Руководители рассчитывают, что сотрудники будут говорить им правду. Только так можно планировать работу, принимать обоснованные решения и руководить компанией или отделом в спокойной уверенности «я знаю и понимаю, что происходит вокруг».

Но сотрудники иногда врут. Разбираемся, что с этим делать и как стоит вести себя в таких ситуациях.
«Все лгут!»: что делать, если сотрудники обманывают
Автор
Елена Тимофеева
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Ложь на работе бывает разной. Ее можно классифицировать, например:
Условно-простительная без последствий
Сотрудник звонит руководителю и сообщает, что «плохо себя чувствует / отравился / простудился / пообщался с ковидным больным», но на самом деле отсутствует на работе из-за похмелья, визита мамы или банальной усталости.
Объяснимая и с последствиями
Начальник спрашивает у сотрудника, организовал ли тот доставку товара для важного клиента. Сотрудник не моргнув глазом отвечает: «Да, конечно» — а потом бежит заказывать эту доставку. Вот только возмущенный задержкой клиент уже ведет переговоры с конкурентами.
Непростительная и однозначно наказуемая
Сотрудник отдела закупок договаривается с покупателем об откате, обманывая руководителя о ценах или качестве товара. Страдает прибыль компании.
Чем серьезнее последствия лжи, тем важнее бороться с обманщиками.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Зачем и почему люди врут на работе
Цели и причины обмана могут быть разными, часто люди даже сами себе в них не отдают отчета. Но если руководитель выявит их, то сможет не только справедливо поступить с обманщиком, но и понять, как избежать повторения ситуации.
Зачем сотрудники обманывают
Чтобы добиться карьерных целей: получить повышение, завоевать контроль, улучшить репутацию.
Чтобы уклониться от работы и ответственности.
Чтобы отомстить за «провинности» руководства, например сверхурочную работу без оплаты или зарплату ниже рынка.
Чтобы саботировать решения руководства, с которыми они не согласны, например реорганизацию.
Чтобы заработать больше — здесь используются мошеннические схемы.
Почему сотрудники обманывают
Стремятся быть добрыми к другим: «Николай Иванович не виноват, просто принтер сломался» или «Я уверена, что всем понравилась ваша презентация».
Хотят сохранить лицо: «Я не видел ваше последнее письмо, оно, наверное, попало в спам».
Боятся показаться некомпетентными или неэффективными: «Меня отвлек клиент, поэтому документы я не оформил».
Предпочитают избегать конфликтов: «Меня устраивают все изменения, которые вы внесли».
Не верят, что поставленных целей можно добиться другими способами, например сделать карьеру, не присваивая при этом себе заслуги коллег.
Понимают, что в компании с вечно горящими дедлайнами, нереальными KPI и завышенными стандартами ложь — единственный способ сохранить нервы, место или будущую премию.
По привычке, потому что всегда решают проблемы посредством лжи.
Что делать, если вы обнаружили обман
Определите серьезность ситуации
Если ложь безобидна, то ограничьтесь предупреждением (о нем ниже). Если вредит людям, отношениям, финансовым результатам или репутации компании — решайте, опираясь на серьезность ущерба, профессиональные и личные качества сотрудника и на причины, толкнувшие его к обману.
Разберитесь в причинах лжи
Будьте готовы, что подобное расследование «подсветит» ваши ошибки как руководителя или неверно выстроенные бизнес-процессы. Но если не хотите, чтобы сотрудники обманывали, — устраняйте именно причину, а не следствие.
Предупредите сотрудника
Важно дать понять, что обманывать впредь человеку будет невыгодно, например: «Я считаю, что неприемлемо, когда кто-то из команды бросает тень на общую репутацию. Поймите: если вы и дальше будете подставлять людей, я не смогу вам доверять даже в тех аспектах работы, с которыми вы блестяще справляетесь». Однако любые обличительные беседы лучше проводить без свидетелей: так у вас больше шансов на откровенность со стороны сотрудника и на мирное решение проблемы.
Попрощайтесь с сотрудником
Если из-за обмана сотрудника страдают рабочие процессы или накаляется обстановка в прежде дружном коллективе — это веская причина предложить человеку уйти. А мошенника и вовсе нужно уволить как можно скорее.
Как не допустить обмана
Проверяйте соискателей «на входе»
Старайтесь выбирать тех, кто не слишком сильно приукрашивает реальность и достижения. Если человек решился на обман на собеседовании — высок риск, что он и дальше будет лукавить.
Проблему вранья надо решать стратегически: собрать команду, коллектив единомышленников, для которых мораль и нравственность — это ценность. Поиск таких сотрудников занимает больше времени, но в итоге о подобных проблемах можно будет не беспокоиться.
Вадим Баринов, руководитель московского офиса ЦКТ
Создавайте безопасную среду
Всеми доступными способами убеждайте сотрудников, что говорить правду — безопасно: гонцов, принесших дурные вести, и даже провинившихся подчиненных не накажут, если проблему удастся решить. Принимайте правду сдержанно и профессионально, даже если она вам не нравится, — а затем благодарите сотрудников за честность и ответственный подход к делу.
Однажды мы взяли на работу девушку на удаленку. Она должна была выполнять очень большой объем технически сложной работы. Сотрудник недавно вышла из декрета, очень хотела работать, но через некоторое время стало очевидно, что у нее не получается: она не рассчитала силы и собственное время. Так как у нас в компании принято строить взаимоотношения на взаимном доверии, получилось честно поговорить и обсудить ситуацию. В итоге удалось сохранить сотрудника и хорошие отношения, а работу разбили на части и построили новый, удобный график — чтобы работа выполнялась, вранья не было и человек не сгорел.
Вадим Баринов
Поработайте над внутренними регламентами
Стремитесь к тому, чтобы сотрудники могли решать личные проблемы, не нарушая правила и регламенты компании.
Я стремлюсь строить бизнес таким образом, чтобы соблазнов врать было меньше. Возьмем частый пример: обман сотрудника о том, что он «заболел». Почему человек врет? Потому что у него нет законного права взять отгул на бытовые/жизненные вопросы или отгул «с отработкой» — и он пытается поступить так, чтобы в системе всё выглядело законно. Если бы он знал, что такие нюансы можно обсуждать, то не стал бы ничего придумывать.
Дмитрий Гринкевич, директор компании «Манао»
Устраните соблазны
Порой руководители заняты стратегическими вопросами или процессным управлением и мало внимания уделяют рабочим аспектам, которые делают компанию уязвимой. А в условиях безнаказанности даже самый честный сотрудник может решиться на обман или мошенничество.
Один мой клиент, компания которого обслуживает печатающие устройства, столкнулся с неприятной ситуацией. Из-за специфики оборудования владелец был вынужден часто сам выезжать к клиентам. И как-то раз очередной клиент, не зная, что перед ними основатель компании, предложил «договориться», то есть заплатить «мимо кассы». Кто знает, сколько раз сотрудники соглашались на это, обманывая работодателя? Возникновение подобной схемы говорит о том, что в компании нет системности: подчиненный сам принимает заказ, сам рассчитывает стоимость и время выезда, делает ремонт и принимает оплату. Выявить и пресечь обман поможет четкое описание бизнес-процесса компании и разделение функций. Например, общаться, просчитывать стоимость заказа и назначать время выезда мастера должен менеджер по работе с клиентами. А технический специалист обязан отзвониться менеджеру, что провел диагностику, и сообщить, какой ремонт будет делать, сколько времени это займет.
Александр Высоцкий, консультант по управлению, основатель консалтинговой компании Visotsky Consulting
Стройте честную корпоративную культуру
Уважение и справедливость на рабочем месте, достойная зарплата и понятные правила поощрения, благодарность и признание за хорошо выполненную работу, четкие должностные инструкции и отсутствие «любимчиков» — вот на чем стоит честная корпоративная культура. В компании, где она принята, сотрудникам будет не интересно и незачем обманывать руководство.
А надо ли бороться?..
Если кто-то из сотрудников обманывает руководителя безнаказанно, остальные подтянутся и начнуть лгать по мелочам. А от маленькой лжи до большой рукой подать. Правда, инструменты борьбы могут быть вполне гуманными.
Считаю, что бороться с сотрудниками-лгунами не нужно, ведь вранье — это следствие глобальной проблемы взаимоотношений в коллективе. Лучше потратить свои силы, энергию и время на то, чтобы построить доверительные отношения между сотрудниками и руководителем. Тогда обманывать нет смысла. Я на руководящей должности восемь лет. Все мои ребята знают, что по уважительной причине их всегда отпустят. У нас нет никаких проблем с тем, чтобы уйти в рабочее время или взять отгул по своим безотлагательным делам или форс-мажорам, соответственно, не надо ничего придумывать.
Вадим Баринов
Читайте также
Скидки до 50% на популярные тарифы
Лучшие акции и спецпредложения сервиса Работа.ру на одной странице
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Иллюстрации: giphy.com