Интриги в команде — что делать руководителю?
Интриги в команде портят рабочую атмосферу, создают напряжение и конфликты, подрывают продуктивность сотрудников, а порой и вынуждают их искать другую работу. Рассказываем, как заподозрить интриги, разобраться в их причинах, прекратить и в идеале предотвратить в будущем.

В подготовке статьи нам помогала Елизавета Лаврова — психолог-консультант, генеральный директор ООО «Трипитака».
Экспресс-план действий от психолога-консультанта
18 июня 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Какие бывают интриги в коллективе
Борьба за власть, влияние или продвижение по службе — включает манипуляции, подставы и формирование союзов для достижения личных и карьерных целей.
Формирование социальных группировок и травля отдельных членов команды — из-за персональных симпатий и антипатий, культурных различий, личных и карьерных интересов.
Соревнование за ресурсы, признание или проекты — включает саботаж, дезинформацию и подрыв работы коллег.
Сокрытие или искажение информации — например, распространение слухов для получения преимуществ перед кем-то из сотрудников.
Использование эмоций, жалоб, драматизация ситуаций для влияния на коллег.
Соперничество за участие в проектах: сотрудники принижают заслуги коллег или создают видимость собственной незаменимости.
Борьба за бонусы, премии или распределение финансовых ресурсов, во время которой сотрудники манипулируют отчетностью, завышают результаты или скрывают недостатки.
Помню случай, когда сотрудница разделила коллектив на два лагеря. Она метила на конкретную должность, но я ее не назначила. Уязвленная девушка начала плести интриги и настраивать людей против назначенного специалиста. Коллектив быстро распался на части. «Поддерживающие» саботировали задачи: делали вид, что выполняют их, а потом говорили, что не так поняли. Резко снизилась производительность. Сотрудники тратили энергию не на работу, а на обсуждение коллег из другого лагеря.
Елизавета Лаврова
Каковы признаки интриг в команде
Повышенная секретность

Люди часто шепчутся, скрывают, чем занимаются, теряются, если задавать им прямые вопросы. По компании распространяются слухи и сплетни. Даже если не «кучкуются», сотрудники начинают вести себя более сдержанно, становятся раздражительными (а порой, напротив, подчеркнуто дружелюбными).
Изоляция отдельных членов

В коллективе появляются сотрудники, которых не зовут на обсуждения, мозговые штурмы, встречи с клиентами или посиделки после работы. Это может быть признаком буллинга или более сложных схем и интриг, его включающих.
Появление группировок

На формальных и неформальных встречах становится заметно, что сотрудники «дежурно» объединяются вокруг явных или скрытых лидеров, а во время работы действуют уже не в интересах компании или бизнеса, а в собственных или в интересах группы.
Частые конфликты и жалобы

Споры и разногласия возникают на ровном месте, без объективных причин, при этом сопровождаются сильными эмоциями. Люди жалуются друг на друга или на руководителей, вместо того чтобы пытаться конструктивно решать проблемы, обсуждать и договариваться.
Снижение продуктивности и ухудшение результатов

Дедлайны срываются, задачи выполняются не в полном размере или не «на пятерку», растет количество негативных отзывов от партнеров и клиентов.
Ухудшение корпоративной культуры

Атмосфера в коллективе становится напряженной, недружелюбной, токсичной. Падает моральный дух сотрудников. Они тайком или в открытую высказывают недовольство компанией, коллективом или условиями труда, начинают искать новую работу.
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymkcHW8
Интриги может плести неформальный лидер коллектива, который рвется к определенным должностям, к власти. У людей, чье детство прошло под влиянием деспотичных родительских фигур, сильно развито желание все контролировать, бунтовать, критиковать. С таким сотрудником можно работать, если выделить ему отдельный проект, где он будет нести ответственность за конкретный участок или конкретные задачи.
Елизавета Лаврова
Порой интриги возникают по неожиданным причинам. Например, совершенно нетоксичный и благонадежный сотрудник совершает ошибку и пытается прикрыть ее с помощью интриг. Или коллектив перегружен работой, а интриги становятся отдушиной, способом бороться со стрессом.
Какие методы помогают избавиться от интриг в команде
Самый быстрый и эффективный метод — избавиться от источника интриг, лидера-интригана.
Сотрудницу-интриганку я показательно уволила, а вместе с ней — еще двух человек, которые активно принимали участие в той истории. Увольнение не было тихим: я публично до всех донесла, что подобное поведение не имеет ничего общего с культурой нашей компании. Да, это было непростое решение, ведь незапланированные увольнения ключевых сотрудников ослабляют компанию, оголяются рабочие участки. Но оставшиеся сотрудники, которые были свидетелями этой истории, рассказывали о ней новичкам, что сработало как профилактика.
Елизавета Лаврова
Если причины интриг лежат глубже, в неотлаженных процессах или плохой коммуникации, процесс «излечения» потребует больше времени, сил и терпения.
Проводите личные беседы с наиболее вовлеченными сотрудниками, чтобы выявить корни проблемы и показать свою готовность к решению конфликта.
Включайте в переговоры незаинтересованную третью сторону (например, HR-специалиста или внешнего консультанта — медиатора).
Если личные и конфиденциальные обсуждения не помогают, организуйте встречи всей команды для совместного поиска решений.
Проведите тренинг по улучшению коммуникативных и социальных навыков, чтобы сотрудники научились эффективно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом.
Используйте мероприятия по тимбилдингу, социальные, благотворительные и волонтерские активности для укрепления доверия и сплоченности (особое внимание уделяйте формированию рабочих групп, чтобы в них попадали люди из разных «лагерей»).
Как предотвратить интриги на работе
Во время планерок внимательно следите за сотрудниками, чтобы прощупать болевые точки. По поведению, высказываниям, по тому, кто и какие берет задачи, какая существует конкуренция между сотрудниками, можно сделать выводы и нивелировать возможные конфликты и интриги.
Елизавета Лаврова
В целом способы предотвращения интриг практически полностью совпадают с принципами работы вдолгую ради достижения стратегических целей и получения бизнес-результатов:
обозначьте четкие роли и установите обязанности;
распределяйте ресурсы справедливо, не заводите «любимчиков»;
сделайте процессы принятия решений понятными для сотрудников;
развивайте и поддерживайте открытое и честное общение внутри команды;
поощряйте сотрудничество и командную работу через кросс-функциональные проекты;
введите кодекс профессионального поведения и следите за его соблюдением;
инвестируйте в обучение и развитие сотрудников, чтобы они чувствовали себя ценными и видели возможности для роста внутри компании без интриг.
Лайфхак от эксперта
Еще на этапе набора сотрудников старайтесь отсеивать людей с психотипом, склонным к интригам. (Заподозрить это можно по ответам на поведенческие и проективные вопросы.) Если подобный человек попал в коллектив, то ему нужно уделять больше внимания: проводить с ним беседы и отлавливать скрытое недовольство. Во время таких бесед нужно создавать безопасную для него обстановку, давать выговориться, совершать так называемые «поглаживания» по технологии транзактного анализа. Так человеку будет меньше хотеться интриговать или мстить.
Елизавета Лаврова
Экспресс-план действий на случай возникновения интриг
Реагируйте быстро, как только заподозрили или обнаружили интриги.
Соберите достоверную информацию о происходящем, проведите беседы с участниками и свидетелями.
Избегайте лишнего шума и действий «с наскока». Старайтесь предотвратить распространение слухов и защитить вовлеченных участников.
Для медиации привлеките нейтральную сторону.
Разрешив — по возможности конфиденциально — проблему, вынесите ее на открытое обсуждение в коллективе и предложите команде альтернативные инструменты решения. Если упрощенно: «Ребята, интриговать плохо, поэтому на уровне руководства будем принимать жесткие меры. Можно и нужно иначе, а именно — так…»
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.