Есть ли навык, который, если его развить и активно использовать, может кардинально изменить карьеру и жизнь? Есть: это навык создавать, поддерживать и использовать деловые контакты. И в сфере HR он важен, как ни в какой другой.
И зачем им заниматься
Елена Тимофеева
Автор
31 октября 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Подписаться
Термин «HR-нетворкинг» можно трактовать по-разному. В широком смысле это процесс построения и поддержания отношений с другими специалистами по управлению персоналом как внутри организации, так и за ее пределами. Благодаря умению налаживать контакты с коллегами по цеху вы получаете нужную информацию быстрее и проще, обретаете поддержку и открываете для себя новые возможности. Одна из выгод нетворкинга — доступ к базам проверенных кандидатов.
В узком же смысле HR-нетворкинг — это выстраивание полезных знакомств и связей с конкретной целью: найти и привлечь в компанию сильных специалистов.
В статье мы подробно опишем этот аспект, но рассматривать термин HR-нетворкинга будем в широком смысле: с точки зрения всех преимуществ, которые он дает.
Преимущества HR-нетворкинга
Вы становитесь более эффективным HR-специалистом
Вы узнаете намного больше важных деталей и нюансов о передовых HR-практиках — например, об онбординге, построении HR-бренда, HR-коммуникациях, внутреннем обучении, exit-интервью.
Вы получаете доступ к ценным ресурсам и информации — например, к эксклюзивным отчетам и инсайдам о рынке труда, которые предоставляются только членам профессиональных ассоциаций (и по совместительству — вашим знакомым).
Вы создаете партнерства, которые полезны для бизнеса вашего работодателя, — например, совместно с коллегами из других сфер проводите обучающие семинары для персонала или с помощью контактов привлекаете талантливых студентов на стажировки, заключая договоры о сотрудничестве с учебными заведениями.
Вы становитесь более эффективным рекрутером
Вы оптимизируете поиск и подбор кандидатов: узнаете от других экспертов о лучших практиках, эффективных инструментах и новых источниках найма; делитесь нестандартными вопросами для оценки кандидатов на собеседованиях.
Вы используете связи для поиска лучших кандидатов на вакансии или для решения сложных кадровых проблем:
обмениваетесь контактными сведениями, рекомендациями и доступами к резюме;
ссылаетесь на других эйчаров в приглашениях к сотрудничеству;
используете информацию о характере интересующего специалиста, его ценностях и интересах, чтобы предложить привлекательные для него условия работы.
Вы развиваете карьеру в HR-сфере
HR-нетворкинг дает возможность обучаться у коллег, задавать им актуальные вопросы, узнавать неожиданные способы решения проблем и даже найти опытного ментора, если это необходимо. Через сеть профессиональных связей можно получить информацию о вакансиях, которые соответствуют вашим карьерным амбициям, — в том числе еще не опубликованных.
Вы получаете дополнительный импульс для роста
Знакомые эйчары и рекрутеры могут стать источником вдохновения и мотивации для профессионального и личностного роста — ведь среди высококлассных специалистов много людей с интересными хобби, спортивными достижениями, опубликованными книгами. Имея такие примеры перед глазами, вы с большей готовностью и уверенностью будете ставить перед собой амбициозные карьерные и личные цели.
Как создать сеть HR-контактов
1
Изучите информацию о коллегах с нынешнего и прошлых мест работы. Подумайте, чем они могут быть вам полезны, как могут приблизить к достижению целей. Сохраняйте и поддерживайте контакты — особенно после того, как перестанете работать вместе.
2
Присоединитесь к профессиональным ассоциациям HR-специалистов, чатам эйчаров или рекрутеров в телеграме, группам в социальных сетях, посвященным HR-тематике. Попросите коллег порекомендовать вас в закрытых сообществах и чатах, где они состоят.
3
Регулярно посещайте мероприятия и вебинары, на которых выступают эксперты в области HR или обсуждаются HR-темы.
4
Используйте платформы типа LinkedIn, профессиональные соцсети, каналы в телеграме, чтобы наблюдать за экспертами в HR-сфере, читать их посты и статьи, общаться лично в комментариях.
Универсальные принципы нетворкинга, актуальные и для HR
Стремитесь производить хорошее впечатление при знакомстве и общении
Проявляйте уважение, вежливость и профессионализм. Будьте любознательным и внимательным слушателем. Готовьте и задавайте открытые вопросы. Делитесь полезной информацией и благодарите за нее в ответ.
Целенаправленно укрепляйте отношения
Оставайтесь на связи, оказывайте поддержку и давайте обратную связь. Знакомьте коллег между собой, рекомендуйте их на работу, подтверждайте навыки в LinkedIn. Обращайтесь за советом, обратной связью или рекомендациями, а после обязательно благодарите.
Поддерживайте отношения даже в мелочах: лайкайте посты в соцсетях, оставляйте комментарии, кидайте ссылки на интересные и полезные видео, упоминайте в разговорах идеи, которыми ваш знакомый делился в постах или статьях.
«Платите первым»
Основа эффективного нетворкинга — взаимные услуги, и для того чтобы человек сделал что-то для вас, стоит прежде пару раз поддержать его. Щедро предлагайте своим знакомым помощь, опыт, информацию или ресурсы. Хвалите их работу или опубликованные статьи, книги. Искренне и публично восхищайтесь достижениями.
Развивайтесь
Вы не будете интересны людям, в том числе коллегам по цеху, если вам нечем с ними поделиться. Проходите курсы, читайте книги, изучайте зарубежный опыт.
Оставайтесь собой
Рассказывайте личные и профессиональные истории. Смело, но экологично выражайте собственное мнение. Ищите баланс между честностью, уверенностью, скромностью и уважением к окружающим.
Инструменты и лайфхаки для HR-нетворкинга
Создание личного бренда — его наличие быстрее откроет вам доступ в закрытые сообщества.
Организация HR-мероприятий — сложный, но эффективный путь быстро познакомиться с коллегами и стать для них полезным.
Составление картотеки с контактами коллег и полезной информацией о них (хобби, интересы, семья, факты биографии, прежние работодатели и др.).
Бескорыстная помощь без просчитанной взаимности — именно бескорыстные поступки однажды приносят самые большие дивиденды, но и в моменте вы получаете удовлетворение, повышаете самооценку, укрепляете репутацию.
Предложение «неуспешных» кандидатов. Пусть в вашей компании они по каким-либо причинам не прошли отбор (например, сильных было несколько, а взяли одного) — для коллег же могут стать решением сложной или затянувшейся кадровой проблемы.