Как управлять реакцией сотрудников на критику

На работе принято общаться спокойно и конструктивно, но не всем и не всегда это удается. С помощью экспертов мы разобрались, как руководителю действовать в ситуациях, когда подчиненный реагирует на критику слишком резко.

После вашей критики могут возникнуть три физиологические реакции на стресс: «бей», «беги» и «замри». Последнюю слишком резкой не назовешь, поэтому о ней ниже говорить не будем.
22 октября 2024 года
Елена Тимофеева
Автор
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Причины, почему сотрудник может резко реагировать на критику
Встречаются и неочевидные причины.
Резкая реакция на критику случается в недавно созданных предприятиях, в которых еще не сложились традиции и иерархия, нет стабильности и определенного будущего. Весьма вероятна она и в семейном бизнесе, где родственники свободно общаются друг с другом, не всегда придерживаются делового тона, открыто показывают эмоции.
Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости ООО «ДФ “Инжиниринг”», руководитель компании по подготовке специалистов «Академия “Спец”», сертифицированный фасилитатор
Резкая реакция на критику может возникнуть, если человек считает себя непогрешимым (у всех нас бывают моменты, когда кажется, что мы правы на 100%), а также если происходит столкновение ценностей — обратная связь задевает какую-то внутреннюю ценность человека, и он считает, что мы к нему несправедливы.
Илья Глазырин, бизнес-тренер, собственник и руководитель тренинговой компании Eurasia
Резкая реакция может возникнуть из-за нарушенной или неэффективной коммуникации. У нас был кейс, когда аналитик передал неточную информацию разработчикам и вопросы у руководителя после этого появились именно к ним. Сотрудники встали в позицию защиты, в итоге на протяжении всего проекта сохранялась напряженная обстановка в команде.
Анастасия Савченко менеджер заботы о сотрудниках Outlines Tech
Новые сотрудники ждут вас на Работе.ру. Размещайте вакансии со скидкой 20% по промокоду prorabota. Подробности акции — по ссылке.
Реклама. ООО «РДВ-софт» (ИНН 7709969870).
erid: 2RanymdCM6Q


Реакция типа «бей»
Сотрудник ведет себя агрессивно
Как это бывает: сотрудник кричит, жестикулирует, перебивает руководителя, не давая закончить предложение. Он упрекает собеседника в необоснованной критике. Использует фразы вроде «Да что вы об этом знаете!» или «Я всё правильно сделал, а вы придираетесь».
Если сотрудник остро отреагировал на замечание, лучше продолжить разговор наедине: критика, высказанная публично, воспринимается гораздо болезненнее. Проявите заботу о чувствах человека. Это поможет ему успокоиться и ощутить благодарность.
Галина Куринная, исполнительный директор, директор по продукту группы компаний Black Square, управляющая «Институтом адаптивного интеллекта»
Что делать руководителю:
  • Не поддавайтесь на провокации, избегайте ответной агрессии.
  • Мягко, но уверенно остановите сотрудника — например, скажите: «Давайте успокоимся и продолжим конструктивный диалог».
  • После короткой паузы предложите ему выговориться, но задайте направление конкретным вопросом: «Что именно вас беспокоит в моей критике?»
  • Верните разговор от сильных эмоций к цифрам, фактам и доказательствам: «Давай посмотрим на результат проекта» или «Вспомним конкретные примеры».
При реакции типа «бей» я стараюсь уйти «на уровень выше». Говорю сотруднику: «Подожди, давай посмотрим на ситуацию со стороны. Ты что-то сделал неверно, я пытаюсь тебя поправить и не ищу виноватого, а ты споришь со мной. Я правильно понял, что ты сам знаешь, как исправить ошибку? Если да, то действуй. Если нет — я расскажу тебе». Когда человек понимает, что личного выпада в его сторону нет, что мы просто ищем решение, он успокаивается и пытается исправить то, что случилось.
Илья Глазырин
Лайфхак: используйте «эффект зеркала». Понизьте тон голоса и говорите тише, чем обычно. Сотрудник в ответ начнет возмущаться тише, чтобы услышать вас.
Сотрудник пытается втянуть в конфликт коллег
Как это бывает: сотрудник в некорректной форме и бездоказательно перекладывает ответственность на коллег, обвиняя их в возникших проблемах. Он возмущенно произносит: «А я-то при чем? Вы не там ищете!» Повышает голос, чтобы все в подразделении обратили внимание на конфликт, и приглашает в нем поучаствовать, подтвердить его правоту.
Что делать руководителю:
  • Не участвуйте в обсуждении обвинений, сосредоточьтесь на сути критики и ответственности конкретного сотрудника.
  • Переведите разговор на факты.
  • Пообещайте выяснить роль всех сотрудников в возникшей проблемной ситуации.
  • Предложите перейти в другое помещение, чтобы продолжить разговор наедине.
Для меня это красный флажок, когда «обидевшийся» сотрудник пытается втянуть в конфликт весь коллектив, занимает позицию скомороха, вынуждая окружающих обсуждать ситуацию. Но всё же я до последнего стараюсь давать человеку шанс: прошу его не вовлекать в конфликт остальных, объясняю, что он всегда может обсудить ситуацию со мной лично, что он не должен бояться обратной связи от меня.
Илья Глазырин
Лайфхак: используйте рефрейминг. Вместо того чтобы отвечать на обвинения, переведите разговор в позитивное русло, предлагая сотруднику подумать, как он может более эффективно взаимодействовать с теми, кого обвиняет. Например: «Как считаешь, что нужно сделать, чтобы избежать впредь подобных ситуаций и вам с Ивановым было комфортнее работать?»
Сотрудник прибегает к сарказму и демонстрирует пренебрежение
Как это бывает: сотрудник отвечает язвительными комментариями в духе «О, конечно, я всё делаю не так!». Он делает нелестные обобщения: «Вы всегда найдете к чему придраться». Ухмыляется, закатывает глаза и изображает снисходительное отношение к замечаниям руководителя, подрывая его авторитет.
Что делать руководителю:
  • Не копируйте интонацию сотрудника и не переходите на личности.
  • Преобразуйте саркастические замечания в конкретику: «Вижу, тебе сложно принять это замечание. Давай обсудим, что именно вызывает у тебя сомнения».
  • Напомните о важности профессионализма и взаимного уважения: «В нашей компании не принято в таком тоне друг с другом разговаривать».
Лайфхак: попробуйте отшутиться, если уверены, что шутка будет принята правильно. Например: «Ну да, я придираюсь к тебе от большой любви и в награду за твои заслуги — надо же воспитывать в тебе стрессоустойчивость!»
Сотрудник уходит в сторону от сути критики, создавая новый конфликт
Как это бывает: сотрудник делает вид, что не понял или не услышал критику, и внезапно начинает возмущаться по поводу какой-то другой проблемы или ситуации. Он произносит: «Да как тут вообще работать нормально, если кондиционер отключен! Вам плевать на то, что мы задыхаемся от жары и духоты». Или спрашивает: «Я вам отчет за прошлый месяц еще вчера утром отправил. Почему до сих пор не дали по нему обратную связь?» — притом что ваша критика касалась не отчета, а общения с ВИП-клиентом.
Что делать руководителю:
  • Напомните сотруднику, что обсуждение должно оставаться в рамках конкретной проблемы: «Давай вернемся к обсуждению этого вопроса».
  • Используйте уточняющие вопросы, чтобы вернуть разговор к теме: «Как это связано с тем, что мы обсуждаем?»
  • Пообещайте или предложите помощь: «Я вижу, что у тебя есть другие трудности. Давай обсудим, как я могу помочь, но сначала решим текущую задачу».
Мой опыт показывает, что первым и самым важным шагом является диалог. Постарайтесь выяснить, что стоит за реакцией сотрудника, внимательно выслушайте его точку зрения и предложите конструктивное обсуждение. Поддержка и понимание могут смягчить напряженную ситуацию, а доверительный и открытый диалог становится ключом к решению многих вопросов.
Мария Фадькина, руководитель группы подбора персонала ГК Selecty
Лайфхак: задайте неожиданный вопрос. Например: «Если бы мы снимали это на видео, что бы мы потом увидели? А что бы ты хотел, чтобы увидели?» Легкий шок от неожиданного вопроса поможет человеку взять передышку и вернет разговор в конструктивное русло.
Реакция типа «беги»
Сотрудник внезапно покидает комнату
Как это бывает: он восклицает «Я не стану больше это выслушивать!» — и выходит из помещения, хлопнув дверью.
Что делать руководителю:
  • Позвольте сотруднику немного остыть. Возьмите паузу, чтобы избежать обострения конфликта.
  • Когда эмоции улягутся, пригласите его на повторную встречу: «Мне важно продолжить это обсуждение. Когда тебе будет удобно вернуться к разговору?»
  • Во время следующей встречи уточните, что побудило человека резко прекратить разговор. Это поможет понять его чувства и избежать повторения ситуации.
После критики от руководителя сотрудник обратился к нам в отдел заботы, чтобы сменить проект. При разборе ситуации обнаружилось: он решил, что начальник не замечает результатов его работы и не уважает его как специалиста. Мы запросили у начальника обратную связь по работе. Выяснилось, что тот всем доволен. Узнав, что, по мнению руководителя, он хорошо справляется с задачами, человек понял, что решение о смене проекта было поспешным.
Анастасия Савченко
Лайфхак: временно переведите общение в письменную форму. Отправьте сообщение: «Понимаю, разговор был трудным. Давай я четко сформулирую свою позицию и доводы. Когда будешь готов, хочу услышать твое мнение и продолжить диалог».
Сотрудник плачет
Как это бывает: слезы более вероятны, если вы раскритиковали сотрудницу, особенно молодую и неопытную. Среди причин не только физиология (женщины эмоциональнее), но и стереотипы: мужчина сделает всё от него зависящее, чтобы не проявлять «слабость».
Если вы попали в болевую точку сотрудника и он утопает в эмоциях, не стоит на эту точку дальше давить. Возьмите паузу, во время которой переведите критику в письменную форму — с максимально точным указанием ошибок и комментариями, как всё исправить и как поступить в следующий раз. Сотрудник, заинтересованный в работе, проведет рефлексию, когда эмоции улягутся.
Анастасия Савченко
Что делать руководителю:
  • Сохраняйте спокойствие и постарайтесь звучать доброжелательно, а не осуждающе.
  • Дайте понять, что вы готовы принять чувства сотрудника: «Вижу, что это тебя сильно задело. Давай обсудим, что именно вызывает такие эмоции».
  • Если человек быстро успокоился и можно вернуться к разговору, перенаправьте его внимание на возможные шаги для улучшения ситуации.
Лайфхак: предложите сотруднику записать свои мысли, чтобы упорядочить их к следующему разговору. Например: «Если тебе сложно сейчас говорить, может, перечислишь свои аргументы на бумаге и мы обсудим их позже?»
Сотрудник пытается уволиться
Как это бывает: «Раз меня здесь не ценят, я ухожу» — подобное заявление редко бывает неожиданным для руководителя и самого сотрудника. Чаще речь о хроническом недовольстве друг другом и условиями работы в компании. Возможно, человек не видит перспектив и ищет повод для ухода.
Что делать руководителю:
  • Сохраняйте спокойствие и не давайте согласие на такие крайние меры. Избегайте реакции «Ну и пожалуйста!».
  • Спросите, почему обычное обсуждение проблемной рабочей ситуации привело к такому решению.
  • Предложите сотруднику взять паузу, чтобы он мог убедиться в серьезности своих намерений, но напомните, что до заявления об уходе вы открыты для разговора.
Я в подобных ситуациях говорил: «Если ты сейчас уйдешь, кто-то всё равно будет доделывать за тебя эту работу. Ты это понимаешь? Если ее будет делать кто-то другой, то нужен ли ты?» Это отрезвляет сотрудника, он понимает, что поступил нерационально. Я продолжаю: «Представь, ты уйдешь из этой компании и придешь в другую. Там появится такая же задача, с таким же руководителем, с такой же обратной связью — и ты снова уйдешь. Так и будешь бегать всю жизнь? Давай мы с тобой вместе пройдем все этапы этой задачи, ты научишься ее выполнять, и больше она не будет мешать тебе в жизни».
Илья Глазырин
Общие рекомендации
Стройте и развивайте корпоративную культуру, в которой критика воспринимается как инструмент роста, а не как личное нападение.
Полезно регулярно оценивать эмоциональное состояние и психологический комфорт членов коллектива. В позитивной и дружественной атмосфере, где есть взаимная поддержка и высокая удовлетворенность работой, замечания воспринимаются спокойнее. Для этого можно проводить интервью и опросы, например по методике eNPS.
Галина Куринная
Формулируйте критику так, чтобы она помогала решать проблемы, а не акцентировала внимание на недостатках.
Демонстрируйте поддержку, чтобы помочь сотруднику справиться с эмоциями.
Ни в коем случае нельзя кричать или ругаться в ответ на слишком эмоциональную реакцию. Важно оставаться в роли взрослого, который понимает: слезы или конфликт — сигнал о том, что у человека что-то «болит». Нужно лишь выяснить, что «болит» и почему.
Илья Глазырин
Внимательно выслушивайте сотрудников, чтобы понять их точку зрения, подчеркнуть свой интерес и снизить напряжение.
Проводите в команде тренинги по эмоциональному интеллекту, чтобы сотрудники лучше справлялись с критикой.
Снизить количество острых реакций помогут установленные правила обратной связи. Обучение и тренинги по коммуникативным навыкам научат команду воспринимать критику как нормальную часть рабочего процесса и возможность для роста.
Галина Куринная
Внимательнее присмотритесь к сотруднику — возможно, его реакция не слишком эмоциональная, а преднамеренно токсичная.
Острые реакции человека на критику — повод задуматься об изменении подхода к нему, о проведении серьезной беседы или даже увольнении. Это особенно актуально, если он систематически игнорирует критику, отказывается обсуждать рекомендации, после критики сознательно саботирует рабочий процесс или вредит ему, а также втягивает коллег в конфликт и настраивает их против руководства, разжигая негативные эмоции.
Галина Куринная
Читайте также
Есть что сказать по теме? Напишите нам.
Нажимая на кнопку, вы даете Согласие на обработку персональных данных, принимаете Правила и условия Соглашения об условиях использования сайта rabota.ru.