Рассказываем, кто такой комьюнити-менеджер и зачем он нужен компании, каким должен быть этот специалист и где его искать.
Как нанять комьюнити-менеджера
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Кто такой специалист по комьюнити
Это менеджер, который создает, растит и развивает лояльные комьюнити (сообщества). Чаще всего такие специалисты занимаются сообществами, которые строятся вокруг брендов. Потому что живое комьюнити — это движущая сила любого проекта, которая помогает продвигать, расширять какую-то идею или делать людей более лояльными к компании.

Сообщество в данном контексте — это не группа в соцсетях, а объединение людей вокруг общей идеи. В настоящем комьюнити между людьми много горизонтальных связей, они знают друг друга и регулярно общаются, чтобы достичь общей цели. И задача комьюнити-менеджера — организовать инфраструктуру, которая объединит людей таким образом.

Сообщества в компаниях бывают внутренние — для сотрудников и внешние — для клиентов.

Также бывают сообщества вокруг проектов, волонтерские сообщества, сообщества по интересам, соседские сообщества и многие другие.
Специалист по комьюнити — это не менеджер социальных сетей и не маркетолог. У него другие функции. Однако знания в сфере маркетинга, SMM и PR для специалиста по комьюнити не будут лишними.
Чем занимается специалист по комьюнити?
Комьюнити-менеджер:
продумывает стратегию развития сообщества;
анализирует активность участников и фидбэк от них, проводит аудиты и при необходимости пересматривает стратегию работы и развития сообщества;
проводит мероприятия (онлайн и офлайн) для участников сообщества;
держит руку на пульсе и отслеживает настроения в сообществе;
помогает выстраивать горизонтальные связи между участниками;
взаимодействует с активным ядром комьюнити.
Для чего брендам комьюнити?
1
Сообщество дает возможность стать более заметным и привлекательным, а еще снизить стоимость лида и уменьшить количество усилий на пиар!
2
Комьюнити позволяет развивать бренд работодателя, нанимать сотрудников становится проще.
3
Вы быстрее запускаете новые продукты и тестируете их силами пользователей. Из числа участников комьюнити вырастают амбассадоры и евангелисты.
4
Сильно снижается нагрузка на команду поддержки: ваши же клиенты помогают другим участникам комьюнити разобраться в продукте.
Кому нужны специалисты по комьюнити?
Работодателям, которые хотят вовлечь сотрудников в определенные направления деятельности компании или во всё, что происходит внутри, а также хотели бы, чтобы те становились адвокатами бренда.
Брендам, которые хотят строить вокруг своего имени комьюнити из лояльных пользователей и потенциальных клиентов.
Фондам и волонтерским организациям, чтобы поддерживать интерес к своей работе.
Геймдев-компаниям, чтобы создавать и, главное, управлять сообществом вокруг новой вышедшей игры.
И многим-многим другим.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Где учат на комьюнити-менеджера
Как правило, такие специалисты — самоучки с разрозненным опытом в PR, маркетинге, редактуре, социальных медиа и т. д. Чаще всего в комьюнити-менеджмент приходят из редакторов (потому что нужно много писать), маркетологов, ивентщиков, политологов, социологов и пиарщиков. Хотя есть и совершенно невероятные истории переходов — из юристов или исследователей.

Высшего образования в сфере комьюнити-менеджмента и комьюнити-маркетинга не существует. Наличие диплома по любой специальности будет плюсом, потому что в вузе учат учиться и взаимодействовать с информацией. Однако отсутствие высшего образования не преграда для того, чтобы быть хорошим комьюнити-менеджером.

Курсов по данной специальности очень много. Относительно недавно в «Нетологии» появился полноценный курс «Комьюнити-менеджер», где преподают ведущие эксперты по комьюнити в России. Его выпускники — отличные кандидаты на должность комьюнити-менеджеров, так что если вы готовы брать начинающих специалистов и растить их внутри компании, то обратите внимание на них.

Еще у комьюнити менеджера должны быть совершенно особенные хард- и софт-скилы, чтобы эффективно выполнять свою работу.
Хард-скилы:
  • умение писать и редактировать тексты;
  • понимание, как организовать ивент;
  • умение анализировать данные;
  • владение иностранным языком;
  • знание индустрии;
  • общая насмотренность.
Софт-скилы:
  • эмпатия,
  • хорошая память,
  • коммуникабельность,
  • системное мышление,
  • любовь к людям,
  • крепкие нервы и стрессоустойчивость.
От начинающих комьюнити-менеджеров ждут адекватности, умения обучаться и осваивать новые сферы, четко выполнять задачи. А миддлы и сеньоры должны хорошо понимать, как ставить задачи, и уметь создавать стратегии.
Где искать комьюнити-менеджера
Есть специальные тематические чаты и группы в «Фейсбуке», где сидит множество специалистов по комьюнити. А значит, там точно стоит запостить вашу вакансию.

Например:

Также стоит написать организаторам курсов по комьюнити-менеджменту и попросить поделиться вашей вакансией: чаще всего там заинтересованы в трудоустройстве выпускников.

Плюс вы можете попробовать найти волонтеров, которые работали на мероприятиях, посвященных комьюнити-менеджменту. Например, на ежегодном комьюнити-конвенте Compot. Можно получить контакты у организаторов и рассмотреть этих кандидатов на позицию комьюнити-менеджера. Еще можно пригласить стажеров — начинающих специалистов, которые хотят научиться всему «в бою». Но только если у вас есть руководитель комьюнити и ему нужны помощники, которые со временем вырастут в полноценных специалистов и смогут приносить больше пользы компании.

Кандидаты на должность комьюнити-менеджера не всегда осознают весь свой опыт. Поэтому на собеседовании важно спросить не только о том, где они работали или что умеют, но и о том, участвовали ли они в жизни каких-то сообществ на волонтерской основе. Возможно, они занимались развитием студенческих сообществ, соседских или любых других.
В качестве проверочного задания можно предложить кейс на работу с негативом. Например, описать ситуацию, когда в сообществе возникла напряженная ситуация, и спросить, что бы человек предпринял.

Если в компании раньше не велась работа с комьюнити и вы сразу не можете позволить себе высококвалифицированного профессионала, то можно нанять специалиста среднего уровня и взять консалтинг или акселерацию от эксперта. Таким образом, вам помогут построить стратегию, а выполнять всё на практике будет ваш внутренний комьюнити-менеджер.

Зарплата комьюнити-менеджеров — от 20 тысяч до 400 тысяч рублей → от джуна из регионов до топа в Москве.
Полезные ссылки
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Иллюстрации: giphy.com