Как уволить сотрудника без обид
Увольнение — процесс неприятный как для компании, так и для сотрудника. Мы поговорили с экспертами и разобрались, как расстаться с человеком, не испортив отношения.
Тимур Слободин
общался с экспертами
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Выясните причину
Понятно, что не стоит оставлять в компании сотрудника, который не справляется со своими обязанностями. Но ведь вы его когда-то приняли на работу. Значит, он подходил под ваши требования. Поэтому для начала следует узнать, что мешает человеку работать успешно.

Порой оказывается, что причину для увольнения легко устранить. Но даже если нет, такие разговоры полезны, чтобы ситуация не повторилась. Может быть, нужно переписать должностные инструкции, оптимизировать график работы, улучшить условия в офисе.
Расставаться приходится в основном с «зазвездившимися» сотрудниками или с теми, кто не справляется с обязанностями. Часто это одни и те же. Нельзя сразу же увольнять того, кто не выполнил некий план. Нужно выяснить, почему работник стал менее продуктивным, возможно, у него какие-то сложности и ему нужно помочь, подключив к работе его коллег или какие-то иные ресурсы. А может оказаться, что человек выгорел, тогда ему нужно отдохнуть и переключиться. Если уважительных причин нет, отдых не помогает и работнику наскучила его деятельность, но вы всё равно не хотите его терять, стоит предложить ему сменить вектор работы, подобрать что-то смежное, близкое к профессии, но новое. Здесь можно сразу увидеть, насколько загорится человек. Если инициативы ноль, глаза не горят, руки опускаются, то с работником придется расстаться.
Артур Меркушев, директор аналитического отдела Dominfo.ru
В нашей компании увольнения случаются крайне редко. А тех, кто хочет уйти, стараются удержать или предлагают изменить условия работы. Часто дают дополнительное время на размышление, чтобы сотрудник мог еще раз всё обдумать. Как правило, эти беседы проводит HR-менеджер, реже — руководитель компании. Информация, полученная в результате таких интервью, всегда тщательно анализируется руководством. Часто это приводит к организационным или структурным изменениям: например, пошив новой, более удобной формы для сотрудников склада, изменение режима смен у водителей, внедрение более гибкого графика работы для молодых мам. В целом внимательное отношение к обратной связи от персонала позволяет сократить количество увольнений и повысить эффективность работы компании.
Наталья Венерова, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»
Соблюдайте законодательство
Не забывайте вовремя издавать приказы, подписывать должностные инструкции, документы по технике безопасности и так далее. Бывает, что увольнение сопровождается конфликтом. Тогда сотрудник может написать жалобу в трудовую инспекцию не из-за увольнения, а по причине несоблюдения своих прав в процессе работы. Или пойти к юристам и подать в суд. Если суд встанет на его сторону, компании придется выплатить бывшему работнику компенсацию. И вот вы вроде бы уволили человека за дело, однако платите неустойку за то, что не провели инструктаж или не рассказали о технике безопасности.
Не так давно был случай, когда сотрудник одного крупного предприятия пришел на работу пьяным. Это заметил охранник и остановил сотрудника на пропускном пункте. Пока ждали непосредственного начальника — сотрудник скрылся, до рабочего места в тот день он так и не добрался. На следующий день, когда сотрудник появился на работе, его решили уволить за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Это была ошибка: увольнять нужно было за прогул. В итоге сотрудник оспорил увольнение. И подобных ситуаций на практике встречается довольно много. Ошибки при увольнении обходятся компаниям дорого. Если работник оспорит увольнение, то он может восстановиться на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда и расходы на юридические услуги. Кроме того, за незаконное увольнение предусмотрена административная ответственность, а если речь идет о беременной женщине или матери ребенка младше трех лет — даже уголовная.
Кирилл Константинов, юрист по трудовому праву
Понятно объясните причины решения
Старайтесь как можно полнее прописать в должностных инструкциях или трудовом договоре основания для увольнения, принятые в вашей компании.

Сделайте понятную систему KPI или учета рабочего времени. Заранее объясните сотруднику его задачи. Расскажите, что недостижение определенных результатов станет поводом для увольнения. Иначе получится, что человек спокойно работал, а потом внезапно узнал, что он, оказывается, не подходит компании.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Сохраняйте спокойствие
Расставание с сотрудником не должно превращаться в личную трагедию со сквернословием, сплетнями и руганью. Во-первых, это причина для судебного разбирательства: работник может записать все разговоры на диктофон и они станут доказательством для суда. Во-вторых, на атмосфере в коллективе это скажется не лучшим образом: люди будут нервничать, о компании пойдут слухи, появятся плохие отзывы в сети.
Статья: Бренд работодателя
Как завоевать сердца соискателей без уловок и обмана
Оставайтесь дружелюбным
Если увольнение неизбежно, сделайте всё, чтобы у сотрудника не осталось причин для обид. Поговорите с человеком, закройте перед ним все долги по зарплате, а если есть возможность, то дайте ему рекомендации или постарайтесь подыскать новое место работы.

Пять простых правил грамотного увольнения:

Соблюдать трудовое законодательство на всех этапах сотрудничества.
Дать сотруднику шанс улучшить результаты.
Объяснить причину увольнения.
Не переходить на личности.
Закрыть все долги и не жалеть рекомендаций.
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.