать о тех ваших проектах и направлениях, которые помогут ему найти себя, будут интереснее сегодняшних обязанностей. Расскажите ему о возможностях обучения, развития и переквалификации внутри компании. Сотрудник отдохнет и получит радость от новых знаний, а у вас появится более квалифицированный специалист.
Антон Максименко
С кем еще нужно поговорить
Последний шаг, который стоит сделать после разговора с самим сотрудником, — обсудить ситуацию с его ближайшими коллегами. Наставнику, тимлиду или просто коллеге по цеху на соседнем рабочем месте может быть видно то, чего сотрудник вам не рассказал. Предупредите коллег, что к этому сотруднику стоит относиться внимательнее. Создавайте атмосферу, в которой все в коллективе будут больше беречь друг друга, особенно оказавшись в непростые времена в одной лодке.
Антон Максименко
Как это бывает: часть вторая
Проблема с выгоревшим сотрудником решилась саббатикалом и переходом в новую должность. Мы договорились о частичной компенсации, чтобы он спокойно отдохнул и сохранил мотивацию к работе. По возвращении сотрудник сменил деятельность: еще до его ухода в отпуск я подготовила оффер на другую должность и согласовала с руководителем. Руководитель тоже не остался в стороне: он плавно погружал сотрудника в задачи, дал пару недель на раскачку.
Юлия Миклина
Я обычно переключаю выгоревшего сотрудника на другую работу. Был «хантером» (специалистом по продажам) — предложу перейти в «фермеры» (операционные специалисты), то есть сменить одел, руководителя, общую атмосферу, место. Для выгоревшего руководителя отдела продаж мы вовремя нашли дополнительные обязанности — обучать сотрудников, и в ее работе снова появился драйв.
Игорь Логинов
Что если отпустить?
К счастью, отпустить не всегда означает «уволить, попрощаться, расстаться друзьями и вздохнуть с облегчением».
У нас в Novakid регулярно проходят тренинги по мотивации сотрудников для тимлидов, поэтому у тимлида хватило знаний, чтобы подобрать верный подход для разрешения ситуации. Выгоревшая сотрудница показывала отличный результат, вопросов к выполнению KPI не было, поэтому после разговора было принято решение снять с нее новые обязанности ментора и вернуть к прежней позиции менеджера клиентского сервиса. Девушка продолжает работать в компании и показывает стабильно высокие результаты.
Шоира Ибрагимова
Были разные истории в моей практике, в том числе такие, когда сотрудники уходили. Они сделали на своем месте всё, что могли, и получили от компании максимум возможного — мы расставались друзьями. Бывают такие случаи, когда человек перегорает, уходит из компании, но потом возвращается. Например, наша руководитель отдела развития и маркетинга ушла работать в другую компанию, но затем осознала, что хочет вернуться, — и вернулась с новым опытом, который сразу применила у нас. Уход был передышкой и переключением, помог вернуть продуктивное рабочее состояние.
Игорь Логинов
Что я точно знаю: не стоит пытаться спасти всех и сразу. Конечно, общую позитивную психологическую атмосферу в коллективе поддерживать надо. Но! Я концентрирую внимание на ключевых работниках. Их не бывает много: пять-семь человек. Вот с ними я нахожусь в плотном контакте, под которым понимаю неформальное общение, совместные обеды и пиво по пятницам. Так я лучше чувствую и могу вовремя реагировать на настроения.
Сергей Козлов
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Иллюстрации: giphy.com