Что делает C&B-менеджер и как им стать

«Сколько ты зарабатываешь?» — C&B-менеджеры таких вопросов не задают. По крайней мере, своим коллегам. Эти специалисты по долгу службы знают, какие у кого зарплаты, компенсации и бонусы. Чем занимается C&B-менеджер, как им стать и сколько можно зарабатывать на этой должности — рассказываем в статье.
11 августа 2025 года
Александра
Смаракова
автор статей
И с чего начать работу в этой должности

Кто такой C&B-менеджер
C&B расшифровывается как Compensation & Benefits, «компенсации и льготы». Эта функция в HR отвечает за систему мотивации и вознаграждения сотрудников. C&B-менеджеры выстраивают эту систему таким образом, чтобы она устраивала команду, не разоряла бизнес и в идеале была конкурентным преимуществом компании на рынке труда.

Как правило, C&B-менеджеры входят в команду HR. Но в небольших компаниях отдельной должности для таких специалистов, скорее всего, не будет: определять, какая зарплата и льготы положены сотрудникам, могут собственник, директор, бухгалтерия, отдел кадров.
Основные задачи C&B-менеджера
Конкретный список обязанностей зависит от компании и ее структуры. Но в целом C&B-менеджер может выполнять следующие задачи:
разрабатывать систему грейдирования, процесс и критерии определения грейда для каждой должности;
формировать соцпакет для сотрудников — определять, какие льготы, бонусы и компенсации в него войдут и за что их можно получить;
разрабатывать систему оплаты труда, планировать зарплатный фонд и расходы на персонал в целом;
анализировать рынок — какие зарплаты и соцпакет предлагают конкуренты, чего ждут соискатели;
Участвовать в разработке организационной структуры компании;
разрабатывать систему мотивации и подходы к оценке эффективности сотрудников.
Всё это не обязательно ложится на одного человека. Задачи могут быть распределены: один специалист отвечает за систему грейдов, другой — за соцпакет и так далее. Кроме того, бизнес может не держать C&B-менеджера в штате, а приглашать как внешнего консультанта, который отладит процессы и систему мотивации, и затем управлять ей будут эйчары или другие сотрудники компании.
Какие компетенции нужны C&B-менеджеру
Чтобы разобраться в этом, мы проанализировали требования в вакансиях для таких специалистов. Чаще всего работодатели ждут от C&B-менеджера следующих навыков и компетенций:

Hard skills
Отличное владение Excel, в том числе умение работать со сложными формулами, сводными таблицами и большими объемами данных.
Знание трудового законодательства. В целом это требование применимо ко всем HR-специалистам.
Знание основных HR-метрик, владение инструментами HR-аналитики.
Понимание системы налогообложения, основ бухгалтерского учета и финансового менеджмента.
Умение выстраивать систему грейдинга и мотивации, знание лучших практик в этой области.
Soft skills
Аналитическое мышление, умение принимать взвешенные решения.
Публичные выступления и умение говорить на языке цифр и метрик. Это помогает C&B-менеджерам презентовать свои идеи и предложения руководству.
Коммуникативные навыки. C&B-менеджер должен находить общий язык с сотрудниками разных уровней.
Умение работать с большими объемами информации.
Стратегическое и критическое мышление.
Обучаемость и адаптивность. Это позволяет, во-первых, корректировать систему мотивации и вознаграждения в зависимости от внешних факторов, а во-вторых — работать в разных индустриях и отраслях.
Кроме того, C&B-специалисту могут пригодиться лидерские качества, если он возглавляет направление C&B в своей компании. Некоторые работодатели также требуют хорошего знания английского языка. И еще одно распространенное требование, особенно для тех кандидатов, у кого пока нет релевантного опыта в HR, — высшее экономическое образование.
Где учиться на C&B-менеджера
Если вы хотите перейти в C&B из других направлений работы с персоналом, есть несколько вариантов обучения:
Пройти переподготовку. Программы по C&B есть в университетах, профессиональных сообществах (например, такой вариант предлагает «Ассоциация профессионалов в сфере мотивации персонала и оргразвития»), онлайн-школах. Кроме того, можно найти курсы по отдельным аспектам и компетенциям C&B: системе мотивации сотрудников, HR-аналитике и так далее.
Получить международный сертификат GRP (Global Remuneration Professional). Для этого сначала придется пройти обучение на курсах, а затем сдать экзамены.
Найти наставника. Этот вариант подходит в основном для тех, кто работает в компании, где уже есть C&B-менеджер, у которого можно поучиться.
Посещать профессиональные мероприятия: конференции, вебинары, лекции.
Самый эффективный путь, на наш взгляд, — проанализировать, какие навыки и опыт для работы в C&B у вас уже есть, а каких не хватает, и на этой основе построить индивидуальную траекторию развития. Универсальных советов здесь нет:
но если вы переходите в C&B из HR — скорее всего, понадобится подтянуть навыки, связанные с финансами и аналитикой;
если, наоборот, вы раньше занимались в основном финансами — может пригодиться обучение по мотивации персонала и другим аспектам HR.
Как найти работу и что делать в первое время
На сайтах поиска работы вакансий C&B-менеджеров относительно немного — рекрутеров, например, требуется заметно больше. Что делать, если перейти в это направление всё же хочется:
Искать вакансии через сарафанное радио и профессиональные сообщества.
Следить за вакансиями в компании, где вы уже работаете, — если C&B-функция в ней выделена, а не объединена с другими.
По возможности брать новые задачи, связанные с C&B, — так вы начнете получать необходимый опыт, и затем вам будет проще претендовать на понравившуюся вакансию в любой компании.
Присмотреться к малому бизнесу. Да, скорее всего, отдельной C&B-функции там не будет. Но с большой вероятностью вы получите нужный опыт: в таких компаниях обычно небольшие HR-отделы, и заниматься приходится всем и сразу.
Предположим, всё сложилось успешно и вот он — ваш первый день в должности C&B-менеджера. С чего начать работу?
Разберитесь в практиках, которые уже есть в компании. Как начисляются зарплаты и премии? Какие грейды есть и каковы их критерии? Что входит в соцпакет? Кто сейчас отвечает за систему мотивации и вознаграждения?
Основная задача — систематизировать информацию и отметить моменты, которые можно было бы улучшить.
Оцените эффективность существующих практик. Для этого нужно понять, во сколько они обходятся бизнесу, соответствуют ли его целям, как влияют на мотивацию персонала.
Поговорите с коллегами и постарайтесь разобраться, как именно складывалась система мотивации и вознаграждения в компании. А еще — насколько руководство в принципе открыто к новым идеям и предложениям.
Соберите обратную связь от сотрудников. Важно понять, как люди на самом деле относятся к доступным льготам и компенсациям, уровню зарплаты.
Сравните систему, которая есть в компании, с тем, что предлагают конкуренты. Это поможет, во-первых, увидеть слабые места и оценить, насколько соцпакет и зарплата соответствуют рынку. А во-вторых — аргументировать свои предложения перед руководством, особенно если есть проблемы с привлечением талантов.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.