Что делать, если эффективность работы сотрудников упала?
Одних сотрудников сложное время подстегнуло: они принялись доказывать руководству, что ценны и необходимы. У других, наоборот, продуктивность ушла в минус.
И причины снижения работоспособности могут быть разные.
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Люди переживают за ситуацию в мире и в стране, опасаются за близких.
Кто-то утратил смысл и мотивацию, переживает сейчас изменение ценностей, рассуждает так: «Зачем стараться и вообще что-то делать, если всё решают за нас?»
Многие испытывают волнения, боятся сокращения или потери дохода, тревога отвлекает от работы и даже парализует.
Люди не могут сосредоточиться на работе, вокруг много отвлекающих факторов: новости, разговоры в чатах, споры и конфликты.
Есть те, кто срочно ищет подработку, чтобы компенсировать потерю в доходе.
Экономические и политические перемены требуют много сил для психологической и бытовой адаптации — в результате на работу ресурса может не хватить.
“
Одной из проблем текущего момента для нас стала нарастающая тревожность сотрудников и, как следствие, снижение их работоспособности. Когда «спецоперация» только началась, ребят было тяжелее мотивировать, работа шла медленнее и без энтузиазма. С тех пор мы экспериментируем и адаптируемся.
Роман Горбачёв, директор и основатель брендингового агентства «Логомашина»
Мы спросили экспертов — руководителей, предпринимателей и HR-специалистов, как они сохраняют баланс между человечностью, сопереживанием и целями компании.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Чтобы помочь сотрудникам справляться с тревогой и сохранять высокую работоспособность, мы ежедневно информируем их обо всём, что происходит в компании: какие решения принимает руководство и почему, какие изменения грядут и почему. Не просто сообщаем, что в компании всё хорошо и стабильно, но рассказываем о сложностях, которые решаем, — такая открытость, на наш взгляд, вызывает больше доверия.
Ирина Жиганова, HR-менеджер Skyeng B2B
Определитесь со стилем руководства и будьте последовательны
Опирайтесь при этом на контекст, предысторию и корпоративную политику: резкие изменения могут напугать сотрудников, а страх — плохая мотивация к продуктивной работе.
“
Мы решили, что для сохранения темпов развития бизнеса и поддержания эффективности команды сейчас нужно перейти на директивный стиль лидерства: он хорош в чрезвычайных ситуациях, как показал опыт работы в пандемию. Наши сотрудники восприняли адекватно, что лидер компании собрал команду и сказал: мол, ситуация такая, план такой, делаем вот так. При этом, конечно, разбираем с сотрудниками, как выполнить предложенные задачи и к какому результату это приведет.
Константин Рыбченко, руководитель проектов IT-компании «Вебфлай»
“
Мы выбрали поддерживающий стиль руководства: как нам кажется, сейчас не время «закручивать гайки». Постановку задач и контроль исполнения никто не отменял, но делать это нужно с учетом эмоционального контекста и состояния каждого конкретного сотрудника: у нас в команде есть те, кто по разным причинам острее переживают текущую ситуацию.
Лилия Мингалеева, руководитель службы по работе с персоналом ICL Services
Давайте и получайте обратную связь
“
Планерки по-прежнему проходят каждый день. Так команда понимает, что мы продолжаем работать в обычном режиме и даже усерднее. На планерках мы теперь обсуждаем не только задачи каждого работника, но и планы всего нашего агентства: перспективы его развития и то, как мы планируем решать возникающие в кризис проблемы.
Роман Горбачёв
“
Мы увеличили частоту коммуникаций с командой. Руководители держатся на виду, уделяют внимание всем, проводят пяти- или 15-минутки с каждым сотрудником, поддерживая эмоциональную связь. Стараемся «включать» человеческое общение, обсуждать хоть погоду, хоть экологию.
Константин Рыбченко
“
Следуя принципу человекоцентричности, который предусмотрен нашей корпоративной культурой, руководители на всех уровнях управления становятся своего рода коучами, уделяют время каждому, отслеживают признаки выгорания. Это оказывает успокаивающий эффект: сотрудники ощущают опору, поддержку и рациональность принимаемых решений.
Юлия Щербинина, директор департамента HR-бизнес-партнерства, проектов и подбора Росбанка
Сосредоточьтесь не на «достигаторстве», а на сохранении позиций
“
Со стороны руководства мы стараемся делать всё, чтобы обстановка в офисе располагала к спокойной работе: предоставляем возможности для самореализации и обеспечиваем равномерную нагрузку. В то же время даем сотрудникам выговорить свои опасения, поддерживаем по мере возможности: старые добрые шутки под кофе-чай-печенье, которые всегда были в нашем офисе, остаются там и сегодня.
Филипп Щиров, директор и сооснователь сервиса облачной автоматизации бизнеса «Альтап»
Вовлекайте сотрудников в решение общих задач
“
Естественно, мы занялись разработкой риск-планов для обеспечения непрерывности бизнеса, обсуждаем антикризисную стратегию, при этом вовлекаем сотрудников и фокусируем их внимание на решении первоочередных задач. Основной инструмент — регулярные новостные ленты: чем занят менеджмент, какие планы строит компания, в чем заключается антикризисная стратегия и т. п.
Лилия Мингалеева
“
Совместная работа над процессами позволяет ненавязчиво поддержать сотрудников в этот непростой период: мы проводим обсуждения задач, ищем новые возможности в сложившейся ситуации, формулируем, что в проекте получилось хорошо, что можно улучшить. Открытость и вариативность в коммуникациях, которых придерживается руководство компании, помогает каждому сотруднику лучше адаптироваться.
Константин Рыбченко
Не забывайте об удаленщиках
“
Одной лишь переписки по электронной почте недостаточно, чтобы каждый чувствовал себя частью общего и понимал свой вклад в решение единой задачи. Мы используем различные решения:
командные видеовстречи;
совместное обучение;
доску, на которой видны задачи каждого для отслеживания общего прогресса;
неформальные видеовечеринки для команды, где можно просто пообщаться на любые интересные темы, показать коллегам своих домашних питомцев или даже виртуально поужинать вместе.
Одни компании запрещают разговоры о политике, блокируют новостные ресурсы, чтобы снизить информационную и психологическую нагрузку на сотрудников, сократить споры и конфликты. Другие, наоборот, допускают обсуждения, чтобы у людей была возможность выговориться, обменяться надеждами и позитивными прогнозами. Решение за вами, главное — в дальнейшем придерживаться его.
Отвлекайте сотрудников от негативных переживаний
Способы отвлечь могут быть разные:
корпоративные плюшки
“
Сотрудникам сейчас важно переключиться на продуктивную деятельность и отвлечься от новостной повестки, поэтому мы сохраняем весь пакет бенефитов, который предоставляли ранее: завтраки, внутреннее обучение, доступ к корпоративной библиотеке, скидки на обучение английскому и на обучение детей сотрудников и т. д. Такие меры помогают снизить уровень стресса и возвращают сотрудникам ощущение опоры.
Ирина Жиганова
плотная нагрузка
“
Мы обеспечиваем команде более плотный загруз в работе. В агентстве сейчас много незакрытых проектов, поэтому у ребят нет времени лишний раз читать новости и поддаваться панике. Сотрудники даже отметили, что гораздо спокойнее чувствуют себя в будни, чем в выходные дни.
Роман Горбачёв
обучение сотрудников новым навыкам
Этот вариант не потребует от компании много ресурсов, ведь по-прежнему доступны MOOC-платформы. Кроме того, многие образовательные проекты в России предлагают вводные и бесплатные курсы для перепрофилирования специалистов.
Положительный эффект от обучения двойной: во-первых, мысли сотрудников будут заняты не тревогами, а новой информацией; во-вторых, в кризисных условиях компании могут понадобиться новые навыки и в случае переобучения не придется никого сокращать и тратить ресурсы на подбор.
Проявляйте заботу
“
Чтобы ребята не перегорели, мы внедряем внерабочие активности: коллективную онлайн-йогу, квиз и вечер настольных игр. Это помогает сотрудникам снизить уровень стресса, на время отвлечься от негатива в новостях и отдохнуть от рабочих задач.
Роман Горбачёв
“
У нас есть отдельный проект— Skyeng Team Care. Сотрудники могут обратиться с любыми вопросами, и там помогут. Сейчас эта внутренняя линия поддержки буквально перегружена. В основном поддержку оказывают HR-специалисты, но также подключаются коллеги из других отделов, которые прошли специальное обучение.
Ирина Жиганова
“
В Росбанке сотрудники могут посещать консультации психолога в рамках программ well-being, ДМС. Наши сотрудники, исходя из собственных ощущений, пользуются такой опцией.
В условиях кризиса и всеобщей тревоги мы считаем неразумной стратегию закрытости: попытки отмолчаться, сделать вид, что ничего не происходит, — точно не помогут. Наоборот, подстегнут страх перед неизвестностью.
Юлия Щербинина
“
В погоне за эффективностью важно не забывать, что для команды главный вдохновитель — это руководитель и он должен представлять собой островок безопасности, транслировать предсказуемость. Но велик риск перегрузки и выгораний самого руководителя, об этом стоит помнить и «надевать кислородную маску» сначала на себя.
Константин Рыбченко
Другие спорные способы повысить эффективность работы:
завышенные требования к сотрудникам;
безусловное и безоглядное потакание им;
угрозы увольнения или намеки на него;
сокращения старожилов и наем новичков без крайней необходимости;
проведение «эге-гей-мероприятий» типа тимбилдингов, стратсессий, конкурсов и соревнований.
Как не переусердствовать в погоне за эффективностью?
Иногда меньше значит больше. Многочисленные инструменты, тактики, эксперименты и мероприятия запутают сотрудников. Если корпоративная культура в вашей компании всегда была консервативной, с минимальным вмешательством в личные дела и настроения людей, то даже проявлять эмпатию и выражать поддержку стоит умеренно.
“
Люди не механизмы, которые можно запрограммировать под себя. У них есть свои мотивы и переживания, повлиять на которые мы порой просто не можем, ведь те идут изнутри.