5 этапов адаптации сотрудников, команда счастья и менторство в СберМаркете
В момент бурного роста компании мало просто найти нужных людей — нужно адаптировать их в команде и наладить рабочие процессы. И. о. вице-президента по HR СберМаркета Зинаида Старухина рассказала, как работает дирекция по работе с персоналом, поддерживая десятикратный рост бизнеса.
Зинаида Старухина
и.о. вице-президента по HR СберМаркета
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
СберМаркет — сервис доставки продуктов и товаров первой необходимости. Сейчас СберМаркет доставляет более 2 млн заказов в месяц по всей России, от Калининграда до Владивостока. Партнеры СберМаркета — более 70 федеральных и региональных ритейлеров. HR-команда СберМаркета сопровождает сотрудников на всех этапах работы в компании — при поиске кандидатов, найме, адаптации, обучении и в период карьерного развития.
1. Отдел онбординга
В 2020 году команда СберМаркета увеличилась в 10 раз — с 170 до 1370 человек. А к сентябрю 2021 года нас было уже более 2500! То есть объемы найма колоссальные. И каждому новому сотруднику нужно быстро войти в колею и разобраться в процессах.

Для этого мы организовали отдел онбординга, который подключается к работе сразу после того, как специалист принимает от нас оффер, и сопровождает новичка до конца испытательного срока.
  • Пребординг
    Новый сотрудник еще заканчивает свои дела на предыдущем месте работы, поэтому мы его особенно не дергаем. Отправляем приветственное письмо, в отдельных случаях организуем встречи-знакомства или приглашаем на корпоратив, чтобы человек начал погружаться в культуру компании.
  • Подготовка
    За три дня до выхода человека на работу мы связываемся с ним по телефону и рассказываем, как пройдет первый рабочий день, какие документы нужно взять с собой. Эту же информацию дублируем письмом. Руководителю отдела, к команде которого присоединяется сотрудник, также напоминаем о выходе новичка.
  • Welcome-встречи
    Новичок приходит на работу, приносит нужные документы, получает оборудование, договаривается с руководителем о целях на испытательный срок. Дальше его ждет welcome-встреча с нашим специалистом по онбордингу, который поможет сориентироваться в том, как устроена компания, какие у нас ключевые инструменты, правила, регулярные встречи и т. д. Раз в шесть недель проходит welcome-встреча с генеральным директором, где люди могут еще больше погрузиться в нашу корпоративную культуру, ключевые ценности, увидеть, куда мы движемся как компания.
  • Пульс-опросы
    Когда человек проходит испытательный срок, мы периодически спрашиваем его и его руководителя, как идут дела, как самочувствие, есть ли какие-то сложности. Если специалист по онбордингу замечает тревожные сигналы, он связывается с сотрудником или его руководителем и приходит на помощь.
  • Практика «360»
    За две недели до конца испытательного срока специалист по онбордингу напоминает руководителю новичка об окончании испытательного срока и помогает собрать обратную связь от контрагентов — коллег, с которыми новый сотрудник взаимодействовал чаще всего. По результатам руководитель и новичок подводят итоги: смогли ли они достичь целей на испытательный срок, удалось ли построить эффективное сотрудничество с коллегами. Если цели выполнены, человек продолжает работать в компании. Если нет, мы расстаёмся.
Окончательное решение всегда учитывает детали ситуации. На испытательном сроке мы рекомендуем руководителю и новому сотруднику еженедельно встречаться и делиться обратной связью друг с другом. Так что обычно видно тенденции: если новичок сейчас в чем-то не дотягивает, потому что ему просто нужно чуть больше времени на раскачку, мы продолжаем работать.
Очень важно, чтобы сотрудники были готовы к честной обратной связи. Этому нужно учить: мы разработали курс по «360», привлекаем менторов и внешних экспертов, которые помогают нам проводить для сотрудников онлайн-тренинги по обратной связи и личному развитию.

Готовность говорить открыто должна идти и от первых лиц компании. Наш генеральный директор начинает регулярные встречи с рассказа об обратной связи, которую он получал недавно, и благодарности за нее. Это напоминает о том, что все мы люди, каждый может ошибаться и нуждаться в подсказке, что можно сделать по-другому. И людям становится проще давать обратную связь и узнавать, что другие думают о них.
Отдел онбординга работает для каждого сотрудника, неважно, кто он — оператор колл-центра в Орле или разработчик, который удаленно трудится с Бали. Мы всех погружаем в нашу общую миссию: экономить время и деньги людей для чего-то более важного, чтобы они не тратили время на походы в магазин, а, например, провели день с близкими. В нашем видении есть цель — стать абсолютным лидером на рынке e-grocery. А дальше схема онбординга может несколько меняться в зависимости от того, чем занимается человек.
Статья: Бренд работодателя
Как завоевать сердца соискателей без уловок и обмана
2. Команда счастья
В СберМаркете есть команда счастья, которая решает три ключевые задачи.
  • Развитие корпоративной культуры
    Мы хотим привлекать топовых специалистов, которые достигали выдающихся результатов на предыдущих местах работы, и создать внутри компании такую среду, чтобы они раскрывались и процветали. Учимся у передовых западных компаний, таких как Netflix и Google, и рады делиться своими наработками с компаниями в России.
  • Высокий уровень вовлеченности сотрудников
    Мы измеряем этот показатель с помощью сервиса Happy Job, который позволяет провести опрос, получить результаты по командам, сравнить их друг с другом и данными по конкурентам. Если что-то не так, задача специалиста команды счастья — выяснить, в чем причина, и устранить ее. Например, последний опрос подсветил три ключевые проблемы, с которыми сейчас работаем: неумение проводить эффективные встречи, отсутствие понятных критериев для карьерного роста внутри компании и выгорание сотрудников.
  • Благополучие сотрудников
    Мы быстро растем, количество и сложность задач превосходят физические ресурсы людей. Нам очень важно поддержать сотрудников, чтобы они сохраняли эмоциональное, физическое и ментальное здоровье. Поддержать людей можно разными способами: организовать встречу с психологом или коучем, помочь найти ментора.

    Еще мы проводим онлайн-занятия спортом, классные корпоративы. Например, устроили костюмированную вечеринку в стиле путешествий по странам мира. Пришел на корпоратив — приехал в Италию. Чем заняться в Италии осенью? Правильно, идем топтать виноград, чтобы сделать вино!
3. Внешние и внутренние менторы
СберМаркет — молодая компания, многие топ-менеджеры выросли из рядовых сотрудников вместе с бизнесом. И однажды мы поняли, что можем стать лучше, но не хватает опыта — каких-то знаний, навыков, иногда даже набитых шишек, благодаря которым становится ясно, как построить работу лучше, проще и результативнее.

Тогда мы сказали себе: просить помощи у тех, кто уже набивал эти шишки, — нормально. А еще обратили внимание на опыт западных коллег, например компаний Instacart и DoorDash.
Наши фаундеры начали искать экспертов из крупных компаний в LinkedIn. Например, заводили в поиск «вице-президент по аналитике в Google» или «вице-президент по маркетингу в Netflix», знакомились с людьми на этих должностях и предлагали им стать менторами сотрудников СберМаркета.
Со временем практика внешнего менторства в компании была принята и налажена. Исходя из бизнес-фокусов, которые перед ними стоят, топы СберМаркета могут найти для себя внешнего ментора и с его помощью двигаться в нужных направлениях быстрее. Разумеется, это коммерческая история, и у нас есть на нее определенные бюджеты.

Рядовым специалистам помогают внутренние менторы — ведущие сотрудники, готовые делиться своим опытом и помогать другим. Мы проводим для них обучение, рассказываем, что значит менторство и менторские отношения, как общаться с теми, кому нужна помощь.
Находите нужных людей в Инсайдере и закрывайте вакансии в вашей компании
база экспертных профилей как замена обычным резюме,
удобный поиск кандидатов по должностям, навыкам и компаниям,
профи, не находящиеся в активном поиске, — в двух кликах от вас,
прямое общение внутри платформы.
4. Run- и change-команды
Если повесить на одних и тех же сотрудников и текущие задачи, и внедрение новых проектов по развитию отдела или компании в целом, что-то неизбежно просядет. И бизнес-показатели непременно дадут об этом знать. Предположим, HR-аналитика показывает большую текучку по результатам испытательного срока, и нужно понять, что не так с качеством найма. А у рекрутеров может не быть знаний и навыков, чтобы разработать инструмент, который для этого требуется. Или нужный инструмент есть, но внедряется он очень долго.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, мы создали run- и change-команды. Первые занимаются операционкой, вторые внедряют новое. Например, команда change решает, каким методом пользоваться при отборе человека на ту или иную должность и какие инструменты для этого применять. А ребята из run занимаются непосредственно наймом.

Сотрудники в run- и change-командах — это люди разных профилей, темпераментов и компетенций. В change-команды чаще всего приходят стартаперы, которым интересно что-то создавать из ничего, делать из нуля единицу. Они могут комплексно оценить любую проблему и выработать решение для нее, не боятся идти вперед и ошибаться, берут на себя ответственность за результат.

Если говорить про людей в run-командах, то им важны стабильность, надежность, высокое качество сервиса и эффективность работы. Они дают обратную связь ребятам из change-, помогают дальше драйвить качество процессов. Это люди, ориентированные на стабильность, которым интересно прийти уже в какой-то работающий процесс и что-то в нем потихонечку улучшать.

Самое главное, что мы сделали, —это правильно распределили работу, чтобы у нас каждый фокусировался на своем и применял в работе в первую очередь свои сильные стороны, а мы за счет этого двигались и не проседали. В дальнейшем планируем в change добавить HR laboratory — discovery-отдел, который будет изучать передовые зарубежные практики и инструменты, привносить в компанию пилотные проекты и внедрять, если они нам подходят.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.

Главные идеи от СберМаркета

1
Необходимо адаптировать и знакомить с миссией компании любого сотрудника, вне зависимости от должности и направления.
2
Давать друг другу честную обратную связь.

3
Поддерживать сотрудников, которые стремятся к развитию.Правильно распределять работу между командами.
4
Не стесняться просить помощи у более опытных коллег, создать и поддерживать практику внутреннего и внешнего менторства.
Правильно распределять работу между командами.
5
Правильно распределять работу между командами. Правильно распределять работу между командами.
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.
Иконки — Tilda Publishing