Зачем нужен менеджер по счастью: опыт тех, у кого он есть

Можно ли «заменеджерить» счастье, или насильно счастлив не будешь? Об этом мы спросили руководителей компаний, где есть должность менеджера или директора по счастью, а также самих специалистов, которые выполняют эту непростую задачу — делают сотрудников счастливее.

В подготовке статьи нам помогали:

  • Алена Фарина, лидер команды счастья сотрудников «Додо»;
  • Алексей Оносов, основатель компании «Юнисофт», автор бизнес-книг, в том числе книги «Хэппиномика. Теория и практика счастливой жизни»;
  • Татьяна Шумская, директор по счастью маркетингового агентства IT-Agency;
  • Наталья Павлова, старший партнер / сооснователь агентства MChoice Executive Search;
  • Наталья Рудакова, руководитель проекта «Путь счастья», внешний подрядчик на роли менеджера по счастью, сотрудничает с крупной строительной компанией.
27 ноября 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Как и когда возникает идея о менеджере по счастью?
Компания пересматривает существующие роли и функции.
В «Додо» роль менеджера по счастью сотрудников существует с 2018 года: в компании только что появился HR-директор, она начала выстраивать процессы. На тот момент у нас было три офиса, и офис-менеджеров объединили в одну команду. Название позиции — «менеджеры по счастью» — выбрали так: офис-менеджер встречает всех сотрудников и помогает на всем пути в компании.
Алена Фарина
Классические и привычные инструменты мотивации перестают работать.
Мы столкнулись с тем, что изменение мотивации не всегда приводило к росту удовлетворенности и эффективности сотрудников. Это заставило нас задуматься о более комплексном подходе. Сначала сотрудники восприняли новость о менеджере по счастью со скепсисом: многие считали, что это пустая трата денег. Но постепенно люди оценили заботу компании об их благополучии.
Алексей Оносов
Компания стремится повысить уровень удовлетворенности сотрудников, например на фоне усиления конкуренции за специалистов или по результатам опросов.
Многие наши клиенты — крупные корпорации и средний бизнес — пришли к роли менеджера по счастью, стремясь повысить уровень удовлетворенности сотрудников.
Наталья Павлова
Другие возможные причины ввести должность менеджера по счастью:
сложности в удержании ключевых специалистов и ухудшение HR-бренда;
увеличение конфликтов и напряженность в коллективе;
введение гибридного или удаленного формата работы;
кризисные ситуации — реорганизация, сокращения, изменение структуры управления;
требования акционеров или инвесторов.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


Какие задачи решает менеджер по счастью?
Если коротко: каждая компания решает это сама, а значит, нет и не может быть одинаковых должностных инструкций. Подробнее — в ответах экспертов.
Мы находимся внутри большой команды HR Global. Взаимодействуем на разных проектах с разными командами, но синхронизируемся с HRD. Сейчас в команде семь человек. Отвечаем за жизнеобеспечение пяти офисов и четырех коворкингов в разных городах и странах, за бенефиты и плюшки для сотрудников, за локальные мероприятия и две R&D-лаборатории. Мы проводим регулярные опросы внутри компании. Спрашиваем, что стоит улучшить или изменить в офисе, чтобы работа стала комфортнее и эффективнее. На основе опросов формируется бэклог задач, который мы берем в работу.
Алена Фарина
Задачи менеджера по счастью сводятся к созданию комфортной среды, где сотрудники могут раскрывать свой потенциал и поддерживать баланс между личной жизнью и работой. В одной из компаний, с которой мы работаем, менеджер по счастью отвечает за создание инициатив по личностному развитию сотрудников, включая программы коучинга и soft skills.
Наталья Павлова
Мы сформулировали для себя некую стратегию счастья, которая включает четыре блока: 1) внутренние коммуникации; 2) работа с мотивацией, с выгоранием в том числе; 3) точечная работа в зоне HR — начали с онбординга, дальше пошли в сторону найма; 4) внутренние мероприятия, бенефиты, подарки сотрудникам. Основной инструмент работы — пульс-опросы. По его результатам ежеквартально я собираю отдельные отчеты по каждому направлению, и мы их обсуждаем с руководителями. Смотрим общую тепловую карту и квартальную динамику, предлагаем точечные мероприятия или что-то универсальное (например, «кафетерий бенефитов», новые инструменты для работы).
Татьяна Шумская
Я работаю под руководством HR-менеджера компании. Провожу психологические тестирования, интервью сотрудников — измеряю индекс счастья по OHI (Оксфордскому опроснику счастья) в динамике. Подбираю подходящие методики улучшения навыков стресс-менеджмента, mindfulness-практики. Ориентируюсь на методики work-life balance, постепенно улучшая его показатели.
Наталья Рудакова
Как может меняться подход к обязанностям?
Бывает, что компании не сразу понимают, какие обязанности возложить на менеджера по счастью: описание на старте включает общие задачи по поддержанию корпоративной культуры и улучшению морального климата. Однако со временем роль эволюционирует.
Изначально мы размыто представляли обязанности менеджера по счастью. В описании вакансии значилось что-то вроде «создание позитивной атмосферы в коллективе» и «повышение лояльности сотрудников». Со временем функционал расширился и стал конкретнее. Сейчас менеджер по счастью у нас занимается организацией корпоративных мероприятий, внедрением программ well-being, проведением тренингов по soft skills, индивидуальным коучингом сотрудников и участвует в разработке системы нематериальной мотивации.
Алексей Оносов
В одном из наших клиентских кейсов менеджер по счастью изначально занимался организацией корпоративных мероприятий, но со временем взял на себя создание программ ментального здоровья и инициативы по work-life balance.
Наталья Павлова
Что сложного в работе менеджера по счастью?
Счастье сложно измерить.
Счастье [сотрудников] субъективно и зависит от множества факторов, не все из которых подконтрольны работодателю. Поэтому приходится постоянно искать новые подходы и инструменты для оценки эффективности работы.
Алексей Оносов
Сотрудники считают счастье своим личным делом.
Не всегда сотрудники в полном объеме делятся чувствами. Это затрудняет процесс диагностики и скорость получения результатов.
Наталья Рудакова
Сложно делать людей счастливыми, когда внешний контекст и сама компания стремительно меняются (читай: практически постоянно).
Один из вызовов для нас — это успевать в условиях, когда проводится много экспериментов, много вводных, постоянно что-то меняется. Например, мы планировали систему на 100 человек, а нас уже 160 — и как действовать? Надо успевать «фундаментировать», чтобы нововведения быстро приживались, превращались в понятные, прозрачные, выстроенные процессы.
Татьяна Шумская
Сотрудники не верят в возможность перемен (и в способность менеджера по счастью что-то изменить).
Опыт наших клиентов показывает, что восприятие должности менеджера по счастью зависит от корпоративной культуры. В компаниях с развитой культурой заботы о сотрудниках появление менеджера по счастью воспринимается с энтузиазмом и поддержкой. В других случаях возникает скепсис: сотрудники сомневаются в необходимости такой роли или считают ее «декоративной».
Наталья Павлова
Приходится искать компромисс между счастьем и стратегией.

На следующий год моя задача — перейти из операционного фокуса в стратегический. Предстоит «поженить» стратегию компании с потенциалом людей.
Татьяна Шумская
Не обо всех трудностях принято говорить вслух. Например, есть такие:
некоторые запросы сотрудников невозможно удовлетворить;
у сотрудников разных поколений разные представления о счастье;
в кризисные периоды и ситуации (например, на фоне сокращений) сложнее обычного сделать людей «счастливыми»;
ограниченные ресурсы;
нужно постоянно генерировать новые идеи и как можно чаще доводить их до воплощения;
работа предполагает высокие эмоциональные нагрузки и необходимость действительно много общаться с людьми.
Каким должен быть менеджер по счастью?
Сколько компаний — столько и представлений о «проводнике счастья». Но есть универсальный «суперскил», которым человек должен владеть: эмпатия.
На мой взгляд, ключевое качество для менеджера по счастью — искреннее желание заботиться о людях. Без этого никакие техники и инструменты не будут работать. Также важны развитые коммуникативные навыки, эмпатия, креативность, умение работать с большими объемами информации.
Алексей Оносов
Сейчас при найме менеджеров по счастью мы обращаем внимание на три фактора: совпадение по ценностям и принципам; высокий уровень мотивации и вовлеченности; проактивность, самостоятельность и желание приносить радость сотрудникам. Опыт работы администратором приветствуется, но не влияет на финальное решение.
Алена Фарина
По нашему опыту подбора идеальный кандидат — человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, хорошими коммуникативными навыками и способностью к эмпатии. Он должен быть чутким к потребностям сотрудников, уметь распознавать проблемы до их возникновения. Важна высокая степень адаптивности: каждый коллектив уникален и успешный специалист должен уметь подстраиваться под особенности команды.
Наталья Павлова
Таким образом, результативным в роли менеджера по счастью будет человек:
эмпатичный и коммуникабельный,
самостоятельный,
творческий,
проактивный,
думающий и умеющий анализировать,
адаптивный.
Как оценивать работу менеджера по счастью?
Для оценки эффективности работы менеджера по счастью мы внедрили специальные опросники в нашу LMS (систему управления обучением). Сотрудники регулярно оценивают уровень своей удовлетворенности разными аспектами работы — от комфортности рабочего места до отношений в коллективе. Также мы отслеживаем текучесть кадров, количество больничных, продуктивность команд.
Алексей Оносов
Другие метрики для оценки:
вовлеченность и лояльность сотрудников;
количество конфликтов в команде;
эффективность внедренных инициатив — участие сотрудников в мероприятиях и инициативах (в процентах), положительные оценки мероприятий сотрудниками (по результатам опросов);
улучшение здоровья сотрудников — количество больничных и прогулов;
производительность сотрудников;
качество адаптации новичков — период онбординга и доля сотрудников, прошедших испытательный срок;
усиление HR-бренда — изменение позиций в рейтингах и др.
Результаты своей работы мы видим в пульс-опросах, например в повышении eNPS (сейчас он порядка 70−75%). Удовлетворенность сотрудников, которая у нас «в зеленой зоне», влияет на текучесть (она низкая). Плюс внешнее признание: например, в номинации «HR-бренд» конкурса RUWARD мы заняли третье место — при том что мы полностью удаленная команда.
Татьяна Шумская
Успешные инициативы: примеры и кейсы
Одним из первых больших проектов нашей команды стало создание системы онбординга. Ежедневно делаем много маленьких, но важных вещей, которые сотрудники не всегда замечают. В офисах чисто и нет поломанной мебели, ДМС работает исправно, на пикнике с детками весело. Из больших проектов — гид по энергии для соблюдения work-life balance, открытие новых офисов, проведение новых форматов мероприятий, организация раздельного сбора мусора в офисах.
Алена Фарина
Перечислю несколько успешных проектов:
1. Система признания достижений «Герои месяца»: ежемесячно сотрудники голосуют за коллег, внесших наибольший вклад в работу компании.
2. Программа обмена опытом между отделами: раз в месяц сотрудники из разных подразделений проводят мини-лекции о своей работе для коллег.
3. Индивидуальные планы развития: менеджер по счастью помогает каждому сотруднику составить план профессионального и личностного роста, регулярно отслеживает прогресс.
4. «Дни открытых идей» — раз в квартал любой сотрудник может представить руководству свою идею по улучшению работы компании; лучшие предложения внедряются, а авторы получают бонусы.
Алексей Оносов
Яркий пример — инициатива по созданию «тихих комнат» для отдыха и медитации, которую предложил менеджер по счастью в одной из IT-компаний наших клиентов. В другой компании менеджер по счастью внедрил программу «перезагрузки»: сотрудники могли получить короткий оплачиваемый отпуск в случае выгорания.
Наталья Павлова
За два года существования этой роли мы многое успели.
— Внедрили корпоративного коуча. Ребята выстраиваются в очередь, чтобы поработать с ним.
— Выстроили систему онбординга: опросы и рассылку для новеньких, которая подсвечивает порционно, на какие темы и когда обратить внимание, какую информацию изучить.
— Экспериментировали с системой заботы о здоровье — и пришли к «кафетерию бенефитов»: есть определенная сумма на сотрудника, которую мы выделяем в год и которую он на свое усмотрение может потратить на ту или иную услугу. Включены онлайн- и офлайн-варианты, не только варианты про здоровье и фитнес, но также развлечения.
— Создали книжный клуб, он существует больше года. Недавно и киноклуб появился.
— Ежегодно слетаемся на день рождения агентства: в этом году (на 20-летие) собрались почти 500 человек.
— В теплое время года проводим офисы на выезде: анонсируем какой-то город, в пятницу работаем в коворкинге, вечером проводим тимбилдинг в разных форматах.
Татьяна Шумская
Так зачем всё-таки компаниям нужен менеджер по счастью?
Менеджер по счастью делает команду сплоченной и помогает достигать результатов быстрее.
Наталья Рудакова
В современном мире, где борьба за таланты становится всё острее, внедрение должности менеджера по счастью может стать ключевым конкурентным преимуществом.
Алексей Оносов
Менеджер по счастью нужен, чтобы сотрудники были счастливы и могли эффективно работать в комфортных условиях из любой точки мира.
Алена Фарина
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.