Функции менеджмента: что должен знать каждый руководитель?
Для того чтобы успешно управлять людьми в условиях изменений на рынке труда и стремительного развития технологий, необходимо правильно выполнять пять ключевых функций менеджера (менеджмента).

Расскажем о них — а также о стандартных паттернах управления, которые приведут к намеченным целям. Заодно поделимся полезными инструментами и приведем примеры того, как основные функции менеджмента реализуются на практике.
4 февраля 2025 года
Елена Тимофеева
Автор
Чтобы успешно управлять командой и достигать бизнес-целей
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Сложности управления в современных условиях
Руководители сейчас сталкиваются с целым рядом сложностей. Экономическая нестабильность и меняющиеся технологии требуют оперативной адаптации, а высокая конкуренция за таланты усложняет поиск и удержание сотрудников. Популярностью и спросом у кандидатов пользуются удаленный и гибридный форматы, которые требуют гибкости в управлении и коммуникации.

Важными вызовами становятся выгорание, «тихое увольнение», джоб-хоппинг и другие, о которых многие топ-менеджеры даже не слышали.

Кроме того, на руководящие позиции приходят всё больше представителей поколения Z: им приходится «командовать» более опытными коллегами, преодолевать межпоколенческие разногласия.
Ключевые функции менеджмента
  1. Функция планирования
Планирование — это постановка целей, определение путей их достижения и распределение ресурсов. Оно устанавливает вектор развития команды и компании.

Почему функция важна? Без качественного планирования сложно достичь поставленных целей. Оно помогает избежать хаоса, минимизировать риски, повысить эффективность работы и подготовиться к возможным трудностям и изменениям на рынке труда.
Как выполнять функцию правильно:
Ставьте конкретные, измеримые и достижимые цели.
Регулярно анализируйте текущую ситуацию, включая внешние и внутренние факторы.
Привлекайте сотрудников к обсуждению планов, чтобы учесть разные точки зрения.
Учитывайте риски и обдумывайте, как можно их минимизировать.
Распространенные ошибки руководителей:
Постановка слишком амбициозных или неопределенных целей.
Игнорирование обратной связи от команды.
Недооценка возможных рисков.
Отсутствие регулярного пересмотра и корректировки планов.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


Полезные инструменты:
SWOT-анализ — для оценки ситуации.
Матрица Эйзенхауэра — для приоритизации задач.
Диаграмма Ганта — для планирования проектов с учетом необходимого для конкретных задач времени.
План-фактный анализ — для отслеживания прогресса.
Наталья, руководитель HR-отдела в крупной IT-компании, использует ежемесячные стратегические сессии для планирования. Перед запуском программы обучения сотрудников она с командой подготовила подробный план и включила в него цели, сроки, ресурсы. Такая тщательная подготовка позволила не только добиться успешной реализации проекта, но и сэкономить бюджет: команда предусмотрела большинство возникших позднее трудностей — и была к ним готова.
2. Функция организации
Организация — это распределение задач, ресурсов и полномочий для достижения поставленных целей. Она обеспечивает четкость в работе команды, снижает хаос и повышает продуктивность.

Почему функция важна? Хорошо выстроенная организация работы помогает каждому сотруднику понимать свои задачи и ответственность, сводит к минимуму лишние или дублирующиеся действия, создает условия для эффективного сотрудничества.
Как выполнять функцию правильно:
Распределяйте задачи в соответствии с компетенциями сотрудников.
Устанавливайте четкие роли и зоны ответственности.
Сокращайте бюрократию, упрощайте регламенты и процедуры.
Обеспечивайте доступ к необходимым ресурсам и инструментам.
Распространенные ошибки руководителей:
Распределение задач без учета сильных и слабых сторон людей.
Отсутствие четкого понимания ролей и полномочий членов команды.
Перегрузка или недостаточная загрузка сотрудников.
Игнорирование обратной связи о процессе работы.
Микроменеджмент и чрезмерная бюрократия.
Полезные инструменты:
Методика RACI (responsible, accountable, consulted, informed) — для распределения ролей и зон ответственности.
Оргструктура и карты процессов (графические схемы, которые иллюстрируют последовательность действий и задач в рамках определенных рабочих процессов) — для визуализации структуры команды, упрощения общения, стандартизации процессов.
Таск-менеджеры, такие как Asana, «ЛидерТаск», Kaiten, WEEEK.
Делегирование с опорой на обучение по методу 70 ∶ 20 ∶ 10. 70% знаний сотрудники получают через практический опыт на рабочем месте, 20% — через взаимодействие с коллегами и наставниками, 10% — через курсы и семинары.
В начале года Наталья столкнулась с проблемой: из-за быстрого роста компании и появления нового подразделения задач стало слишком много. Сотрудники путались в приоритетах. Наталья составила RACI-матрицу, чтобы распределить роли в отделе и упростить всем работу. Например, она назначила отдельных людей ответственными за подбор ИИ- и IT-специалистов, а сама при этом выполняла роль консультанта. Это и другие решения по оптимизации сократили время на наем и улучшили взаимодействие в команде.
3. Функция мотивации
Мотивация — это создание с помощью внутренних и внешних стимулов условий для достижения сотрудниками высоких результатов.

Почему функция важна? Без мотивации сотрудники могут утратить интерес к работе, что снижает их производительность и приверженность компании. Грамотная мотивация сокращает текучесть кадров, укрепляет лояльность, увеличивает вовлеченность и нацеленность на результат.
Как выполнять функцию правильно:
Регулярно проводите оценку потребностей сотрудников и вносите корректировки в систему мотивации.
Сочетайте материальные и нематериальные стимулы.
Включайте сотрудников в процесс принятия решений, подчеркивая значимость каждого человека в успехе команды.
Учитывайте индивидуальные предпочтения и достижения сотрудников при выборе методов мотивации.
Распространенные ошибки руководителей:
Ожидание, что всем сотрудникам подойдет единая мотивационная программа.
Пренебрежение личными потребностями людей, например балансом между работой и личной жизнью.
Недооценка важности признания достижений.
Сильный акцент на финансовом поощрении.
Полезные инструменты:
Опросы лояльности и вовлеченности с добавлением блока «Идеи и предложения» — для поиска эффективных инструментов мотивации.
Выявление гигиенических факторов согласно теории мотивации Герцберга — для предотвращения неудовлетворенности сотрудников.
Метод пяти «почему» — для глубокого анализа аспектов, которые на самом деле мотивируют команду.
Программы признания достижений, такие как «Сотрудник месяца» и «Еженедельные “спасибо”» (когда по пятницам люди благодарят друг друга за помощь, профессионализм или поддержку).
Внедрение гибких графиков работы и построение карьерных траекторий — для увеличения вовлеченности.
По окончании сезона отпусков Наталья заметила, что многие сотрудники стали отлынивать от работы. Опрос показал, что «лентяи» просто не видят возможностей для развития. Наталья обсудила со всеми заинтересованными их карьерные пути и приоритеты, организовала тренинги и индивидуальные коуч-сессии. Уровень вовлеченности вырос на 40%, а специалист, который собирался увольняться, передумал.
4. Функция контроля
Контроль — это отслеживание того, как выполняются задачи и цели, а также оценка результатов и корректировка действий в случае отклонений.

Почему функция важна? Контроль помогает предотвратить ошибки, недоразумения и даже кризисы, которые могут возникнуть в процессе работы.
Как выполнять функцию правильно:
Устанавливайте четкие критерии для оценки выполнения задач и прохождения промежуточных этапов.
Регулярно проверяйте по контрольным точкам статус выполнения задач, чтобы выявить проблемы как можно раньше.
Составляйте и публикуйте отчеты о прогрессе работы, чтобы все участники проекта знали о текущем статусе, успехах, задержках и трудностях.
Развивайте культуру открытых обсуждений и конструктивной обратной связи, чтобы сотрудники могли сообщать о проблемах на ранних стадиях.
Распространенные ошибки руководителей:
Пренебрежение регулярными проверками или проверки без внятного графика и регламента.
Избыточный контроль, который превращается в микроменеджмент, — он снижает мотивацию.
Недостаточное внимание к обратной связи от сотрудников.
Игнорирование проблем, нежелание признавать ошибки планирования и вносить корректировки.
Полезные инструменты:
KPI — для оценки результатов.
«Метод критического пути» (выявление самой долгой цепочки взаимосвязанных задач от начала до конца проекта) — для поиска аспектов, требующих особого внимания.
Статус-встречи — для оценки прогресса и корректировки курса.
Таск-менеджеры — для отслеживания выполнения задач в реальном времени.
После прохождения онбординга каждым новым сотрудником Наталья приглашает на встречу его наставника для обсуждения первых результатов работы. Вместе они оценивают эффективность онбординга, обсуждают трудности, с которыми столкнулся наставник, а также зоны роста сотрудника и план восполнения пробелов. Такая практика помогает удерживать новичков и мотивирует «старичков» становиться наставниками.
5. Функция координации
Координация — это согласование действий и ресурсов между различными подразделениями, членами команды и другими заинтересованными сторонами. Задача координации — добиться слаженной работы.

Почему функция важна? Координация помогает избежать недоразумений, задержек, ошибок и конфликтов, которые могут возникнуть при несогласованных действиях участников.
Как выполнять функцию правильно:
Создавайте четкие планы и графики, чтобы все члены команды понимали свои задачи и сроки.
Поддерживайте открытое общение между сотрудниками.
Описывайте механизмы для быстрого разрешения конфликтов.
Упрощайте коммуникацию.
Используйте специальные инструменты для координации работы, например общий календарь или таск-менеджеры.
Разграничим понятия. Координируя работу, руководитель согласовывает действия подразделений и участников для достижения общих целей. Так, координатором выступает дирижер, который следит за гармонией при исполнении произведения, настраивая и сопоставляя действия музыкантов. Организация же — это процесс создания структуры для выполнения задач. Тот же дирижер организует грамотное исполнение произведения, когда отбирает наиболее подготовленных музыкантов, рассаживает их по местам, раздает партитуры.
Распространенные ошибки руководителей:
Недостаточная коммуникация между командами — это приводит к дублированию усилий и к несогласованности.
Отсутствие гибкости в планах — мешает быстро адаптироваться к изменениям.
Отказ от модерирования конфликтов.
Полезные инструменты:
Коммуникационные платформы (VK Teams, «Яндекс Мессенджер», Dialog, SberJazz) — для обмена информацией между командами.
Системы управления проектами — для понимания общей картины работы.
Регулярные встречи кросс-функциональных команд.
Диаграмма Ганта — для отображения взаимосвязей между задачами.
Наталья использует общий календарь для синхронизации всех бизнес-процессов в команде и между отделами, чтобы предотвратить дублирование задач и задержки. В случае конфликта Наталья сразу организует встречу всех вовлеченных сторон, чтобы быстро решить проблему, вернуть проект в нужное русло и составить простой регламент, который поможет избежать недоразумений в будущем.
Модели управления с опорой на функции
Использование пяти ключевых функций управления в разных комбинациях и с разной степенью экспертизы можно рассматривать как паттерны. Это модели (системы, шаблоны), которые систематизируют все функции, помогают руководителям управлять командой и двигаться к целям.
Первый паттерн: знание управленческих функций. Это фундамент, без которого руководитель будет действовать бессистемно, «по наитию» — и неизбежно совершая ошибки.
Второй паттерн: понимание, как применять функции менеджмента в зависимости от уровня руководителя. Так, приоритетная задача топ-менеджеров — стратегическое планирование, а менеджеры среднего звена должны координировать операционную деятельность.
Третий паттерн: использование функций менеджера с учетом жизненного цикла компании. Сначала на первый план выходит грамотное планирование и обязательная мотивация сотрудников к сверхдостижениям. По мере роста требуется всё тщательнее организовывать бизнес-процессы и координировать работу всё большего количества подразделений.
Четвертый паттерн: учет личных особенностей руководителя, его психотипа, характера, темперамента, ценностей. У каждого человека есть сильные стороны, которые помогают ему лучше справляться с отдельными управленческими функциями.
Пятый паттерн: использование разных функций управления в зависимости от опыта и уровня подготовки руководителя. Начинающие менеджеры склонны уделять больше внимания операционному управлению и контролю, опытные же предпочитают работать с мотивацией.
Шестой паттерн: управление с опорой на собственные навыки. Осознавая свои слабые стороны, руководитель может делегировать некоторые роли более компетентным специалистам.
Современные тенденции в менеджменте
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.