6 советов, как собрать команду мечты
Хорошая команда как швейцарские часы. Не требует ремонта, микроменеджмента и вызывает гордость собственника бизнеса, о которой не принято говорить вслух: всё и так понятно. Внутри нее рождается особая бизнес-магия — синергия, которая помогает компании достичь выдающихся результатов. Разбираемся, как собрать команду мечты.
Елена Тимофеева
автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
6 признаков настоящей команды:
Общие цели и похожие ценности у всех участников.
Уважение к негласным ролям (коммуникатор, организатор, генератор идей и гипотез, исполнитель и т. д.).
Равноправие всех членов команды, уважение к мнению каждого вне зависимости от его должности.
Минимум интриг и здоровая конкуренция.
Готовность открыто общаться, обмениваться мнениями, доверять и прощать друг другу ошибки.
Взаимозависимость — когда каждый ощущает себя частью команды, а не соло-игроком.
Звучит отлично, но добиться этого получается не у всех. Порой рекрутер просто находит нужных людей, следуя инструкциям руководителя организации, а дальше молится HR-богам в надежде, что эти люди превратятся в дружную и результативную команду.

Но когда вы набираете сотрудников в проект с нуля, можно, не уповая на высшие силы, просто учесть правила командообразования.
1. Начните с лидера
Команду обычно создают под человека, которому предстоит ею руководить. Сформулируйте вместе с ним приоритетные и неприемлемые качества будущих сотрудников, определите ключевые компетенции, которыми они должны дополнять или превосходить лидера.

Присмотритесь к будущему руководителю команды. Именно он — залог превращения коллектива в команду. Если человеку не хватает лидерских качеств, стоит определить точки роста, предложить пройти обучение или найти для него другие способы быстро приобрести недостающие навыки.
2. Продавайте идею
Необязательно формулировать миссию компании (кстати, само слово «миссия» у многих офисных сотрудников уже вызывает аллергию) и составлять документ на 300 страниц, который мало кто дочитает до конца. Достаточно кратко описать, какую реальную проблему будет решать продукт или услуга.

Рекрутеру или руководителю проекта останется с горящими глазами рассказывать о проекте потенциальным сотрудникам и отлавливать тех, кого вдохновит рассказ. Заметить таких просто: человек начинает сходу генерировать идеи и гипотезы, «встраивать» себя в будущие процессы, просчитывать возможные результаты и радоваться им.
3. Выбирайте сильных профессионалов, но не звезд
Члены команды должны быть достаточно компетентны, чтобы решать стоящие перед ними задачи. Крепость цепи определяется крепостью ее самого слабого звена, и, нанимая слабых специалистов, вы ухудшаете результаты работы.

Кроме того, высокий профессионализм и работоспособность сотрудника вызывают у коллег доверие и уважение, а это — залог хороших отношений.

Есть нюансы:
Ищите не звезд, а специалистов с ярко выраженной мотивацией к развитию — тех, кому в профессии еще интересно. Совместно обучаясь, они быстрее создадут неформальные связи внутри коллектива и превратят его в команду.
Опасайтесь вольных стрелков, гениев-индивидуалистов, сверхамбициозных достигаторов и глубоких интровертов: высок риск, что они будут мешать формированию команды своим подходом к делу.
4. Ищите отличных коммуникаторов
Коммуникаторы — это «клей» команды, ее основа. Они будут говорить о миссии и ценностях компании, инициировать обсуждения, вводить новичков в курс дела, задавать правильные, своевременные вопросы и в целом вовлекать всех в общение. Так кого искать? Людей, которые умеют слушать собеседника, отвечать по делу, формулировать мысли четко и внятно. С такими вам не захочется прощаться после собеседования, даже если в профессиональных компетенциях они немного не дотягивают до желаемого уровня.
5. Собирайте разных, но взаимодополняющих людей
Стоит учитывать и профессиональные навыки, и темпераменты, и психотипы. Любой команде необходимы генератор идей, дипломат, координатор-организатор, исполнитель, исследователь, узкий профи-эксперт и душа компании. Впрочем, вы можете опираться на любую типологию, которую считаете полезной.

Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Business Strategy, в команде необходимы:
умеренная вариативность мнений,
богатый и разнообразный опыт у сотрудников,
равенство и уважение к любому мнению.
Лайфхак: собирайте не только разных, но и по-человечески интересных людей.

Про хобби давно не принято писать в резюме (мол, это к делу не относится, напрасная трата времени рекрутера). О том, чем человек живет за пределами работы, не всегда спрашивают на собеседованиях. Но чтобы возникла синергия, люди должны друг друга немного очаровать: это происходит быстрее и проще, если в каждом есть какая-то изюминка. Она становится поводом общаться и искать точки соприкосновения.
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице.

Смотреть скидки
6. Ограничьте численность
В команде по определению может быть до 10−12 человек. Если больше — это уже другой вариант взаимодействия (например, объединенная задачей проектная группа или коллектив сотрудников с формальной иерархией). Если работников в компании больше 12, значит, подбор должен идти на нескольких уровнях и руководящие сотрудники должны одновременно быть лидерами одних команд и равноправными участниками других. Старайтесь не нанимать новых сотрудников, пока не будете полностью уверены, что прежние не справляются с объемом нагрузки.
С чего начать формирование команды:
1
Составьте профили членов команды, распределите роли и очередность подбора: кто должен прийти в компанию первым, кто потребуется позже.
2
Продумайте подходы к мотивации, ее варианты — особенно командные.
3
Изучите зарплатные ожидания специалистов в нужных вам отраслях. За копейки не найти серьезных профессионалов, и высокая текучесть кадров не позволит команде сформироваться.
4
Соберите идеи по развитию персонала: люди, которые нужны в команде, обязательно заинтересуются возможностью повышения квалификации.
5
Убедите лидера участвовать в отборе: члены команды должны подходить ему по духу, ценностям и нравиться по-человечески.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Собрали первоначальную команду? Похвалите себя и приготовьтесь, что это только начало: ведь вам предстоит создать комфортную рабочую среду. Если и это удастся, новые люди будут приходить к вам сами. Удачи!
Читайте также:
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.