Специалист бьюти-сферы должен не только обладать безупречными вкусом и техникой работы, но и быть эмпатичным, уметь услышать запрос клиента, хотеть развиваться в своей профессии.

Как найти таких сотрудников и определить их точки роста еще до выхода на работу — рассказывает Ирина Столярова, управляющая сетью салонов красоты «Персона» (Москва).
От собеседования до аттестации и повышения категории
Как нанимают бьюти-мастеров — опыт сети салонов «Персона»
3 апреля 2023 года
управляющая сетью салонов красоты «Персона» (Москва)
Ирина Столярова
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
«Персона» — это сеть из 15 салонов красоты, в которых работает около 350 сотрудников. Каждую неделю на работу выходит в среднем пять новичков.
Состояние отрасли в целом
Работать в бьюти-сферу идут люди разного возраста. Конечно, большинство — те, кто начинает с 18 лет, но есть и исключения: например, нам знакома история мужчины, который стал визажистом в 40 лет, а до этого работал в силовых структурах. Мы же, со своей стороны, рады видеть в команде молодых, амбициозных, ярких специалистов, но ценим и опыт.

Если рассматривать категории мастеров с привязкой к возрасту, то самые «молодые» — это бровисты-визажисты. Сама профессия как отдельное направление также появилась недавно. Стилистам, нейл-специалистам, косметологам, как правило, от 22 до 55 лет. Управляющие салонами и старшие администраторы — люди 22−40 лет.

В бьюти-сфере очень важно быть знакомым с трендами, постоянно развиваться, искать решения для нестандартных ситуаций. Эта отрасль — быстрорастущая и креативная, и, чтобы в ней закрепиться и успешно работать, нужно сочетание двух составляющих: желания постоянно придумывать что-то новое и энергии, чтобы реализовывать задуманное на практике.

Причины ухода мастеров из салонов обычно стандартные:
не понравился коллектив;
не устраивает уровень заработной платы;
неудобно добираться до работы;
желание отправиться в свободное плавание. Многие специалисты за время работы формируют базу клиентов, а затем арендуют отдельный кабинет или открывают свой салон, решив развиваться самостоятельно.
Кого нанимает «Персона»
Принципы поиска специалистов у нас схожи с теми, что используются в других сферах. Мы размещаем вакансии на крупных площадках по поиску работы, принимаем заявки от соискателей через свой официальный сайт и приглашаем интересных кандидатов на собеседование. Обычно для того, чтобы закрыть вакансию, нам нужно пообщаться с тремя специалистами. Хотя сложность найма зависит от направления: например, бровистов найти довольно легко, а вот с нейл-мастерами — труднее.

Первая встреча проходит в офисе компании — с представителем HR-отдела. Его задача — понять мотивацию соискателя и то, насколько он готов развиваться в ходе работы. HR-специалист уточняет у человека:
что для него важно в работе,
почему он ищет новое место,
чего от него ждет.
Также важно, разделяет ли кандидат наши корпоративные принципы. Одна из ценностей компании — постоянное посещение семинаров на профессиональные темы: обучение новым техникам стрижек, окрашивания и проч. А также по технике продаж, видам продукции, сервису.

Если соискатель на это не согласен, мы вряд ли его наймем. Востребованным специалистом в бьюти-сфере может стать только тот мастер, который постоянно обучается и развивается как профессионал.
Мы готовы нанимать людей:
с видимым потенциалом;
тех, кто намерен учиться;
тех, кто любит свою профессию.
Опыт работы важен, но это не главный критерий при выборе сотрудника. Мы в «Персоне» считаем, что профессиональным навыкам можно научить. И даже знаем, как вырастить специалиста под себя с нуля — хотя практикуем такое нечасто, так как это сложный и долгий процесс. Потребуется не меньше шести месяцев, если человек только начинает работать, и примерно три месяца, если у него есть базовые навыки.

Перспективный новичок трудится под руководством наставника, который комментирует его работу и показывает на практике, к каким результатам надо стремиться.
Мы не наймем человека, если он:
не прошел аттестацию;
не слышит запрос клиента;
не наделен эмпатией — это качество очень важно в бьюти-сфере. К сожалению, его невозможно развить: либо оно есть, либо его нет.
Как проходит аттестация
Если соискатель отвечает требованиям вакансии и готов развиваться, мы предлагаем ему пройти аттестацию, чтобы продемонстрировать свое мастерство и качество работы. Согласовываем дату и время, приглашаем моделей — у нас есть целый чат с людьми, которые готовы побыть в этой роли, — и встречаемся в салоне.

Аттестацию проходят все специалисты: от парикмахеров до мастеров маникюра, — процедуру проводит арт-директор сети. А для оценки мастеров высокой квалификации к нему присоединяются два стилиста: они дают задания соискателю и сверяют результаты со стандартами «Персоны». Например, могут попросить парикмахера выполнить мужскую и женскую стрижки, а дополнительно — окрашивание волос и укладку.

Критериев оценки много:
насколько качественно мастер проконсультировал клиента, внимательно ли отнесся к его запросу;
какую форму стрижки и укладки выбрал и как объяснил свое решение;
какой цвет выбрал для окрашивания;
какую технику окрашивания предпочел и почему;
подходит ли результат его работы конкретному человеку;
насколько современным выглядит образ;
понравилась ли модели работа мастера и т. д.
Чтобы ничего не упустить, представители «Персоны» и модель заполняют специальный чек-лист из 10 вопросов об уровне обслуживания и качестве консультации со стороны мастера. Так мы получаем мнение не только профессионала, но и клиента. А еще мы обязательно фотографируем результат работы: некоторые недочеты видны только на фото. И, если возникнет спорная ситуация, снимки можно послать другим стилистам-экспертам, которые дадут свою оценку.

В один день мы можем одновременно аттестовать до шести специалистов — всё зависит от количества свободных рабочих мест в салоне.
Нужны ли рекомендации
Мы нанимаем не только специалистов бьюти-сферы.

Если человек претендует на должность управляющего салона или в один из отделов офиса, то рекомендации нужны. В остальных случаях они обычно не требуются. Но HR-специалист может позвонить бывшему руководителю кандидата, если сомневается в достоверности какой-то информации.
О чем мы можем спросить бывшего работодателя:
«Как долго сотрудник у вас работал?»
«По какой причине он ушел?»
«Какую обратную связь давали клиенты?» (Если речь о сотруднике салона, а не офиса.)
«Какую еще информацию мы как будущий работодатель должны знать?»
Задачи на испытательный срок
У специалистов из бьюти-сферы один из главных показателей — записываются ли клиенты к ним на прием повторно и какую обратную связь дают.

В первые три месяца мы оцениваем:
насколько быстро к новому специалисту начали возвращаться клиенты и довольны ли они обслуживанием;
предлагает ли сотрудник дополнительные услуги. Например, парикмахер — салонные процедуры для волос и средства для домашнего ухода. Это крайне важно, ведь с их помощью клиенты могут продлить эффект ухода или окрашивания, которые были выполнены в салоне.
Если клиенты довольны мастером, хотят обслуживаться у него и прислушиваются к его рекомендациям — значит, мы сработаемся!
Карьерный рост
В бьюти-сфере карьерный рост есть только у парикмахеров. В наших салонах он выглядит так:
мастер,
топ-мастер,
стилист,
топ-стилист.
Специалист может перейти из одной категории в другую, если достигнет определенных KPI:
по объемам продаж,
уровню выручки,
проценту возвращаемости клиентов,
количеству оказанных акционных услуг —
и пройдет аттестацию. Она похожа на ту, что мы организуем при найме, но требования выше. Например, если топ-мастер претендует на категорию «стилист», он сдает три модели:
первую женскую: стрижка, окрашивание и укладка;
вторую женскую: укладка и прическа с собранными волосами;
мужскую: стрижка и укладка.
При этом все три работы должны раскрывать определенную тематику. Специалист сам ее выбирает и отображает на моделях с помощью стрижки, окрашивания, укладки и одежды.

Для этой аттестации собирается комиссия: арт-директор и два специалиста высокой категории.
На что влияют отзывы клиентов
После того как клиент побывал у нас в салоне, мы отправляем ему СМС, в которой просим оценить работу мастера. Самая высокая оценка — пять звезд. Если человек чем-то недоволен и ставит отметку ниже, мы связываемся с ним, чтобы разобраться в ситуации.

А затем проводим работу над ошибками. Бывает, что работа выполнена хорошо, но человек всё равно недоволен. Например, считает, что стрижка ему не подходит. Тут вопрос в том, насколько хорошо мастер проконсультировал клиента. Управляющий салона рассматривает каждую ситуацию и дает сотруднику обратную связь, в 90% случаев предлагает ему пройти соответствующее дополнительное обучение или мастер-класс.

Такая система помогает нам стать лучше и заботиться о репутации салонов.

За положительные отзывы поощрения для специалистов у нас нет, как нет и штрафов за отрицательные. Но, если клиенты начнут часто жаловаться на кого-то из мастеров и ситуация со временем не улучшится, мы будем вынуждены попрощаться с этим сотрудником.
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.

Изображения взяты с сайта giphy.com